irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКИЕ ТЕАТРЫ. Театр кукол "ТЕРЕМОК". Премьера "Стойкого оловянного солдатика"


   
                                      ПЯТКАМИ  НАЗАД

На остановке сильно рассмешил мужчина. Сначала спросил, можно ли ему  сесть и сколько это будет стоить( вид   при этом совершенно невозмутимый).
И   вдруг  закричал, показывая  на  мои ноги: «Как вы  только ходите!» Я  заинтересовалась  и  тоже  принялась  их изучать. «Пятками назад? У вас же пятки сзади!» - не унимался уличный юморист. А я ведь  почти «купилась»... Какая удачная шутка! И какое  неожиданно точное название для статьи  о премьере в «Теремке».
«Стойкий  оловянный солдатик» в кукольном театре  обозначен как спектакль по сказкам Андерсена (скорей,все же по мотивам - на  мотивы  многое  можно списать). Декорации, похожие на старинные гравюры, воссоздают интерьер детской. Аспидная доска, деревянная  качалка
, игрушки перед ширмой, над ширмой, коробки -  как их домики и футляры в нижнем  ее ярусе (интересная работа Татьяны Стариковой). Картонный замок с красавицей-балериной, окутанный облачками цветущей яблони, перышек?.. И девушка  не карикатурно красива, как можно было   ожидать  от художницы комикс-стиля.Реально красива.
В меру противный  злой Тролль (Роман Собко), в меру плаксивая Старая Кукла (Инна Идобаева), очень бравый Солдат (Дмитрий Ковдя),  почему-то без ружья… И еще четыре свинки-копилки, два толстых Пьеро (впервые в моей театральной практике!), Крот, Крыса,Соловей, Рыба.Персонажи разных сказок Андерсена. Все на месте, но как-то так, пятками назад.
Можно  не придавать значение тому , что Щука (а здесь именно  она) вряд ли заплывет в датские моря, а Крыса куда интересней  в оригинале великого сказочника,  где она  не болтает, а требует дорожную пошлину  с несущегося по водосточной канаве Солдатика. А вот обилие свиней и  частая демонстрация  ими куцых хвостиков  не может  не сбивать с  главной мысли. Препирательства «группы свиней»  длинны, порой невнятны. Все бы  ничего, да Сказка  не любит шума и посторонних разговоров. Вооружившись  микрофонами, артисты  зачастую продолжают кричать вместо  того, чтобы лучше доносить  ее Интонацию.
А Интонация  там мягкая,  грустная, окрашенная   тонким юмором. Упавшего на мостовую Солдатика искали все. А  он хранил молчание , «считая неприличным  громко кричать  на улице, да еще будучи в мундире». И в брюхе у рыбы держался стойко: «лежал, вытянувшись  во всю  длину, с  ружьем  на плече» (стойко лежать – какая  милая игра слов!)
Постановщик Геннадий Шугуров уже не первый раз, и  умело,  вводит  анимацию в   театральную канву. А как еще показать  долго-долгое падение Солдатика с третьего  этажа, его опасный  путь на утлом газетном кораблике  по   наполненной водой канавке,  пламя топки, сжигающее  его и его Танцовщицу?  В финале звучит красивая музыка (композитор Сергей Баневич), двое любящих соединяются  в заоблачных эмпиреях  (видеоряд  и световое решение  превосходно выполнены  ).Казалось бы, вот оно …Нет, нужен еще зачем-то финал с прозрением игрушек. Внезапно «перековываются» даже жадные жирные свинюшки.
И не загадочные обстоятельства предшествуют гибели Солдатика и Балерины (то ли ветер распахивал окно и дверь,  то ли коварный Тролль; то ли сам мальчик по детской непредсказуемой жестокости кидал  в огонь чудесно спасшего  солдатика,  то ли   Тролль его надоумил),а явное  «вредительство» и   колдовство Тролля, лишившего  голоса прекрасную «одноножку».Ну и зачем ей тут голос? Любовные взгляды  не скроешь, они красноречивее  слов. Сюжет  явно  надуманный  -  за основу взят  сценарий   питерского драматурга Денисова. Правда, он сокращен и изменен в финале, который у автора пьесы был еще и счастливым. Вот  уж это   точно - пятками назад, совсем   бы  не по-андерсеновски! …
Дети, разумеется, будут смотреть  этот спектакль (лучше      дети постарше). Но потом хорошо    сесть  и  - перечитать андерсеновскую историю. Воздушную и нежную, как  последний полет картонной балеринки, светлую и печальную, как настоящая любовь. «От танцовщицы осталась только  блестка…она уже  не сверкала – почернела, как уголь»…
                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments