irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СЖ РОССИИ. Москва , вековой юбилей



                                          НАМ - ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ
Все-таки  надо верить  народным приметам: не убираться  перед отъездом, не выносить мусор...Но не люблю возвращаться в грязную квартиру  -   домывала  полы в последние мгновения перед стартом.
*Везли, складывали… Как следствие -  ОРЗ, случившееся в пути (сильно грешу на  любимый  мной «Балаганчикъ», где вирус  ходил по кругу), неожиданно сшибавшее  по утрам  давление и деревянные, потерявшие способность к сгибанию ноги к финалу . Хотя… давление могло скакнуть и на нервной почве, нескончаемые  же московские лестницы   и переходы  кого хошь добьют.
Особенно  много их понастроили на старых ветках метро – синей и  красной.Когда бедные молодые журналисты из  врожденной вежливости протащили наши чугунные баулы по всем подземным горкам, нас   ждал еще большой surprise в виде лестницы  высотой с Потемкинскую с монументальной партизанской группой, терявшейся у ее вершины .
Немало было   оргнакладок.Как иначе  объяснить, что за вечер мы могли получить три письма с совершенно противоречивыми инструкциями?  Что меня, насквозь «культурного» журналиста, не  стали записывать  на встречу в минкульте и  на канале «Культура», что  телевизионщиков отправляли в печатные издания, а   газетчиков  , напротив, на ТВ? Но в целом поездка саратовской делегации СЖ России на  его вековой  юбилей была удачной.
«Как мы туда попали»? -  отбирало правление Регионального  отделения  - это раз. В Союзе я без нескольких месяцев  ... 40 лет. Это два.И еще маленькая статистика:   15-й раз  стала лауреатом творческих конкурсов, из  них 12-ти  -журналистских.
Итак, мы сели в семнадцатый, и я, памятуя свою миссию пресс-секретаря  регионального  отделения ОРЯ, сразу начала  складывать  бумажные журавлики . Ведь  это был Всемирный день оригами. Его учредили в Японии 11 ноября  в 11 часов в  память об окончании Первой мировой войны. И  с этого  дня прошло уже сто  лет . В прошлом году  мы вступили в пору  столетий важных исторических событий.
Под девизом «Оригами  за мир» члены саратовской делегации складывали белых и  желтых, синих и зеленых  журавликов.  Порывалась вовлечь во всеобщее складывание  я  и соседа , но мне вовремя объяснили:  "ненашенский"-де.Слегка  припадая на одно крыло, наши птички уже  и крылышками пытались махать. А когда их пустили в небо Ртищева,  в морозный ночной воздух, взлетели дружной стайкой и… вернулись на платформу. Пришлось председателю Саратовского отделения СЖ Лидии Златогорской пускать  их в  темно-синее небо   снова.
  *Размещали, веселили…В Москве  нас поместили в гостиничном комплексе Измайлово, когда-то возведенном  к олимпиаде, бывшем тогда  самым крупным в  стране. Мегакомплекс  из пяти многоэтажных отелей в окружении Измайловского парка,   здесь 2000 номеров  (для  3500 человек), 16 ресторанов и баров, банк, почта, магазины… На завтрак ходили к лестнице с разноцветным  водопадом и стеной  водяных пузырьков, за которой пряталось солидной толщины денежное дерево. Нас нагоняли звуки музыки – наигрывал человек из «тех времен».
Первый день был совсем  свободный, но  превратившийся в дырявый сифон  нос  не позволял  мне покинуть окрестности гостиницы (даже с сыновьями отказалась встречаться) .И, начав с Измайловского кремля, пышного и безвкусного новодела , и выставки "Япония. Куклы,сказки, легенды" (отнесла галеристам свою давно обещанную книгу  о Японии), немного померзнув  на смотровой площадке Большого терема,   направилась в «Перекресток», где  нашла все, что нужно: кафе, продмаг, аптеку  и банкомат.
Нас сильно повеселило письмо, где предлагалось уже  в 10 утра отправиться  на автобусе в Домжур, хотя поездка  на  ТВ оттуда   ожидалась только в 14.30. Веселье  быстро закончилось, когда пришлось в духоте набитого и жарко натопленного  автобуса  (сидела  прямо  у печки), под прямыми лучами солнца, полтора часа пробками пробиваться по улицам. Москва, однако! Наша Камчатка откололась от передней, привилегированной части автобуса,  выслав гонца с  ультиматумом водителю: а)выключить печь, б) включить вентиляцию или хотя бы  открыть окна .Гонец долго  не появлялся,  мы уже опасались, не   взяли ли его в плен «привилегированные», когда он явился под щитом, сообщив ,что печь  не выключается, вентиляция не включается,  окна  не открываются.  Но мы здорово повеселились!...
*Показывали, разъясняли… В Домжуре, в зале с бюстом Пушкина и поленьями за каминной решеткой, Ида Борисовна Яковлева  устроила музейный  уголок. Старые учетные карточки, членские билеты  (могла бы присоединить   три своих – первый был красивого вишневого цвета  в обложке из эстонской кожи, второй больше напоминал бейджик), та самая легендарная лейка, которой снимали тогда лучшие фотокоры …
В конференц-зале  нам  очень бодро поведали  про новые технологии и будущее журналистики. Обед в  мерзлом подвальчике  (температура бодрящая) был  хорош – Домжур славится своей кухней,  раньше она была не для простых смертных- только для  журналистов.
Начался разъезд по редакциям и  телестудиям армии съехавшихся  со всей страны собратьев  по перу. Отошел уже автобус   в Роскомнадзор, в «Российскую газету», часть народа увели пешим строем.А мы все ждали наш, телевизионный.Водитель   был с природным юмором.Ругнувшись  для порядка, что вот  уже  третий раз меняют маршрут, он довольно быстро  довез  нас  до 5-й улицы Ямского Поля ,в "Россию-24" (хотя  грозился увезти аж  в Останкино).
Еще  долго пришлось ждать начальника выпуска программы – разгар рабочего дня у  работающих в этом здании   предельно напряженный. 150 тысяч новостей в день (включая  социальные сети) должны перелопатить за день корреспонденты, чтобы  найти в них то самое,  самое важное для эфира. В ожидании  «главного»  нас завели в студию  записи экономических,международных ,
спортивных  программ , она оказалась очень камерной, скромной. И  мы  поняли , почему здесь так гордятся своими операторами – выпускниками ВГИКА, которые умеют  «раздвигать стены»  , «поднимать потолки» с помощью  технических хитростей.Встреча с "главным" была стремительной и    крайне информативной . Он сыпал цифрами, шутил, рассказывая о нелегком хлебе телеведущих, которые после двухчасового непрерывного  говорения должны  отдохнуть не меньше двух часов.Председатель одного    отделения  СЖ все пыталась выяснить  доходы телевизионщиков, те резонно умалчивали
Тут телеведущий пошел  прямо  на нас   по коридору .  Им  оказался Дмитрий Щугорев, профессиональный переводчик,  а  с 2000  года  -корреспондент отдела международной информации ОРТ. С 2007 года — ведущий линейного эфира выпусков новостей и информационных программ этого  круглосуточного телеканала. Коллег заинтересовала  семейная жизнь человека, который работает 24 часа, с той же нагрузкой  и в праздники тоже.Но и жена Дмитрия здесь, на канале ,  она  занимается культурной тематикой.
Все двинулись  в гостиницу, и  только мы  втроем  - в Малый театр. Я  по контрамарке, а  Лиду с Олей сбила с панталыку, рассказав, что спектакль  исторический , солидный,в хороших костюмах и  оформлении, что  вообще-то сейчас  редкость.И правда, «Смута» Мединского поставлена  мощно, с размахом (известный режиссер Бейлис), в монументальных декорациях, с живым небом   в бегущих серых облаках, с горящим Смоленском с  огненными фениксами, рассыпающимися   искрами. Сурово и  просто ее  музыкальное решение. Убедительна игра многих актеров  - Афанасьева, Фаддеева, Добрована, Милюзиной,Белого, Абрамовой. Но пьеса, как справедливо заметили две пожилые московские дамы, декларативна, однолинейна.Польские  персонажи  так примитивны, что    напоминают  карикатуры времен Отечественной войны, русские  -  все  молодцы-удальцы, кроме нескольких предателей. Разве  иначе никак  не показать смоленскую оборону, которая  на два года отвлекала большие вражеские  силы  от Москвы, приковала  их , 30 тысяч уничтожила? Эта страница Великой Смуты действительно героическая  и  относительно мало изученная.
На другой день мы были свободны до обеда. Непрестанно  дул ледяной ноябрьский ветер, и  я, подмерзнув в открытом Измайловском тереме, завернула  в музейчик .Их тут множество, маленьких и  очень любопытных. Этот создавали в советские годы два художника, лепя из пластилина фигурки древних воинов, средневековых королей и военачальников, русских князей и царей. Они встретились, подружились,  соревнования устраивали – кто кого вылепит сегодня. Здесь  тоже есть Русская Смута, но в минискульптурном варианте: 70 командующих белых армий всех фронтов гражданской войны. Сходство портретное,  но уж  очень работа натуралистичная. Зато  ментики, погоны, эполеты, шашки, ордена и  прочая атрибутика сделаны   безукоризненно.Была в последний день у меня  еще Новая Третьяковка. Но  о Ларионове потом, отдельно расскажу.
*Поздравляли, наливали…К вечеру нас ждал самый большой, самый  многоколонный драматический театр  страны -  Российской армии ( на его сцену  свободно выезжали танки). После  правительственных поздравлений в яви и в приветственных адресах (очень порадовал  мэр Москвы Сергей Собянин, выделивший основательную сумму  на ремонт Домжура) началась лирико-историческая часть, где
показана вся история СЖ    за 100 лет,в кадрах кинохроники,песнях , в  чтении актерами  документов, откуда , к примеру,  узнаёшь, что мудрый Петр Великий был   не  только первым  нашим журналистом (  опубликовал репортаж о Полтавской битве!) , но и «моральный кодекс»  профессии создал,  черным  по белому  припечатав:  не врать!
Оживляя страницы истории страны, которую отражали в статьях, радиорепортажах,  первых телепередачах журналисты, на сцену  не вывезли разве что танки.А так  было всё , были все: белая лошадь,  плюющая синим газом «эмка» ( или другая машина тех лет),   темпераментная Лариса Долина , изумительно разложенный на голоса Хор Турецкого  (бархатный баритон  так   просто смел меня  с кресла), мужественно  харизматичный Газманов,  ностальгически лиричные «Самоцветы», трогательная в своей  «нетехничности» группа «Песни  нашего века»...
Да, «нам танков  не давали», но до сих пор  первыми входят в города  журналисты в  «горячих точках». Награждение Золотыми перьями России замыкало  этот почти трехчасовый праздник. Была небольшая - и по существу  - речь нашего нового главы (Владимир Геннадьевич  Соловьев). Интересно  было  выступление  председателя  Международной федерации журналистов Филипа Ляруша .  А вот китайский товарищ отчего-то  выдал длинный-предлинный отчетный доклад….
Изголодавший народ, чуя  запах съестного (и спиртного), потянулся в фойе. На фуршете саратовская  группа оказалась без столика,   нас охотно приняли в свои объятия забайкальские коллеги. Я общалась с симпатичными пензенскими, нижегородскими,  ярославскими делегатами. Самой старшей  участнице форума из Великого Новгорода    уже   за 80, но держалась  она бодро,  в глазах  огонек  интереса к происходящему не погас. А  это  есть самая-самая  журналистская черта.
Удивительный  момент  праздника, когда я уже  стояла ночью  у  корпуса Дельта, пропуская вереницу с серебристыми сумками, где как логотип   напечатаны слова: 100 лет СЖР . И перо  - наискосок, по триколору ( подарок СЖ  своим  членам). Внушительное  шествие тянулось  от метро , мимо четырех греческих букв корпусов, до нашего, пятого. Тайное становилось явным, «агенты влияния» раскрывали свои пароли и явки... Зрелище впечатляло! «С праздником», - обратился ко мне  незнакомый мужчина.

Нас перестали бояться, а  уважать  не перестали. Не все  и не всех, но не перестали. Не ври! – как же  это просто и как …  трудно.   Не в этом ли суть нашей профессии?
                                                                                                                                                                                 
100 лет СЖ, Ларионов 021.JPG                                                                                                                           Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments