irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА.Новогодние сказки в оперетте и консерватории. "Рождественские встречи" в музее

                                                                           

    СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ – в уходящем году (часть 2)
*Принц без Принцессы
Следующий сказочный день я провела в Энгельсе,и  он был  по-настоящему хорош.Первое .Доехала туда  безо всяких пробок – разве  это  не новогоднее чудо? Второе. Я спокойно прошла от Лазурного ТЦ до Театральной улочки, где находится совсем  не  театральное здание ( бывший ДК) Саратовской оперетты.Снег почти везде вывезен,а  где не вывезен  - сложен в аккуратные  «стожки» по сторонам  улицы. И  оттого даже так узенькая, как Театральная, кажется   широкой  и свободной.
В –третьих, показывали  мою любимую «Снежную королеву», и в отличие  от довольно странной тюзовской версии, где и королева  ни разу  не появлялась,все  здесь было. Мюзикл «В стране Снежной королевы» по популярному у нас Киму Брейтбургу поставил актриса театра, режиссер Ольга Склярова. Известно, что  никто так  не умеет искажать  классические сюжеты, как авторы либретто  к мюзиклам.Знаю  это  на примере «Ночи  перед Рождеством», «Алых парусов», «Дубровского». В мюзикле Брейтбурга это, к счастью,  это  не происходит.
Мы  знаем два варианта сказки- андерсеновский и  шварцевский, написанный  не менее талантливо.В сказке, показанной в оперетте, Принц ,правда, (меланхоличный у Даниила Вильперта), оказался   без Принцессы и заглядывается  на прелестную беленькую Герду ( Марина Фролова), а в разбойничьей шайке  верховодит  не Атаманша ,а Старый разбойник (Нарусланов). Зато там  много  неудачных копий  Атаманши из рядовых бандиток. Да и Маленькая Разбойница   крикливая и несимпатичная , она  находит  для своей героини  только  одну краску ( Виктория Уврачева). Но в остальном это настоящая волшебная сказка, где  прямо с небес является  самая холодная королева  мира  ( величественная   она у маленькой Оксаны Колчиной!), валит густой снег, сквозняки распахивают двери, только огонь в  бабушкином камине  по-прежнему  ясный ,а пирожки, испеченные добрыми руками, – самые вкусные  на свете. Бабушку с  видимым удовольствием играет Лариса Комиссарова.
В  нарядных треугольниках декораций   угадывается и очаг, и уютно светящиеся огоньки  старинного города, при  необходимости  они превращаются в заснеженные деревья, а то   и глыбы льда, трансформируются в сад, полный цветов и фруктов.
Яркие красные маки, танцуя ( здесь  хороший кордебалет), дурманят и усыпляют Герду. Смешная парочка Воронов,Северный олень, Главный снеговик(Георгий Базанов),который  на поверку оказывается   вовсе не злым  и  даже пускает Герду к заколдованному Каю.Если б еще Снежная королева  не по сцене бегала,а в санях летала,   вьюги-метели -  следом( средствами анимации сейчас все решаемо), было  бы еще волшебней и новогодней. Но и так всем понравилось.
Кроме увлекательного сюжета, в спектакле много песен - есть  несколько хитовых,  быстрых танцев. В финале танец торжества любви и молодости исполняют  белокурая Герда и сильно   подросший  Кай.А какие у них изысканные костюмы! Даже пуговицы у снеговиков.  Оказывается, художник-постановщик -   наш несравненный Юрий Наместников.
*Княжьей шапкой… по ушам
С прошлого года, когда я случайно  увидела в консерватории елочное представление , новое ждала  здесь с нетерпением. Если  еще на  первом курсе, едва «вылупившись» из  своих школ, студенты  мастера курса Артема Кузина так здорово сыграли, спели и станцевали сказку «По щучьему велению» ,  то что  от  них ждать теперь,   на втором курсе?.. А  на втором они показали «Сказку о царе Салтане», выйдя  на сцену Театрального зала в кроссовках, рваных джинсах,  в тельняшках.
-А это  мы  на Пушкина попали? –  с удивлением спросила меня  опоздавшая бабушка, таща за руку внука. – На Пушкина-на Пушкина,  – кивнула я успокоительно.
Важен же угол зрения.Остров Буян  из  сказки Пушкина  кажется манящим  и недоступным раем. А с песней  Анри Волохонского на музыку Владимира Вавилова это   ощущение усиливается. Композитор когда-то   выдал ее за «возрожденческую» канцону ,  и   все   ему  поверили. У Волохонского было «Над небом голубым»,   речь  шла  о небесном Иерусалиме.  Группа «Аквариум»  переделала: «Под небом голубым…»
 "…под  небом голубым есть город золотой./С пpозpачными воротами и яркою звездой
./А в городе том - сад, все травы, да цветы./Гуляют там животные невиданной красы»…


После такого лирического вливания меня просто  пробило: пластинка с лютневой музыкой была  нашей настольной в далекой юности,  Пушкина  же нам всегда читал папа поставленным глубоким голосом, а  диафильм с царем Салтаном и  пленительно красивыми картинками, где «В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет», -  был  нашим любимым.
Однако сантименты  быстро кончились. И хотя ведущий (возможно, Кот ученый, только  в модной «коже») читал сказку выразительно ( прочитан  весь пушкинский текст),и фольклорники  не  раз подкрепляли действо звучными голосами… остальные артисты творили на сцене  такое… И носились - носились как угорелые.
Царский трон без спинки скоренько превратили  в «кровать слоновой кости», опрокинув туда  новобрачных,  а потертый спасательный круг -  в ту самую бочку, в которой царицу с сыном   пустили в окиян. «День прошел-царица вопит».
Вопила артистка  не по-сказочному усердно, малыш   поскорей плюнул соску на ленточке и быстрее , чем ожидалось ,проделал «на двор окошко». Палка - лук, метелки  на длинных ручках  - весла царских  гребцов на челне. Они и прямому  своему назначению служат. Чистюля Бабариха с  ее камарильей велит всем , заходя в Салтаново царство,  ноги вытирать.Так Салтан, даром что царь, сам за веник берется.
У Гвидона  на острове вечного  счастья  похоже, вечный субботник: всё метут да  метут.А уж когда появится «животное невиданной красы» и все вокруг заплюет «золотою шелухой» , без веников  вообще никак. Птица «невиданной красы»,  то, бишь, Царевна –Лебедь, девушка с  крепкими балетными  ногами, исполнив  все нужные па с коршуном в ушанке, достанется другому обладателю русской шапки, то, бишь, князю. 33 богатыря в стульях и скамейках  на голове вообще смахивают  на урфинджюсовое войско.  Пересмешки, находки, забавные выдумки  на каждом шагу...
Студенты учатся  дышать на сцене, как рыбы в воде, погружаясь в  игровую стихию и сами эту стихию создавая. Ужасно смешно, когда очередную окосевшую тетушку или распухшую  от укуса  бабушку укладывают  на лежанку. И все же  -  под занавес -  в царе-батюшке «взыграло ретивое". ("Что я вижу? что такое? Как!" – и дух в нем занялся… Царь слезами залился»). Лирический Пушкин победил Пушкина  иронического. На сцене и в книжке. Я  тоже почти залилась. Но финал-то веселый. Эти  дети уже почувствовали вкус к  вольной театральной  игре… внутри жесткого режиссерского каркаса. К  тому  же они очень  талантливы.
Не плачь, Рахиле…
А последнюю предновогоднюю  историю увидела в музее Радищева, где сейчас в двух больших залах бывшего ПАКСа привольно раскинулась Золотая Хохлома. Большая экспозиция  из маленького Семенова Нижегородской области, где и зародился  великий национальный промысел. Резали ложки  из липы, в основном, везли их  мастерам, а те превращали всякими хитрыми способами   их  в серебряные,  а  потом, покрывая оливой, закаляя  на  огне и пропитывая многими слоями лака, в – золотые. И  никакая жар-птица, которая, по преданию,сронила     перышко златое, тут не причем.Все дело  в искусных золотых руках.
Промысел сей царский был, из хохломских сервизов    вельможи и государи едали. И  не  только  посуду  на много персон, мебель в таком же стиле делали, часы  да ларцы. Что вырезали из мягких сортов деревьев, что на токарном станке обтачивали, что долбили прямо в толстом стволе.
Не ушел, как вода в песок, не пропал чудный промысел за многие-многие  лета. Добавились  новые краски (раньше золото-черно-красная  гамма была визитной карточкой Хохломы) , узоры, виды изделий . Великолепно смотрится тонкая золотая  вязь  на глубоком  зеленом  или  синем фоне.   Есть на выставке  иконы, встретила и родной  лик своего святого Серафима Саровского.И где  же устаивать Рождественские встречи,как не  среди хохломской вековой красоты?
Так и  поступил наш замечательный ансамбль  «Балаган» из  филармонии. Сначала сотрудница музея в народном костюме провела народ  по выставке,  устроив довольно сложный экзамен на знание  старорусской посудной утвари. А вы отличите  скажем,  поставок,от утицы ,  братины и прочей посуды?..
А потом все поднялись  наверх, где среди елочек красиво украшен стол с золочеными конфетницами, сухарницами и братиной в виде драконов. И  где настоящий вертеп,    там показывали программу  «Рождество».
С золотой звездой, в нарядных красных ( красный= красивый) одеждах, с народной скрипкой, балалайками , старинной колесной лирой ,с громкими славословиями хозяевам дома ,заходили  в зал  вокалисты и музыканты ансамбля Александра Куриленко. Сам руководитель,в долгополом сюртуке похожий   на солидного  представителя купеческого сословия , нежно  заиграл на рожке. И рассказал вертепную историю Славянского Рождества. 
Православное Рождество еще  только постучит к нам в окошко, мы видим события как бы  на опережение .Стучатся  колядовщики к хозяину, просят  одарить их щедро. «Виноградие, краснозеленое…»Тут артисты становятся кукольниками и разыгрывают вечно прекрасный момент  рождения младенца Христа, поклонение  Ему пастухов и волхвов. А в нижнем ярусе бушует Ирод, которому предсказали смерть от младенца, велит уничтожить всех первенцев мужеского пола в Вифлееме.
Каждый отрывок сопровождается песнопением, разложенным  на несколько  голосов, и  нет сейчас  для  нас голосов чище, выше и чудесней, чем  эти.Вот Рахиль, мать единственного сына, прибегает к царю просить ему пощады. Хоть на три дня. Хоть на два, хоть  на один… «Ни  одной минуты!» - отвечает злодей. Звучит самая трогательная вертепная  песня. «Не плачь Рахиле– чада целы,/Не умирают, но процветают…/Кто живот тратит – тем в небе платят. /За Христа Бога там мзда им многа/Малым отрочатам, закланным овчатам»…
Ее нельзя слушать  без слез. Но смерть с косой  скоро  придет и  за  Иродом,  тоже не оставит ему  ни  одной минутки, как тот  ни молит. Легко  слетает с плеч голова тирана – к  радости  маленьких зрителей. Вокалисты славят Христа,   все расходятся  готовиться к праздникам.Их теперь у нас    долгая череда…
                                                                                                              Ирина Крайнова

                                                         
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments