irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, курс БЕЛЯКОВОЙ. Спектакль по Вампилову



                             МОЛЧАНИЕ В ИЮНЕ
Недолог был его век, не много он оставил пьес – тех, которые сумели достичь   его же, вампиловского уровня.
Первой из них была пьеса  «Прощание в июне». Множество разных названий, целых  17 редакций, отставка в московском театре при жизни писателя  и постановка в литовском уже после его после трагического ухода.
Но именно  эта маленькая пьеса –  первый спектакль Вампилова в Москве. 28 октября  1972  года в Театре имени К. С. Станиславского "Прощание в июне" поставил Алексей  Товстоногов, сын Георгия Александровича. 18 ноября - премьера  спектакля в Ленинграде,  в Театре драмы и комедии. В Иркутске  вскоре выходит книга с  двумя пьесами Вампилова - "Предместье" и  "Прощание в июне".
В следующем году    драматург уже один из лидеров репертуара: «Прошлым летом в Чулимске"   идет в четырнадцати театрах, "Старший сын" -  в тридцати девяти, "Прощание в июне" - в пятнадцати.
Великие писатели  умеют черпать сюжеты  отовсюду, хоть из уголовной хроники. Великие драматурги  берут их из житейских парадоксов,  порой анекдотических. Парни опоздали  на электричку  и  на ходу придумывают  легенду о побочном сыне...Сослуживцы в отместку устраивают коллеге мнимые похороны.Ректор обменивает  любовь студента к   его дочери   на право   того вовремя закончить  университет…
Какие забавные истории можно было сочинить, как смешно  завернуть диалоги…Вампилов мастер вообще строить диалоги,  кажется, что ему  подбрасывала их  сама жизнь – пришло время острых  на язык   шестидесятников, которым  надоело бояться. Да, его истории   смешны и забавны,  и закручены лихо, но за каждой встают   непростые характеры, назревают    нешуточные конфликты. Комедии оборачиваются драмой.
Сюжет
этой пьесы  тоже подсказала  жизнь.   Острый, колючий филолог Вампилов  (чем   не Колесов из пьесы?) написал талантливую  и злую эпиграмму на ректора, она ходила «в списках».  И  тут новый «компромат», просто криминал тех лет  - бутылки из-под спиртного  обнаружены в комнате общежития,    где завсегдатаем был Вампилов.  Местному Ювеналу   грозило исключение.  Спасло его ходатайство  «комитета и профсоюза», о которых в тексте так  иронически…
Сейчас эту пьесу ставят  нечасто. Здесь  нет полемичности «Утиной охоты», пронзительной распахнутости «Старшего сына», прямой проекции в  наше сегодня «Прошлого лета в Чулимске». Видела   на сцене только один спектакль, очень давно,не вспомню сейчас  ни театра, ни города. Но и тогда  пьеса легла  на  душу .
... Жила девочка, наивная, веселая,  красивая,  ждала свою большую любовь. Пришел мальчик, не красивый, не веселый,  не наивный, но сильный  и чистый,   и дал  ей эту  любовь. Но  вдруг в одночасье -   не разлюбил, нет! – глухо  закрылся, надел маску,  отказался от своих чувств. И велел « больше  о нем не писать». Девочка  была очень  гордая,  она не умела, как  вампиловская Таня, приходить, когда не звали, . Ушла навсегда. Но всё мучилась вопросом:  почему он  это сделал?
А ответ нашла  совсем  недавно, на дипломном спектакле курса  профессора Риммы Беляковой (художник Ольга Колесникова), поставленном   легко, динамично: пластика и танец при переносе декораций,  песенные  хиты 60-х,  такая узнаваемая массовка. Девушки в начесах и коротких пышных юбках, парни в  комбинированных куртках с вельветом ( правда, подтяжки навыпуск  тогда  еще  не носили,и  военные репродукторы на улицах уже не висели, но  это частности). Эпоха шагнула  в Малый зал тюза Киселева небогатой «комсомольской» свадьбой с  нарзаном  и «Абрау-Дюрсо», коллективным «я»  студенческой среды: все пытаются помирить рассорившихся на свадьбе молодоженов  (Михаил Третьяков и Екатерина Максюта), горой встают за отчисленного из вуза Колесова (Салман Джумагазиев) , навещают его и в «ссылке».
Даже эпизодические роли поданы броско - Красавицы, Комсорга, Строгой. И очень смешной здесь  Гомыра (Никита Чернов), упрямый  «женоненавистник». Его лучший друг Вася Букин (Михаил Третьяков) выглядит куда естественней , когда  перестает себя сдерживать   "не клоуничать" .  Что  смотрится  и органично,и драматично в контексте его истории.  Сильная сцена, когда они с правильным Фроловым (Владимир Дорогин) удалились   «стреляться»  одним ружьем. Вася куражится,  чтобы только   не нажать спусковой крючок, Фролов отчаянно трусит. Пожалуй, только милиционер  пока не очень убедителен - или слишком серьезен для своего текста, где и  серьезность комичная., он же "при исполнении".
Маленькая роль у  превосходной актрисы Ирины Ткаченко, но она открывает  нам внутреннюю жизнь  этой тихой женщины. Любящий муж ,занимающий высокий пост, дом - полная чаша,  любимая взрослая дочь …Она находит в себе силы сказать своему ректору   горькую правду : «Ты администратор  и немного ученый. Для авторитета». Именно она заставит мужа ,с прорвавшимися металлическими нотами в  голосе ,восстановить в университете Колосова, да   и в аспирантуру  его взять. «Цена вопроса»  пока  ей неведома.
Золотуев отличного характерного артиста Сергея Филимонова – улыбчивый и злобный одновременно,  адепт взяточничества  уже вселенских масштабов. Ему и в голову не приходит , что есть на свете честные люди. Не  берет? Значит,  мало дали!..
Крах надежд великого взяткодателя, когда посадивший его ревизор  не  возьмет просто астрономическую сумму,   не отыгран актером во всей его  глубине. А здесь  за гротескной формой – судьба, сравнимая  с героями Достоевского.
Ректор  Репников Ильи Кузьмина убедителен в неприятии таких, как Колесов.  И его можно понять: «Мне никогда не  нравились эти типы, эти  юные победители  с  самомнением  до  небес! ... Он  явился  с  убеждением,  что  мир создан  исключительно для  него…», - откровенничает   ректор  с женой. Это откровенность посредственности, столкнувшейся с подлинным талантом. А Колесов ярко  талантлив и одарен  не  только  способностями к науке, но и    размахом личности,  и несомненной харизмой. Его реплики в тексте  были  самые остроумные, мне  жаль, что ушла его обычная присказка, которой  Таня  от  него заразилась: «Скандал на Панаме, на Занзибаре  революция, пущены агрегаты  Братской ГЭС  - не  слышали?..» Я еще помню тех  ребят , «остряков-самоучек» нашего студенческого прошлого.
Всем  хорош Коля Колесов,  всего-то   раз и сыграет  не в те ворота,  променяв девушку  на диплом,  и объяснит все  очень  складно:  «Я давно и  твердо решил  посвятить себя науке и не хотел бы терять времени даром...».  А хваткий Репников  уже  держит  его за своего («Кто однажды крепко оступился,  тот всю жизнь прихрамывает»). Хотя   сильно опасается непредсказуемости  таких «типов». И не напрасно. Кто   б  еще решился не только  от аспирантуры отказаться ( мерило благополучия в советском обществе!), но и диплом свой  разорвать вселюдно?
А  Колесов  полюбил  женщину, искреннюю в каждом своем  слове и поступке, с  прямым взглядом ( притягательна в роли Тани тоненькая, статуарная в юбках клеш Виктория Бикетова), ей врать  нельзя .
У Вампилова пьеса закольцована,  финал открыт. Снова Колесов встречает  Таню у  концертной афиши и слово в слово повторяет  текст первой сцены.
«Молчание.
Колесов. Не пойдете?
Таня. Нет... Счастливо оставаться.
Стоят в трех шагах друг от друга».
Можно истолковать  это стояние и молчание и  так, и этак. В  спектакле Риммы Беляковой девушка стремительно уходит. Таня здесь уже другая:  научившись приходить,   она не научилась прощать.
А как  поступила  бы  девушка  моей юности, если б  тот решительный  человек,  тоже променявший ее  - на кандидатскую  степень и  солидную партийную карьеру -  нашел бы ее  через много лет и покаялся в  выгодном «обмене»? Заплакала бы в тоске по Несбывшемуся, улыбнулась  бы  своим детским мечтам?Кто  знает…
«Прощание» ставят редко,  а  зря. Искрення,в чем-то наивная, провинициальная пьеса ( именно провинциальная!) -   как глоток свежего  воздуха  в  душном городском бытие. Зрители-сверстники будущих  актеров  и вампиловских  героев    хлопали в  такт культовым мелодиям при каждой  смене декораций, очень  живо  на все реагировали  и   казались участниками  действа, рассевшимися  по залу , притулившимися    на ступенях амфитеатра. Настоящий студенческий спектакль!
                                                                                                                                                  Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments