irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

Театр кукол ТЕРЕМОК . Гастроли Рязанского театра кукол



                   БЫТОВОЙ ПУШКИН, МИСТИЧЕСКИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ…
Впервые в сезоне театр кукол «Теремок»  показывает   спектакли для взрослых. И  не только «Дон Жуана» и «Два путешествия Лемюэля Гулливера» Саратовского театра кукол, но и знаменитую «Лафертовскую  маковницу» Рязанского театра.
У нас прошли обменные гастроли, благодаря которым один из лучших отечественных театр кукол  с тремя спектаклями побывал в Саратове.Для самых маленьких, для  зрителей постарше  и для  совсем больших. «Сказки Пушкина» режиссер Валерий Шадский поставил  почти 20 лет назад. Есть в них  весьма ощутимая фарсовость. И  в куклах  с их «бытовыми» лицами,  и в подаче  материала. Куклы тут сложные,смешанной техники, как  знатоки  мне пояснили, это  «тростевые марионетки». У них нет красивого жеста тростевой куклы, зато  они могут «работать лицом», ходить и даже бегать.
Чувствуется сиюминутность заказа – 90-е годы. Попа высмеять, старуху разоблачить. В «Сказке  о рыбаке  и рыбке»  жена  старика не  просто  противная , а   прямо с  садистскими наклонностями.
Конечно, лукавая пушкинская улыбка   прочитывалась  в сказке про золотую рыбку. Но  были там  и чудеса превращения дырявого корыта в  целое , землянки  -в  новую избу,   а избы - в царские чертоги.
Было море -  как действующее лицо, постепенно темнеющее и закипающее гневом. Художник спектакля нашел оригинальное решение: занавес – как  водная стихия, рыбацкие сети  - бегущие  волны. Но  все волшебство из сказки  куда-то ушло, уступая  место бытовизму. Возможно, спектакль  успел состариться и его   пора перепоставить.
И с некоторым опасением шла я уже  на «Лафертовскую маковницу»  по Антонию Погорельскому. Не все  то, что превозносят, так уж великолепно. Тут я , к счастью, не ошиблась. Это действительно интересная, совсем почти  новая  постановка  лауреата Национальной театральной премии республики Беларусь Олега Жюгжды, которого  еще называют «великим мистиком».
Тоже не без иронического подтекста, но именно он помогает выдержать жанр «фантастического романтизма» (скорее, мистического), не превращая  эту историю  в простой ужастик, которые  так любят рассказывать друг другу дети  на ночь.
Помните, «в черной-черной комнате, на черном-черном рояле играют черные- черные перчатки»? Или красные, белые… Перчаток здесь нет. Но все остальные орудия нечисти налицо – гадальные карты, подозрительный черный кот, убогая старушка со светящимися в темноте глазами,  нехороший дом, гаснущие свечи, ящик комода, превратившийся в гроб, страшные призраки, леденящие душу крики. Именно они приглашают в зал  вместо обычных звонков.
Не диво, что прелестная Машенька – двоюродная внучка  ведьмы маковницы  - ключ от ее несметных богатств с шейки-то  своей лилейной и  сбросит.
-Дура ты, Маша! – с досадой скажет  жуткая старуха. И вся нечисть повторит ее слово в слово.
Но лучше быть  бедной дурой  на этом свете, чем богатой  на  том.
Страшная, смешная,  мудрая сказка ( были некоторые пошловатые жесты у Ивановны, но лишь моментами). Актеры отлично  работают с планшетными куклами, очень  выразительными (художник Екатерина Трифанова)… волнующая  музыка,  таинственное освещение,  вкрапления  анимации.
Мистическая история  старой, окраинной  Москвы, история алчности и наивности, ненависти  и любви  захватывает воображение и почти через 200 лет после  ее написания.
                                                                                                                                Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments