irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ДОМ КУЗНЕЦОВА. САМАЯ КОРОТКАЯ ВЫСТАВКА В МИРЕ. "Персоналка" Бебутовой



                                   С БАБОЧКАМИ и БЕЗ
Почему я всегда думаю, что  Павел Кузнецов родился 19 ноября? Чуть  не пропустила...
Хорошо, вовремя зашла на сайт Радищевского музея, проверила цифру  - 17 ноября!Так что  на самую   короткую в мире выставку у Дома Кузнецова я  опоздала. Осталось   на память лишь  собственное историческое фото  двухлетней давности, когда в дождь, снег ,в  стремящемся вниз потоке  непонятного происхождения, художники стойко держали свои картины у стен Дома.Вот  это был  экстрим! ..
А  этот субботний день   праздника по поводу 140-летия Павла Варфоломеевича  был солнечный и сухой. Еще висели,а кое-где   и стояли картины  по эту сторону забора –  Старый   Саратов Елены Слыщенко, арбузы на  Волге Натальи Чечневой …Еще подставлял  свои блестящие бока солнышку гигант-самовар, принесенный  из музея,  не иссякли угощения на традиционно  накрытом во дворе столе. И художники Дубововы пока недалеко спрятали свои картины:  сняла  и Колин полевой букет  на венском стуле, и Иринкину декоративную сирень  ( она  пишет вовсю рядом с живописцем мужем).
А искусствовед Наталья Тараканова уже зазывала гостей  в Дом,  на новые выставки, не такие краткие. Мы поднялись в самую  большую  его комнату, где   легендарная Тамара Гродскова ,
не меняющаяся  с годами,рассказала  о живописи жены, спутницы и  верного  друга художника.
Выставка показывает другую Елену Бебутову. Миниатюрная грузинская княжна, подававшая большие надежды как кубофутуристка  и авангардистка, полностью ушла  в тень своего великого мужа и в чем-то переняла его палитру и манеру.
А здесь мы видим полноценного большого художника. Ее крымские скалы  вовсе  не « бестелесны», как на кузнецовских работах, они  материальны и фактурны.Невесомы  и напевны   и  женские фигурки Кузнецова ( вспомним  его киргизский цикл). В работах жены  это  полновесные, точеные,  крепкие  физически тела , они  так и светятся здоровьем, радостью бытия.Такие  же крепко сбитые  бутузы на картине, посвященной детям и самолетам. Бебутова была   и хорошим театральным художником, расписывала декорации.
Кузнецов часто писал портреты этой по-восточному красивой женщины в шляпке. Себя, по врожденной скоромности, Елена  не писала. отя  портреты ее кисти очень  хороши,  а взгляды ее моделей по чистоте  и наивности могли бы посостязаться  с героями  Ван Гога. Бебутова пережила мужа всего  на два года.
К 140-летию выдающегося представителя серебряного века русской живописи художники    поучаствовали в акции в  рамках проекта «Сто дней рождения Павла Кузнецова: 1998-2098» и открыли экспозицию в мансарде Дома.  20 лет назад родовое гнездо Кузнецова представляло  собой ужасную развалюху. Как вспоминает художник Николай Аржанов, тогдашний губернатор пообещал привести дом в «божеский вид». Но чиновничьи обещания сколько лет  надо ждать?…  И тогда инициативная группа саратовцев  провела   ни много  ни мало  - 13  персональных выставок на едва  сколоченном желтом заборе. Пресса и телевидение начинали каждый репортаж словами: «Как обещал губернатор Аяцков...». И так – каждые две недели…
Надо  ли говорить, что ,в конце концов, они победили. Дом  отреставрировали.Теперь от каждого участника тех заборных выставок  в мансарде   по одной работе.  Вот они висят рядом: солнечный мир  Чудина и  сумрачный - Мерцлина,радужный - Аржанова , мифологичный   -  Мошникова…
В прошлое  можно слетать  на «машине времени»:  за полупрозрачной занавеской  она включается, стартует ,мы видим записи Книги отзывов с рисунками художников,  снимки  тех лет.  И лучшие – фотохудожника Валерия Кузьменко.
 Большая удача, что  и к  моему  материалу Валерий Иванович  прислал  фотографии.
«Ничто на земле  не проходит бесследно», музея история тоже «бессмертна». В  него  и превратилась бывшая развалюха  на Октябрьской. А  главный борец  за  музей,  бывший директор Кузнецовского дома Игорь Сорокин,  представил  новый проект. «Коллекция бабочек» Павла Варфоломеевича.   Не легкокрылые творения  природы, а элегантные  вечерние бабочки, заменявшие ему тесные галстуки. «Я  дошел  до бреда красоты, намерены  меня привязать на ленту», - писал художник.Вот  и привязали… бабочками .

                                                                                                                                    Ирина Крайнова, фото Валерия Кузьменко

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments