
МИР ПОСЛЕ ЛЮДЕЙ
А любопытно, как бы он выглядел, если б остались на свете только куклы, ходили друг другу в гости, чинно сидели на мягких стульчиках, пили чай из крохотных фарфоровых чашечек…
Это я вспомнила кукол моего детства. Сейчас они иные, и форм, размеров, видов самых неожиданных. Экспериментальная творческая мастерская «DollArt.ru» Российской академии художеств и Творческого союза художников России (Москва) представляют в художественном музее имени А. Н. Радищева новую выставку авторских кукол (одну мы уже видели) «МикроМакрос». Руководители Экспериментальной творческой мастерской «DollArt.ru» (Кукольное искусство в России) Александра Худякова и Светлана Румянцева. Проект создан профессиональными художниками-кукольниками в 2002 году и одним своим существованием доказывает серьезность это вида искусства, вовлеченность его общий культурный контекст.
Более 40 российских художников-кукольников создают в экспозиции волшебный мир, «где перекрещиваются параллельности, сочетается несочетаемое, соединяются в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, реальное с нереальным, настоящее с будущим. Где великаны и лилипуты живут совсем рядом и не всегда догадываются о существовании друг друга».
Что не просто сказка - ничем не ограниченная фантазия, выходящая за грани времени и яви. Милый человечек хочет приладить себе крылья. Сложно устроенный корабль ( механизм?)- грифон - катапульта пытается взлететь ( и оказывается «автопортретом в динамике») . Прелестная куколка с заколкой-бабочкой и ридикюльчиком-крохотной клеткой. А что в ней?.. Здесь уже какой-то микрокосм.
Мама и сынок, доверчиво прижавшийся к ее растущему животику. Фигурка с узором единорога, женский бюст, овальная изящная головка – все связано между собой материалом и цветом. Прекрасное тело, почти фрагментарное, как настоящий антик, - это прикованная к скале Андромеда.Ладони с линиями жизни в картинках и уже - в персонажах.Чудесная слепая птица , радужная,в нежных цветах.Кукла с изумительно подобранными цветами головного убора, пышной, колоколом, юбки, изящно вытянувшая ножки в черных башмачках. Или та,с выбившимися прядями, ногами колесом, расставленными пальчиками. У нее есть поза, есть взгляд. Куклы не просто живые, они эмоционально окрашенные.С удивлением,огорчением, величавостью на лице.
Пышен рождественский белый стол с россыпями бус вместо шоколадных конфет, рельефными прозрачными мороженицами , украшенными еловыми веточками, куклами размеров микро и макро, похожими на паяцев, музыкантов, коломбин, тут же маленькие, совершенно белые человечки, наблюдающие за ними. Лилипуты бесцветны и безвредны.Гулливеры, к праздничному пирогу не допущенные, опасно пристально смотрят в окошки с облупившейся краской (виден то глаз, то стекло очков – вернее, одного «очка»).
Но пока в кукольном государстве без происшествий. Наряжены к празднику серебристые елки, большая снежинка - с головкой крепко сбитого бутуза, тепло светят окошки чуть заснеженных домиков, в которые очень хочется заглянуть, став на коленки, как в детстве.
В следующем зале куклы выстроены по ранжиру. Большая белая дама среди своих нижних юбках, ее кринолин так огромен, что умещает еще нескольких существ, шляпа и кружева образуют занавес. Пузатые, вязаные, уютные куклы, напоминающие снежных баб . Игрушка, как в стихах, позабытая на парковой скамейке.Явно средневековый персонаж верхом на пантере, с соколом ,волком, младенцем за спиной.
Здесь свои истории, свои драмы , трагедии .Просто голова-яйцо, просто кисть, но с божией коровкой (опус Светланы Резановой).Изящные Евы , словно выточенные из полудрагоценных камней, с лицами древних идолов. Одна- с яблоком, другая-с гранатом, что ближе к истине (работа Юли Ральниковой).Все, что осталось от казненной Марии-Антуанетты – красная голова, крови полное блюдце и - чудовищно раздутый комар. Даже человечки вокруг почернели. Творение петербурженки Ольги Герр, не раз ставившей в нашей драме спетакли как художник.
Запоминаются куклы с «усиками» шляпок рыцарских времен, с повторяющими их спирали жуками, полузакованные в доспехи.Восхищает Климентина - томная дама модерна ,в узоре чешуей , пролитым серебряным дождем( работа куратора выставки Саши Худяковой). Восторгает вся острая, невозможно длинноногая, в ажурных чулках, на каблучках серпом… кукла? Какая ж она кукла! В зеркалах с поврежденными временем амальгамами проступают смутные лики./ Что, " уюта захотела, знаешь, где он - твой уют?"/
Отвели душу кукольники и в шахматной теме. Черные и белые, рядом и на соседних тумбах, в домино, с обозначением фигуры помпоном на голове или сложным головным ,убором, или просто держащие ее . Королевы, шуты,дирижеры, скачущие, пляшущие , бегущие…Тяжелый имперский стиль обозначает персонажей петровской России. Увеличенные объемы привычных вещей – кнопка,карадаш, конфета, перьевая ручка, тюбик с краской…В них можно поиграть, кое- что – просто подержать ( если удержишь). А что-то и с места не сдвинешь. И нам велики, что уж говорить про рассыпанных везде белых человечков. Для них здесь начинается космос, бесконечно огромные небесные тела.
Гораздо симпатичней выглядят рассыпанные на полу цветные пуговицы с камзола великана и недовязанный белый свитер, брошенный вместе со спицами. А большой коробок обгорелых спичек ? Взрослым тут раздолье, а детям… целые дни можно проводить , превращаясь то в гномика в гостях у великанов , то в Гулливера, пытающегося заглянуть в горящие окошки.И никаких волшебств! Все зависит от точки зрения.
Ирина Крайнова
