
ДВА ВТОРЫХ, И ОБА В ЯБЛОЧКО
Снова нас порадовал высоким искусством Брандт-Брасс-ансамбль.
Когда- то их было десять. Великолепных музыкантов, писаных красавцев в белых щегольских костюмах. Осталось семеро, пятеро, оставалось четверо…Они сдались и… разбавили стойкое мужское братство представительницей слабого пола. Одной, но какой! Лилия Дорофеева не только «писаная красавица», но и классная «трубачка». Теперь в прославленном ансамбле пятеро трубачей и молодой невозмутимый ударник. Сочетание устойчивое, оно уже дало несколько блистательных концертов. Успели ребята съездить и в Сызрань на XXI международный фестиваль духовых оркестров и ансамблей «Серебряные трубы Поволжья». За 20 лет там побывали музыканты из 10 стран: Франции, Испании, Сербии, Италии, Индии, Македонии, Китая, Марокко, Мексики, Бразилии. В ХХI фестивале участвовали Франция и Камерун, Бразилия и Россия. Наш ансамбль выступил очень успешно - дал аж четыре концерта.
Нынешний концерт в Белом зале Саратовской консерватории именем собственным не назвали. Но ведущая вечера, очаровательная Елена Пономарева объяснила нам его уникальность. Только «легкая музыка», которая обычно звучит во втором отделении,после обязательной классики. А здесь как бы два вторых отделения.
На сцене испытанная четверка превосходных трубачей: Денис Новицкий - туба, Алексадр Даниленко – труба и корнет, Юрий Долгов - бас-тромбон, Валентин Статник – валторна и – самая молодая исполнительница Лилия, как черный изящный тюльпан в созвездии сияющей меди.
Леночка мило, как всегда, познавательно ведет программу, музыканты играют изящно, аристократично, держатся свободно,артистично. Торжественно объявив, что через два месяца в Бразилии начнется карнавал ( как будто только о нем мы и мечтали), ведущая предлагает отправиться в музыкальное путешествие в эту южноамериканскую страну, где все танцуют самбу. Композиция стремительна и зажигательна. Ведь самба – главный танец бразильцев, символ их национальной идентичности. Известность обрела именно благодаря карнавалам.
Перенося нас из Южной Америки в не менее солнечную Грецию, Брандт Брасс играет не сиртаки, как следовало бы ожидать (он все же авторский танец ), а национальный, хасапико , когда-то по -настоящему мужской, военный ,который исполняли «избранные отряды воинов византийской эпохи, называемые кассапидес». Танцующий как бы выходил на поле боя.
Возвращение к латиноамериканским ритмам было поистине романтичным и чрезвычайно мелодичным – ведь оно посвящено Прекрасной незнакомке. Все было, как у Блока: «И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне».
Аналог недавно закончившегося у нас бабьего лета в английском языке «Indian summer». Этот джазовый стандарт, родившийся ровно сто лет назад, популярен до сих пор. Музыканты исполнили его вдохновенно. Как, впрочем,и известную композицию , возглавившую мировой хитпарад всего год назад. Последний номер первого «второго отделения» окрасили ностальгические ноты - он посвящен памяти умершей возлюбленной композитора.
Но вот приходит «второе» второе отделение, артистов уже не узнать: строгие костюмы и концертные бабочки сменили на джинсы и свободные черные футболки с логотипом ансамбля. На груди каждого участника запечатлен его родной инструмент.
Сейчас они еще ближе подошли к джазу с его стихией импровизации и пластики движений. Но началось все с «Дискомании» - известного произведения 80-х годов, которое виртуозно играет Новицкий соло. Остальные участники забавно обыгрывают номер, выглянув и тскрывшись за кулисами.
В различных композициях мы видим разные солирующие инструменты, тон задает то внушительная туба, то манящая за собой валторна, то глубокий, волнующий звук бас-тромбона. А вместе они - как одно целое, легко и умело переходя с композиции на композицию, перемещаясь из страны в страну. Кто не знает песенку про большую крокодилу, что по улицам голодная ходила? У нее тоже есть англоязычный аналог, такой же шутливый, дословно переводится, как «большой зеленый человек». Его габариты смешно и точно передают нижние октавы.Серьезные музыканты любят повеселиться.
И тут же меняются в лице, серьезнеют при объявлении следующего номера.«A Night in Tunisia» Чарльза Паркера, одного из законодателей джаза ,отсылает к 1942 году и второй мировой войне. В то время на севере Африки погибло много американцев.
Рок-музыке, родившей такое направление, как джаз-рок, тоже посвятил композицию ансамбль.Она носит название «Одиночество». Заканчивает концерт , конечно же, джазом, визитной карточкой бруклинского ансамбля, которая так и называется - «Бруклин». Зал бисирует чудесным артистам, они играют снова , и на минуту кажется, что мы попали в музыкальный американский фильм прошлого века: так согласно играют трубы Даниленко и Дорофеевой, так красиво «выдувает медь» валторна Статника, так душевно ведет диалог с залом бас-тромбон Долгова…Великолепная пятерка двигается,поворачивается, дружно , в такт, буквально танцуют у своих начищенных труб…И вот уже зал подхлопывает самой легкой , самой чудесной музыке, которую только могут извлечь из своих внушительных инструментов не скрипачи и альтисты - духовики . Брандт Брасс ансамбль может все, саратовцам это давно известно.
Ирина Крайнова
