irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ГОД ТЕАТРА открылся в тюзе Киселева, оперном театре и филармонии

         

                                                    ЧТО
НАША ЖИЗНЬ
* Он  и  рыцарь, и актер…
И даже вахтер, как в шутливой песенке про театр. А «кушать подано» скажет так выразительно: не захочешь - съешь.
Дездемону придушит, Полония заколет, Зайку сыграет,  и скрипучую дверь, и  ручку  от  зонтика, дырку от бублика…Потому что  актер может все… в хороших режиссерских руках, разумеется.Вся жизнь его - игра.
Как хорошо, что  не послушалась  совета  не ходить на открытие Года театра в Новый тюз («будет апофеоз, обязаловка,скучнее, чем в день 100-летия Киселева») и рискнула. Давно  так не погружалась в легкую, свободную, бурлящую театральную стихию!
Да, были официальные поздравления,  и речь держала чиновница, которая до сих пор  не знает, что в Саратове целый театральный институт.И всплывали  на экране лица министра культуры России и председателя  российского ВТО. Но говорили   те   нескучно и неизбито. Александр Калягин  напомнил , что никакой артист      не может  без успеха.
А потом сцену захватили актеры и уже не отдали микрофон никому .И начался    полуторачасовый капустник – своего рода  театральный марафон.А я жалела  только  об одном - что  не  взяла диктофон. История возникновения саратовской Мельпомены, имена Очкина ,Панчулидзева,Марии Савиной,  Василия Качалова и многих других, фотохроника  старейших  театральных зданий   Саратова,  перемещение театров по городу , чередование драмы и оперы по дням неделям ( чтобы  без конкуренции !) в двух главных театрах тех времен… Так вот почему  наш театр оперы и балета и драматический    им. Слонова  никак не решат, кто из  них старее. Оба правы -не было  раньше четкого разделения   театров по жанрам. И там, и там пели оперу и играли  драму.
Самый первый  театр был
крепостной  и принадлежал купцу Гладкову - 1803 -й год.  1810 - й:  на Хлебной площади (Театральная) губернатор Панчулидзев строит   небольшое  здание для городского театра.   Идет «Ревизор» Гоголя. 1842 :  впервые в провинции  показывают оперу Верстовского «Аскольдова могила». Здание было деревянное -   культурные учреждения горели еще чаще, чем теперь…
1865 год:  на этом месте появляется  большой  трехъярусный каменный театр на 1200 мест. Теперь спектакли  труппы  идут сразу в двух местах: в летнем Народном театре и  - «зимнем» Городском . Там же выступает  Саратовская оперетта.На обеих  сценах  театров в конце XIX - начале XX века играют  такие знаменитые артисты , как Рыбаков, Милославский, Бантышев, Гусева. Качалов!.. Поет сладкозвучный Петр Словцов….
Сейчас в области 12  профессиональных театров, три из них академические -
театр оперы и балета, драмы имени Слонова и театр юного зрителя имени Киселёва. А кроме того у нас есть областной театр оперетты , театр кукол «Теремок», муниципальный новый драматический театр «Версия»,театр драмы,музыки  и поэзии «Балаганчик», театр русской комедии,  театр магии и фокусов «Самокат», театры Балашова, Балакова, Вольска. В фойе Нового  тюза устроили  их мини-презентацию. Пожалуй, самая  яркая была у «Балаганчика». Надев  эффектное домино комедии дель арте (маски ее героев –признанный бренд этого  театра), актеры пели под гитару Игоря Гладырева, музыканта и композитора.
На экране в зале  сначала появляется историческая  фотография старого театрального здания, кадры меняются, каждая «делегация»  выходит на фоне своего  театра. Инициативу  берут два видавших вида  актера – Счастливцев и Несчастливцев. Трагик с огромным баулом  на  спине (от Наместникова, разумеется!)  и низким голосом – Виктор Мамонов, драма. Комик налегке – Валерий Емельянов , тюз,  тоже бывший драмовец. В их спор вмешивается  Человек театра –  Михаил Третьяков , присоединяется  прекрасная женщина  - прима  сцены Эльвира Данилина .
Действие построено так, что нас успевают  растрогать лирическими песнями  (красавица Жанна Волошина ,со струящимся по шелком златых волос,   вокалистка славная; поет и прелестная оперная Ольга Дё)  и посмешить шутливыми песенками  и байками, ( конечно,  оперетта)  сценками, кукольной интермедией  с теремковским культовым  героем  - Поросенком. И познакомить с длинной историей театральнй учебы в Саратове и  с нынешними студенами ( танцуют они роскошно).   И   трогательно рассказать о звездах саратовский сцены, которые всходили  до нас , светили  нам,ушли уже  на нашей памяти...И режиссерах, и художниках театра...

А потом случилось   неслыханное: на сцену пригласили всех народных и заслуженных артистов области и   подарили им чудесные  белые розы.  Воистину шествие талантов: Леонид Сметанников, Римма Белякова,  Виктор Григорьев, Григорий Аредаков, Юрий Ошеров,Инга Мысовская, дальше, дальше, дальше…
Только  жаль, что театры не нашли возможности  назвать всех своих болеющих народных артисток России: мощнейший талант Валентина  Федотова, с  одинаковым  блеском  играла аристократок  и простых женщин; всегда органичная  на сцене Людмила Гришина, замечательная к
укольница , потрясающий педагог Татьяна Кондратьева…

* Скоморох  он и …народ
В тот же день большой театральный праздник  прошел в  Голубой гостиной Саратовского оперного.  Открылся Год театра  и в филармонии  -  дивным  концертом-действом Театра хоровой музыки Людмилы Лицовой (ТХМ). Закончила я свой
театральный день там.
ТХМ   участвовал в  более  сорока  международных фестивалей во Франции, Германии, Польше, Украине, России (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Тамбов). Постоянно выступает на международных фестивалей православной музыки и фестивале «Московская осень», на Дягилевских фестивалях в Перми  и Международном музыкальном фестивале «Мир. Эпоха. Имена»,   на Межрегиональном хоровом фестивале «Вознесение»  в Ульяновске и  Волжских хоровых ассамблеях  в Волгограде,   фестивалях имени  Нейгауза и  Собинова в Саратове.  Коллектив не случайно называют театром. 8-10 премьерных программ в сезон.Очень сложных, виртуозно решенных вокально, с  крепкой литературной основой (  всегда известный ведущий, тщательно отобранная  и выстроенная поэтическая часть)  и доброй долей театрализации.
ТХМ в нашей  филармонии  еще  неполный сезон, а уже подготовил  шесть программ. В том числе  - «Дни поздней осени бранят обыкновенно...» - на стихи Пушкина, «Поэт и пророк будущего» -  к 100-летию со дня рождения Солженицына. И вот  - «Хорозвоние», больше похожее на действо, чем  на концерт. Фото  на  экране  явственно так, что  крупные, литые бока колоколов  кажутся   реальными,  поднятыми над залом.
Оказывается, их голос можно повторить. Литавры, склянки, треугольники , другие ударные инструменты   музыкантов ансамбля   «Crash-band» ( руководитель Е. Толочкова)  так  передают красоту и мощь колокольного звона , как если б мы стояли  на  самой колокольне и слушали , как  «над страной златоглавою… льются звон колоколов и пенье».
К тому же у ансамбля свои колокола. Да-да,  так музыканты  называют сочетание цилиндрических труб, подвешенных к раме-стойке. По  ним ударяют  деревянным молотом. А  если вокалистов-мужчин  еще одеть  в русские расшитые   рубахи с опояской,  женщин принарядить в цветастые шали…  то  получится матушка Русь. Та самая, про которую Некрасов писал: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!
Русь поет  на сцене  филармонии В. Гаврилина, Р. Щедрина, Г. Свиридова, Я. Дубравина, С. Екимова, Е. Подгайца  (многое  - в авторской аранжировке саратовского композитора В. Мишле),  народные песни. А на экране меняются силуэты церквей, соборов, часовенок, мелькают города, городки… не  одна Москва  -Россия,  провинцией своей  она крепка. И  зашумела  ярмарка -  в лубочно ярких картинах фона, в задорном многоголосии песенок- прибауток.И все сразу  стали скоморохами. Куда «ехал грека через реку» и что там с ним  случилось,   мы  так  и  не узнали  -  новые  скороговорки и  шутливые присловья вплелись в  известные каждому ребенку стихи.
… И вдруг   страшные кадры, документ  эпохи - хроника. Как рушили  православные церкви, взрывали соборы, превращали в прах.   Валят купола, гнут кресты,  снимают  колокола… Ты и убогая, и бессильная ,Русь!
Но  встали из пепла новые храмы,   поднялись  к небу  сбитые главки и кресты  старых. В рабстве спасенное сердце свободное — золото, золото сердце народное… Сильно и цельно звучит хор, ведут мелодию солисты под могучий  , все затопивший вокруг звон. Соединение  высокого вокала  и колокольной музыки производит ошеломляющее  впечатление.
«В результате получилась пронзительная композиция, в которой переплетаются народные песни в современном прочтении, произведения для хора в обрамлении ударных инструментов и стихотворные реплики русских поэтов». Выстроил ее режиссерски Александр Авдонин ( как и дневной  Праздник театра в Новом тюзе). Назвали дали  поэтичное и  звучное – «Хорозвоние». Так  и исполнили.
                                                                                                                                                 Ирина Крайнова



Год театра 033.JPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments