irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА.Новогодние сказки в Старом тюзе,в драме,в оперном театре



                     
СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ – в уходящем году (часть 1)
Привидение, которого  никто  не боялся
Ему, конечно, было  ужасно обидно. Не боялись  даже  самые маленькие дети, насмотревшиеся в кино и телевизоре пугалок похлеще.
Нет, конечно,  в первые минуты, когда там всякие леденящие крики долетают,и полумрак еле освещает старые стены замка, маленькие зрители еще жмутся к мамам,а лучше   - к папам.Но  это скоро проходит. В Старом тюзе на Вольской, исправно инсценирующим  лучшие образцы детской английской классики (были уже Льюис Кэрролл, Алан Милн, Джеймс Барри), и не только – Астрид Линдгрен,  Ханс Христиан Андерсен, Евгений Шварц -  поставили эстета и  остроумца Оскара Уайльда. Его маленький шедевр – «Кентервильское привидение».
Это мой  первый спектакль в сказочном  предновогоднем марафоне. Поставил московский режиссер Кирилл Вытоптов - смешно, изобретательно, динамично.Мы уже познакомились   с режиссерским почерком Кирилла  на лаборатории «Четвертая высота», где  он  показал эскиз «Белых ночей» Достоевского как жизнь  оторванного от действительности киномана. Ход  был необычный и  не  до конца  убедительный.
С неугомонно семейкой американцев, которым и дела  нет  до каких-то там   дряхлых призраков, постановщик справился  куда  лучше (инсценировка Анастасии Колесниковой).Художник Юлия Михеева щедро населила сцену одинаковыми  большими портретами призрака , которые должны вселять ужас  как своими размерами, количеством, так и моргающими глазами и внушительными усами. Не действуют!  Тем  более, что в  этой хулиганской постановке американского посла с супругой  играют  совсем   малые дети , а их деток , двух сорванцов-близнецов,  которые  и срывают планы  запугивания населения замка, взрослые актеры.  Это  прежде всего Евгений Шикин ,    заявивший  о себе отличными характерными  ролями и умением органично существовать в непростом сказочном жанре. Вирджиния здесь   не златовласая красавица,как у Уайльда, а   немного нелепый очкарик- книжник, не отрывающаяся от чтения. 
Но главные здесь не  «вредные американцы», а типично английская парочка:  строгая , застегнутая  как бы  на все пуговицы домоправительница миссис Амни  и собственно фамильное привидение сэр Симон .Актерская (и семейная) пара Дарья Сосновская- Александр Андрюшенко, уже  не раз  веселившая нас в сказках Старого тюза,здесь  опять вместе.
Видимо, домоправительница  не равнодушна к  несколько пообветшалым  (за триста-то лет!) чарам  почтенного сэра.А может,  безупречная выучка  английской прислуги  сказывается.  Она  так трогательно опекает, утешает и лечит преследуемого всеми призрака,  так старательно рисует каждый день  кровавое пятно в библиотеке  (которое, в конце концов, станет зеленым). А уже их совместный танец страсти,  до которого  не додумался даже  хитроумный автор повести!.. Пластика  этой «сладкой парочки» непередаваемо  комична и шикарна.
А в финале по-настоящему жаль беднягу призрака,в которого , как и в Бабу ягу,  давно не верят  наши компьютеризованные дети.Кстати, все портреты  Симона становятся цветными,как будто  детки раскрасили их карандашами, и  уже  не страшными.А вместо сухого миндального дерева, как  было в древнем пророчестве,  выпускает  веселые оранжевые ягодки рябина  за окном.Старый тюз в его детско-взрослом составе чуть  ли  не  каждый месяц дарит нам по  чудной сказке.
А Лисенок против…
В Академдраме Губернаторская елка и новая сказка. По повести  шведского писателя  Яна Экхольма с длинным названием «Тутта Карлссон Первая и Еденственная , Людвиг Четырнадцатый и другие». Назвали премьеру  короче  -«Сказочным переполохом».
Общеизвестно, что  на новогодние сказки драма  бросает  свои лучшие силы, независимо от  того ,  там ли в  этом году главная елка губернии или  не    там. Поставила актриса, режиссер, педагог Любовь Баголей, легкие солнечные декорации, расписные нарядные домики ,  симпатичные удобные костюмы придумал Юрий Наместников, музыкально оформила спектакль Татьяна Цой, срежиссировал   изящную звериную пластику лис, зайчиков, курочек Никита Беляков.
А в ролях  - вся «тяжелая артиллерия театра». Как заслуженные (Владимир Назаров, Елена Блохина и Евгения Торгашова в ролях Петуха    и Наседок), так  и ведущие  - Максим Локтионов, Зоя Юдина, Татьяна Родионова, Андрей Казаков, Александра Коваленко.И все на месте, и в  слитном ансамбле (неразделимы, как двойняшки, зайчонок Юкки-Юу и зайчонок Туффе-Ту  Родионовой и Юдиной). Но самое главное – все получают  большое  удовольствие   и от интермедии с  ожиданием Деда Мороза и зажиганием фонариков, и  от собственно действа. 
В приличном семействе с опытным Лисом-отцом, заботливой мамой Лисицей и  ловкими старшими братьями растет лисенок Людвиг, который  совсем  не хочет  ловчить, обманывать, таскать   в деревне кур и даже подружится с одной  будущей курицей  по имени Тутта. Когда-то  шел тюзовский спектакль по  тому же  сюжету,   назывался  «Никто  не поверит». И  за  сказочными реалиями вопросы нравственности  поднимались  очень серьезно. Спектакль Любы Баголей новогодний, музыкальный, здесь сильнее  лирическое,  комическое начало.Крошечный цыпленок ( симпатичный в исполнении Анастасии Парамоновой) совершает подвиг дружбы: бежит в темный, враждебный домашней птице лес, чтобы   предупредить о собачьей облаве.Лисы….никто  не поверит!… прячутся в курятнике.Благодушно заканчивается сказка:
« Твой пёс лает так, словно всё лисье семейство притаилось в курятнике, — засмеялся какой-то человек. — Меняй-ка ты себе собаку»…Чтобы не рассмеяться, молодые курочки засунули свои головки глубоко под крылышки, а лисята покусывали себе хвостики». Простая и глубокая мысль. хотя и  не новая мысль. Создавать себе образ врага  не   есть  хорошо. Тем  более, когда  это  делается искусственно.
Налог  на погоду
Джанни Родари
был коммунистом и сторонником крайних социальных мер. Возмущенные налогами, которые взимают  богачи за все вокруг, включая осадки  и воздух ( так называемый, «налог  на погоду»)  сознательные   овощи поднимут восстание, прогонят своих толстяков, а синьор Помидор, кажется, даже лопнет  от злости.
Вот как  это подавалось   детям : «Отважный Чиполлино с единомышленниками начал бороться против порядков, которые установили в стране богачи. Войска принца Лимона сразу присоединились к Чиполлино и его сторонникам. Протестующие овощи в окне замка Вишенок разместил флаг, символизирующий свободу простого народа от угнетателей. Сеньор Помидор встретился с храбрым луком и стал таскать его за волосы. Опять у богача заслезились глаза. Пришлось зловредному богачу снова убегать, но на этот раз из страны. Принцу Лимону некуда было деться, и он решил отправиться в навозную кучку. Графинь Вишенок бедняки выгнали из замка и передали его детям». Забавно и поучительно  одновременно.
Но поскольку все революции   сейчас под строжайшим запретом,то и финал балета «Чиполлино» Карэна Хачатуряна, поставленного в Саратовском оперном театре, куда  более мирный. Карэн- племянник великого Арама Хачатуряна, очень  известный композитор, написавший музыку к 50 фильмам, 20 спектаклям. Его балеты для детей «Белоснежка»  и «Чиполлино» хорошо   знают в музыкальном мире. Последний за сложность некоторых партий называют  даже «детским Спартаком». Он шел в 20 театрах нашей страны и  в нескольких театров  за рубежом.
Последовательно продолжая музыкальную программу Саратовского театра   для детей, балетмейстер Алексей Горбачев поставил спектакль  про нешуточные  страсти в мире овощей и  фруктов . В его версии Принц Лимон  подносит  к пушке зажженный фитиль, чтобы стрелять в  непослушных  горожан,и , о чудо, пушка  палит конфетти, цветами, воздушными  шарами(выстрела  не последовало, на театре такое случается).
Вместо сил  сплоченных бедняков, как у Родари,здесь Чиполлино  и его друзьям помогает некая прекрасная  Балерина по имени Магнолия , она ароматом своих цветов усыпляет неугодный элемент.
Что ж, балет получился яркий, звонкий, работа двух художников (оформление Сергея Болдырева, костюмы Ольги Колесниковой) сотворила  сказку , пронизанную светом юга Италии и Среднего Поволжья.Солнце на заднике горит в любое время суток, при  любых "налогах на погоду". Есть много хороших ролей. Эта  и волшебница  Магнолия Татьяны Князюковой, и заботливая Редиска Юлии Танюхиной, и свирепый Синьор Помидор Алексея Родионова. Убедителен в роли мальчика луковички  и Кирилл Родников.
Перед началом спектакля в самом  роскошном месте театра – Голубой гостиной  -оперные красавцы Дед Мороз и Снегурочка под елкой,украшенной бархатом и позолотой,  торжествующей песней поздравили ребят. До Нового  года осталось…всего 24 часа.
                                                                                                                                                                Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments