irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ЯПОНИЯ в СЕРДЦЕ. Снова концерт Хироко Иноуэ и "Трио-сонаты" Скляренко



                    ЯПОНСКОЕ МОРЕ, ВЕСЕННЕЕ МОРЕ…
Несчетный раз у нас побывала блестящая японская органистка Хироко Иноуэ,  чему  мы несказанно рады –  в несчетный раз.На ее концертах у нас всегда аншлаг.
Хироко приезжала в Саратов одна, с мужем – превосходным голландским музыкантом (видели их дуэты в четыре руки), с маленьким сыном. Сейчас ее снова пригласил фонд «Новая музыка», концерт достойно завершил, на высшей эмоциональной точке, сезон-18 Года Японии в России. Кто  не знает,  Год продлится  до лета 19-го  года.
Хироко  в честь  этого события  и программу построила иначе, сломав все каноны. Начала  не с Баха-отца (нет,  он был, но во втором отделении -  всей своей  могучей энергией низких октав  в Фантазии и фуге соль-минор). А с меньше знакомой у нас японской музыки. Сначала прозвучала Песня птицы Юзо Тояма. Пение и парение слышалось  тут  так явственно  (орган, это огромное скопление мощных  труб, умеет быть и  тихим, и лиричным), что  вспомнила  стихи: «Между  небом  и землёй жаворонок вьётся». Жаворонки  поют и в Стране Восходящего Солнца, там водится свой японский «певец полей». Он  очень похож  на нашего, но  немного мельче, более короткохвостый, короткокрылый , иначе окрашен.
Японские поэты посвятили ему  немало строк. «Жаворонок парит Над густым тростником равнины, Жаркое лето пришло. Где бы дерево мне найти, В тени подышать прохладой?» (Сайгё).
Очень красивая композиция Миаги Митьо Весеннее море. Это замечательный  автор, потерявший в детстве зрение, но сумевший стать видным композитором. Хироку всегда играет Миаги, когда приезжает в Саратов. Как рассказал Владимир Скляренко, художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Трио-соната» ,чудный гобоист (а на нашем вечере еще и ведущий), произведение написано  для кото (национальный струнный инструмент, похожий на гусли) и бамбуковой флейты шакухачи. Исполнено впервые на  Всемирной выставке в Париже 1937 года вместе с  французской скрипачкой Реме Шеме.
Как пишут знатоки, Миаги показывает  в композиции соединение  западных и восточных традиций. А я  услышала в аранжировке для органа и гобоя  мягкий плеск Японского моря, внутреннего и тихого… до поры, пока не заходит   оно ходуном, не появится  волна высотой с дом. Гармония в мире с постоянным скрытым риском – японцам  привычна  такая жизнь.
Прекрасная Сицилиана Габриэля Форе, рассказывают,  тоже вдохновлена Японией, тончайшими гравюрами Хокусая, Утамаро, Утагава.В 19 веке загадочную страну, ее  богатую культуру  открыли для себя европейцы.Будущие француские импрессионисты Писсаро, Ренуар, Мане восхитились графикой великих японских мастеров.Как будто   легкими прикосновениями кисточки  написано  и произведение Форе.Impression!.. Так и   исполнено.
Мы услышали  и шепот , и  плеск, и  шум  большой воды в композиции Фудзикаке Хироюки Акваритм. Здесь  с  нашей гостьей сыграл камерный оркестр специального профессионального  обучения  при Саратовской консерватории. Трудную для исполнения   пьесу студенты  разучивали  давно, а порепетировать удалось   с Хироко всего  один раз.
Органистка сыграла и Песню дельфина  своей подруги Элены Удрас. И в этом  произведении возникает  зримый образ моря,  оно глухо и мерно  волнуется   наверху, за толщей воды. И только быстрый промельк дельфина  нарушает  его олимпийское спокойствие.
Для меня большим сюрпризом оказалось  выступление «Три-сонаты»... в полном составе (закрутилась  с «культурой»  и думала, что сыграет один Володя). Наше великолепное трио (солистки, улыбающиеся, прелестные,  нарядные Елена Лельчук и Людмила Домбровски - в черном кружеве, шелке, в  сияющих колье, и Владимир)   исполнило   с органом пленительный Квартет Телемана. Солировали совсем юные музыканты,  тоже наши старые знакомцы Ильдар Самирханов и Алина Большеданова (гобой и флейта) из школы им. Льва Шугома  при консерватории.
Любящие эксперименты музыканты сыграли на своих классических инструментах и  культовую вещицу Мишель (Маккартни, Леннон), а закончили волшебно красивой музыкой Хисаиси ,Замок Хоул. Уже традиционно, на каждом совместном концерте с Хироко, «Трио-соната» играет финал с  Хисаиси.
Эта музыка зовет в далекую страну, где нет болезней, старости, войны, несчастий,  а ,возможно, и смерти. Где все молоды и счастливы.
Когда на сцене «Трио -соната»,в особенности с нашей японской гостьей, мы попадаем именно в такой мир. Порой опять гармонией упьюсь… Музыкальной и человеческой. Не может быть  плохим человеком  тот, кто  столь совершенно играть  божественную музыку.
                                                                                                                                            Ирина Крайнова, фото Надежды Шитовой


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments