irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Выставка к 140-летию Павла Кузнецова.Выставка в Саратовском СХ



                                ЦВЕТОМ И МАЗКОМ ЛЕПА
«Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна».  Кто  не помнит   "старорежимную" речь  Ивана Грозного  из фильма по   пьесе Булгакова.  Название новой выставки  в историческом здании Радищевского музея  повторяет   древний  эпитет.
«Великолепный Павел». Не простой живописной красоты , а великой красоты художник.
Это главное художественное событие года для Саратова .14о лет со дня рождения художника Кузнецова , 50 лет -  смерти, почти сто лет, как его картины  начали украшать стены  первого общедоступного музея России. Посему такая мощная экспозиция по  всему  периметру  этажа. Около  двухсот  произведений живописи и графики.Нашего земляка называют столпом саратовской школы живописи одним из  «главных создателей русского живописного символизма начала XX века».
Известно, что в Радищевском самая большая коллекция   картин Павла Кузнецова и его жены Елены Бебутовой в мире. Это дары родственников и наследников  великого художника. Многие  из них представлены  на выставке впервые. Владельцы частных коллекций   обеих столиц , потомки наследников  художника,  крупные коллекционеры  дополнили экспозицию своими  кузнецовскими работами.
Охват  географический (Средняя Азия, Крым, Кавказ), жанровый   (пейзажи  и портреты, натюрморты и индустриальные картины, вовсе  не похожие на привычно серую палитру мастеров соцреализма) и  временной  здесь печатляет. « И во всех работах, созданных на протяжении почти шести десятилетий – от самых ранних символистских полотен-миражей до картин послевоенных лет – верность законам красоты и гармонии, высокому предназначению художника». Понимаешь еще раз,  осознаешь,как нуждаются  малые площади Дома Кузнецова в расширении, насколько мощнее звучит симфония его мазков и красок в просторных  залах с высокими старинными потолками.
Есть картины просто великанские, они  развалили  бы отчий дом художника,  бережно переложенный заново, по  бревнышку.  А мне  ближе его допромышленные работы, где  оранжевая на закате степь,  отрешенные,  плавно клоненные   фигурки людей и зверей и небо, волшебно притягательное   кузнецовское небо, во всех его оттенках, переходах, радужных  тонах…
"Цвет  небесный, синий цвет полюбил я с малых лет… В детстве он мне означал синеву иных начал…"
Когда-то  очень давно, когда у Радищевского музея  был ровно  один корпус,   и я водила экскурсии с теплоходов,   обязательно  кто-нибудь у картин Кузнецова    высокомерно   замечал: «Так и я могу». Да не можешь ты !..  Надо для начала   родиться большим художником,  в совершенстве овладеть ремеслом,сумев  сохранить   детски чистый и радостный взгляд  на мир.
"Он прекрасен без прикрас —Это цвет любимых глаз,Это взгляд бездонный твой,Опалённый синевой".
Изящно и лирично говорила   на вернисаже о кузнецовской  кисти  Почетный президент музея , его миссис Элегантность Тамара Гродскова. Внучатая племянница  живописца читала   дневниковые записи художника ,  где та же тончайшая   аранжировка  колорита, но только словесная. Мы идем по кругу экспозиции с  известной  художницей Светланой Лопуховой , она делает акценты  на цветовых нюансах, я нахожу картины, которые ни разу не видела."Это цвет моей мечты, Это краска высоты..."

Михаил Козаков,  большой поклонник  пушкинской поэзии,  однажды сказал: «Как можно писать  после Пушкина!» Пишут, иначе  поэзия  на нем бы  и закончилась.  И саратовская  школа не кончается с уходом  из жизни  изысканнейшего  из колористов. Накануне большой выставки в Радищевском я побывала в Саратовском отделении Союза художников, где открылась  экспозиция живописи, графики, прикладного искусства «Новогодний подарок».
Стилистически она  очень разноплановая, и немало  там картин, что «и цветом ,и мазком лепы». Зимняя тема преобладает,  заснеженные  пейзажи даны в раскладе от «сурового реализма» до  нарочито ярких  декоративных пятен, из которых, как из мозаичных стеклышек, складывается  рождественская колядка. Есть натюрморты с новогодней композицией,  и  упрощенно геометричные, и с пышной атрибутики прошлых времен с  их ворсом ковров, сверканием серебра,  фарфора.
Эту  фактурную новогоднюю елку на площади  вижу  уже на всех выставках.А  эти шахтерские лампы массивны, тяжелы и мрачны,   и совсем  задавили графику  под ними. И все же настроение предновогодия, его счастливого ожидания  на вернисаже уловить удается. Геннадий Панферов, наряду со своим  фантазийным  творчеством  (хитрый кот с «елочными» ангелами считывается на  его яркой картине  ), показал работу более раннюю, с волшебно красивыми завитками зимних деревьев. Всё  может!..
Ирина Шин представила краснокирпичный дом   - привет из  Старого Саратова, деревья в снегу, словно в весеннем цвету,  и эффектно большие,  звонко цветные лилии в   комнатной композиции. Андрей Солдатенков приятно удивил, помимо   скрупулезного следования натуре , выставив парадный натюрморт , решенный в иной стилистике -     свободном совмещении     цветов , фруктов, музыкально инструмента,  архитектурного пейзажа.
Людмила Маханькова  умеет создать настроение скорого праздника и без елки – апельсины в прозрачной вазе, узкие высокие стаканы с морсом ,что  рифмуются  по цвету с зимним букетом. Алексей Чусляев  узнаваем  привычным  городским видом с    нежно-сиреневыми тенями и особым изяществом линий  и   мало похож  на себя  в шутливой жанровой картине про баню.
И в стужу  сады цветут  ,  реки текут  на картинах наших художников. И дразнят  недавней осенней красою оранжевые тыквы, красные перцы, сизые баклажаны, желтые початки . Это уже Николай Дубовов,  подлинный мастер  неживой природы.  А у художника с  «сезонной» фамилией Морозов - гладенькие домики, ровная ниточка деревенской улицы, ровно  отделенная   от снежной равнины и  белесых  небес,  будто вырезанная для коллажа. А  на  той картине  - веселый калейдоскоп крыш,с преобладанием глубоко зеленого и нарядно вишневого…
У Милавиной  властный плен красно-черного в постановочной работе  и  тепло старых вещей в натюрморте  с   уютной белой печью, где  керосиновая лампа,   ткацкое колесо, чугунные тяжелые утюги… И неожиданная Панферова в сетке узких мазков, словно в карандашной штриховке. И новая Мальцева, изменившая традиционному маслу , что придало большей широты  ее мазку и свободы цвету.
Символическая графика Ермилова, тушью на сером фоне  корабли Анохина (увы, "задавленные" верхними работами). Выделила  бы и  батик  Ольги Кочетковой. Спирали решетки, прихотливость узора, отсылающая  нас к модерну.
Задрапированы   гирляндами  гипсовые торсы  натурщиков.  Готова к применению большая дедморозова шуба.  Люся в красном платье, отороченном белым мехом,  совсем как Снегурка в ожидании праздника...
                                                                                                                                                  Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments