
ПЯТКАМИ НАЗАД
На остановке сильно рассмешил мужчина. Сначала спросил, можно ли ему сесть и сколько это будет стоить( вид при этом совершенно невозмутимый).
И вдруг закричал, показывая на мои ноги: «Как вы только ходите!» Я заинтересовалась и тоже принялась их изучать. «Пятками назад? У вас же пятки сзади!» - не унимался уличный юморист. А я ведь почти «купилась»... Какая удачная шутка! И какое неожиданно точное название для статьи о премьере в «Теремке».
«Стойкий оловянный солдатик» в кукольном театре обозначен как спектакль по сказкам Андерсена (скорей,все же по мотивам - на мотивы многое можно списать). Декорации, похожие на старинные гравюры, воссоздают интерьер детской. Аспидная доска, деревянная качалка, игрушки перед ширмой, над ширмой, коробки - как их домики и футляры в нижнем ее ярусе (интересная работа Татьяны Стариковой). Картонный замок с красавицей-балериной, окутанный облачками цветущей яблони, перышек?.. И девушка не карикатурно красива, как можно было ожидать от художницы комикс-стиля.Реально красива.
В меру противный злой Тролль (Роман Собко), в меру плаксивая Старая Кукла (Инна Идобаева), очень бравый Солдат (Дмитрий Ковдя), почему-то без ружья… И еще четыре свинки-копилки, два толстых Пьеро (впервые в моей театральной практике!), Крот, Крыса,Соловей, Рыба.Персонажи разных сказок Андерсена. Все на месте, но как-то так, пятками назад.
Можно не придавать значение тому , что Щука (а здесь именно она) вряд ли заплывет в датские моря, а Крыса куда интересней в оригинале великого сказочника, где она не болтает, а требует дорожную пошлину с несущегося по водосточной канаве Солдатика. А вот обилие свиней и частая демонстрация ими куцых хвостиков не может не сбивать с главной мысли. Препирательства «группы свиней» длинны, порой невнятны. Все бы ничего, да Сказка не любит шума и посторонних разговоров. Вооружившись микрофонами, артисты зачастую продолжают кричать вместо того, чтобы лучше доносить ее Интонацию.
А Интонация там мягкая, грустная, окрашенная тонким юмором. Упавшего на мостовую Солдатика искали все. А он хранил молчание , «считая неприличным громко кричать на улице, да еще будучи в мундире». И в брюхе у рыбы держался стойко: «лежал, вытянувшись во всю длину, с ружьем на плече» (стойко лежать – какая милая игра слов!)
Постановщик Геннадий Шугуров уже не первый раз, и умело, вводит анимацию в театральную канву. А как еще показать долго-долгое падение Солдатика с третьего этажа, его опасный путь на утлом газетном кораблике по наполненной водой канавке, пламя топки, сжигающее его и его Танцовщицу? В финале звучит красивая музыка (композитор Сергей Баневич), двое любящих соединяются в заоблачных эмпиреях (видеоряд и световое решение превосходно выполнены ).Казалось бы, вот оно …Нет, нужен еще зачем-то финал с прозрением игрушек. Внезапно «перековываются» даже жадные жирные свинюшки.
И не загадочные обстоятельства предшествуют гибели Солдатика и Балерины (то ли ветер распахивал окно и дверь, то ли коварный Тролль; то ли сам мальчик по детской непредсказуемой жестокости кидал в огонь чудесно спасшего солдатика, то ли Тролль его надоумил),а явное «вредительство» и колдовство Тролля, лишившего голоса прекрасную «одноножку».Ну и зачем ей тут голос? Любовные взгляды не скроешь, они красноречивее слов. Сюжет явно надуманный - за основу взят сценарий питерского драматурга Денисова. Правда, он сокращен и изменен в финале, который у автора пьесы был еще и счастливым. Вот уж это точно - пятками назад, совсем бы не по-андерсеновски! …
Дети, разумеется, будут смотреть этот спектакль (лучше дети постарше). Но потом хорошо сесть и - перечитать андерсеновскую историю. Воздушную и нежную, как последний полет картонной балеринки, светлую и печальную, как настоящая любовь. «От танцовщицы осталась только блестка…она уже не сверкала – почернела, как уголь»…
Ирина Крайнова
