irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА авторских КУКОЛ



                        МИР   ПОСЛЕ ЛЮДЕЙ
А любопытно, как  бы он выглядел, если б  остались на свете только куклы, ходили друг другу в гости, чинно сидели на мягких стульчиках, пили чай из крохотных фарфоровых чашечек…
Это я вспомнила кукол  моего детства. Сейчас  они иные, и   форм, размеров, видов самых неожиданных. Экспериментальная творческая мастерская «DollArt.ru» Российской академии художеств и Творческого союза художников России (Москва) представляют в художественном музее имени А. Н. Радищева новую выставку  авторских кукол (одну мы уже видели) «МикроМакрос». Руководители Экспериментальной творческой мастерской «DollArt.ru» (Кукольное искусство в России) Александра Худякова  и Светлана Румянцева. Проект  создан профессиональными художниками-кукольниками в 2002 году  и одним своим существованием  доказывает серьезность  это вида искусства, вовлеченность  его общий культурный контекст.
Более 40 российских художников-кукольников создают  в экспозиции   волшебный мир,  «где перекрещиваются параллельности, сочетается несочетаемое, соединяются в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, реальное с нереальным, настоящее с будущим. Где великаны и лилипуты живут совсем рядом и не всегда догадываются о существовании друг друга».
Что   не просто сказка - ничем  не ограниченная фантазия, выходящая за грани времени и яви.  Милый человечек хочет приладить себе крылья. Сложно устроенный корабль ( механизм?)-  грифон - катапульта пытается взлететь (  и оказывается «автопортретом в динамике») . Прелестная куколка с заколкой-бабочкой и ридикюльчиком-крохотной клеткой. А что в ней?..  Здесь уже какой-то микрокосм.
Мама и сынок, доверчиво прижавшийся к  ее растущему животику. Фигурка с узором единорога, женский бюст, овальная изящная головка – все связано между собой материалом и цветом. Прекрасное тело, почти  фрагментарное, как настоящий антик, -  это прикованная к скале Андромеда.Ладони с линиями жизни в картинках и уже -  в персонажах.Чудесная слепая птица , радужная,в нежных цветах.Кукла с изумительно подобранными цветами головного убора, пышной, колоколом, юбки, изящно вытянувшая ножки в черных башмачках. Или та,с выбившимися прядями, ногами колесом, расставленными пальчиками. У нее есть поза, есть взгляд.  Куклы  не просто живые, они эмоционально окрашенные.С удивлением,огорчением, величавостью  на лице.
Пышен рождественский белый стол с россыпями бус вместо шоколадных конфет,  рельефными прозрачными  мороженицами , украшенными еловыми веточками,  куклами   размеров   микро и макро, похожими на паяцев, музыкантов, коломбин,  тут же  маленькие, совершенно  белые человечки, наблюдающие за ними.  Лилипуты бесцветны и безвредны.Гулливеры, к праздничному пирогу  не допущенные, опасно пристально   смотрят в  окошки с облупившейся краской  (виден  то глаз, то стекло очков – вернее, одного «очка»).
Но пока в кукольном государстве  без происшествий. Наряжены к празднику серебристые елки,  большая снежинка -  с головкой  крепко сбитого бутуза,  тепло светят окошки чуть заснеженных домиков, в которые  очень хочется заглянуть, став  на коленки, как в детстве.
В следующем зале куклы выстроены по ранжиру. Большая белая дама  среди  своих нижних юбках, ее кринолин так огромен, что умещает еще нескольких существ,  шляпа и кружева  образуют  занавес. Пузатые, вязаные, уютные куклы, напоминающие снежных баб . Игрушка,  как в стихах, позабытая  на парковой скамейке.Явно средневековый персонаж верхом  на пантере, с соколом ,волком,  младенцем за спиной.
Здесь свои истории, свои  драмы , трагедии .Просто голова-яйцо, просто кисть, но с божией коровкой (опус Светланы Резановой).Изящные Евы , словно выточенные из полудрагоценных камней, с лицами древних идолов. Одна- с яблоком, другая-с гранатом, что ближе к истине (работа Юли Ральниковой).Все, что осталось  от казненной  Марии-Антуанетты – красная голова,  крови полное блюдце и - чудовищно раздутый комар. Даже человечки вокруг  почернели. Творение  петербурженки Ольги Герр, не раз ставившей в нашей драме  спетакли как художник.
Запоминаются куклы с  «усиками» шляпок  рыцарских времен, с повторяющими их спирали жуками, полузакованные в доспехи.Восхищает Климентина  - томная  дама модерна ,в узоре чешуей ,  пролитым серебряным дождем( работа куратора выставки Саши Худяковой).  Восторгает вся острая, невозможно длинноногая,  в ажурных чулках, на каблучках серпом… кукла? Какая ж она кукла!  В зеркалах с поврежденными  временем амальгамами  проступают смутные лики.
/ Что, " уюта захотела, знаешь, где он - твой уют?"/
Отвели душу кукольники и  в шахматной теме. Черные и  белые, рядом и на соседних тумбах, в домино, с обозначением фигуры помпоном на голове или  сложным  головным ,убором, или просто держащие ее . Королевы, шуты,дирижеры,  скачущие, пляшущие , бегущие…Тяжелый имперский стиль  обозначает персонажей  петровской России. Увеличенные объемы  привычных вещей – кнопка,карадаш, конфета, перьевая ручка, тюбик с краской…В них можно поиграть, кое- что – просто подержать ( если удержишь). А что-то и с места  не сдвинешь. И нам велики, что уж говорить  про рассыпанных везде  белых человечков. Для  них здесь начинается космос,  бесконечно  огромные небесные тела.
Гораздо симпатичней выглядят  рассыпанные  на полу цветные пуговицы с камзола великана и недовязанный белый свитер, брошенный вместе  со спицами. А большой коробок  обгорелых спичек ? Взрослым  тут  раздолье, а  детям… целые дни можно проводить ,   превращаясь то в  гномика в гостях у  великанов , то в   Гулливера
,  пытающегося заглянуть в горящие окошки.И никаких волшебств! Все зависит  от точки зрения.
                                                                                                                                                                       Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments