

СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ – в уходящем году (часть 2)
*Принц без Принцессы
Следующий сказочный день я провела в Энгельсе,и он был по-настоящему хорош.Первое .Доехала туда безо всяких пробок – разве это не новогоднее чудо? Второе. Я спокойно прошла от Лазурного ТЦ до Театральной улочки, где находится совсем не театральное здание ( бывший ДК) Саратовской оперетты.Снег почти везде вывезен,а где не вывезен - сложен в аккуратные «стожки» по сторонам улицы. И оттого даже так узенькая, как Театральная, кажется широкой и свободной.
В –третьих, показывали мою любимую «Снежную королеву», и в отличие от довольно странной тюзовской версии, где и королева ни разу не появлялась,все здесь было. Мюзикл «В стране Снежной королевы» по популярному у нас Киму Брейтбургу поставил актриса театра, режиссер Ольга Склярова. Известно, что никто так не умеет искажать классические сюжеты, как авторы либретто к мюзиклам.Знаю это на примере «Ночи перед Рождеством», «Алых парусов», «Дубровского». В мюзикле Брейтбурга это, к счастью, это не происходит.
Мы знаем два варианта сказки- андерсеновский и шварцевский, написанный не менее талантливо.В сказке, показанной в оперетте, Принц ,правда, (меланхоличный у Даниила Вильперта), оказался без Принцессы и заглядывается на прелестную беленькую Герду ( Марина Фролова), а в разбойничьей шайке верховодит не Атаманша ,а Старый разбойник (Нарусланов). Зато там много неудачных копий Атаманши из рядовых бандиток. Да и Маленькая Разбойница крикливая и несимпатичная , она находит для своей героини только одну краску ( Виктория Уврачева). Но в остальном это настоящая волшебная сказка, где прямо с небес является самая холодная королева мира ( величественная она у маленькой Оксаны Колчиной!), валит густой снег, сквозняки распахивают двери, только огонь в бабушкином камине по-прежнему ясный ,а пирожки, испеченные добрыми руками, – самые вкусные на свете. Бабушку с видимым удовольствием играет Лариса Комиссарова.
В нарядных треугольниках декораций угадывается и очаг, и уютно светящиеся огоньки старинного города, при необходимости они превращаются в заснеженные деревья, а то и глыбы льда, трансформируются в сад, полный цветов и фруктов.
Яркие красные маки, танцуя ( здесь хороший кордебалет), дурманят и усыпляют Герду. Смешная парочка Воронов,Северный олень, Главный снеговик(Георгий Базанов),который на поверку оказывается вовсе не злым и даже пускает Герду к заколдованному Каю.Если б еще Снежная королева не по сцене бегала,а в санях летала, вьюги-метели - следом( средствами анимации сейчас все решаемо), было бы еще волшебней и новогодней. Но и так всем понравилось.
Кроме увлекательного сюжета, в спектакле много песен - есть несколько хитовых, быстрых танцев. В финале танец торжества любви и молодости исполняют белокурая Герда и сильно подросший Кай.А какие у них изысканные костюмы! Даже пуговицы у снеговиков. Оказывается, художник-постановщик - наш несравненный Юрий Наместников.
*Княжьей шапкой… по ушам
С прошлого года, когда я случайно увидела в консерватории елочное представление , новое ждала здесь с нетерпением. Если еще на первом курсе, едва «вылупившись» из своих школ, студенты мастера курса Артема Кузина так здорово сыграли, спели и станцевали сказку «По щучьему велению» , то что от них ждать теперь, на втором курсе?.. А на втором они показали «Сказку о царе Салтане», выйдя на сцену Театрального зала в кроссовках, рваных джинсах, в тельняшках.
-А это мы на Пушкина попали? – с удивлением спросила меня опоздавшая бабушка, таща за руку внука. – На Пушкина-на Пушкина, – кивнула я успокоительно.
Важен же угол зрения.Остров Буян из сказки Пушкина кажется манящим и недоступным раем. А с песней Анри Волохонского на музыку Владимира Вавилова это ощущение усиливается. Композитор когда-то выдал ее за «возрожденческую» канцону , и все ему поверили. У Волохонского было «Над небом голубым», речь шла о небесном Иерусалиме. Группа «Аквариум» переделала: «Под небом голубым…»
"…под небом голубым есть город золотой./С пpозpачными воротами и яркою звездой ./А в городе том - сад, все травы, да цветы./Гуляют там животные невиданной красы»…
После такого лирического вливания меня просто пробило: пластинка с лютневой музыкой была нашей настольной в далекой юности, Пушкина же нам всегда читал папа поставленным глубоким голосом, а диафильм с царем Салтаном и пленительно красивыми картинками, где «В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет», - был нашим любимым.
Однако сантименты быстро кончились. И хотя ведущий (возможно, Кот ученый, только в модной «коже») читал сказку выразительно ( прочитан весь пушкинский текст),и фольклорники не раз подкрепляли действо звучными голосами… остальные артисты творили на сцене такое… И носились - носились как угорелые.
Царский трон без спинки скоренько превратили в «кровать слоновой кости», опрокинув туда новобрачных, а потертый спасательный круг - в ту самую бочку, в которой царицу с сыном пустили в окиян. «День прошел-царица вопит».
Вопила артистка не по-сказочному усердно, малыш поскорей плюнул соску на ленточке и быстрее , чем ожидалось ,проделал «на двор окошко». Палка - лук, метелки на длинных ручках - весла царских гребцов на челне. Они и прямому своему назначению служат. Чистюля Бабариха с ее камарильей велит всем , заходя в Салтаново царство, ноги вытирать.Так Салтан, даром что царь, сам за веник берется.
У Гвидона на острове вечного счастья похоже, вечный субботник: всё метут да метут.А уж когда появится «животное невиданной красы» и все вокруг заплюет «золотою шелухой» , без веников вообще никак. Птица «невиданной красы», то, бишь, Царевна –Лебедь, девушка с крепкими балетными ногами, исполнив все нужные па с коршуном в ушанке, достанется другому обладателю русской шапки, то, бишь, князю. 33 богатыря в стульях и скамейках на голове вообще смахивают на урфинджюсовое войско. Пересмешки, находки, забавные выдумки на каждом шагу...
Студенты учатся дышать на сцене, как рыбы в воде, погружаясь в игровую стихию и сами эту стихию создавая. Ужасно смешно, когда очередную окосевшую тетушку или распухшую от укуса бабушку укладывают на лежанку. И все же - под занавес - в царе-батюшке «взыграло ретивое". ("Что я вижу? что такое? Как!" – и дух в нем занялся… Царь слезами залился»). Лирический Пушкин победил Пушкина иронического. На сцене и в книжке. Я тоже почти залилась. Но финал-то веселый. Эти дети уже почувствовали вкус к вольной театральной игре… внутри жесткого режиссерского каркаса. К тому же они очень талантливы.
Не плачь, Рахиле…
А последнюю предновогоднюю историю увидела в музее Радищева, где сейчас в двух больших залах бывшего ПАКСа привольно раскинулась Золотая Хохлома. Большая экспозиция из маленького Семенова Нижегородской области, где и зародился великий национальный промысел. Резали ложки из липы, в основном, везли их мастерам, а те превращали всякими хитрыми способами их в серебряные, а потом, покрывая оливой, закаляя на огне и пропитывая многими слоями лака, в – золотые. И никакая жар-птица, которая, по преданию,сронила перышко златое, тут не причем.Все дело в искусных золотых руках.
Промысел сей царский был, из хохломских сервизов вельможи и государи едали. И не только посуду на много персон, мебель в таком же стиле делали, часы да ларцы. Что вырезали из мягких сортов деревьев, что на токарном станке обтачивали, что долбили прямо в толстом стволе.
Не ушел, как вода в песок, не пропал чудный промысел за многие-многие лета. Добавились новые краски (раньше золото-черно-красная гамма была визитной карточкой Хохломы) , узоры, виды изделий . Великолепно смотрится тонкая золотая вязь на глубоком зеленом или синем фоне. Есть на выставке иконы, встретила и родной лик своего святого Серафима Саровского.И где же устаивать Рождественские встречи,как не среди хохломской вековой красоты?
Так и поступил наш замечательный ансамбль «Балаган» из филармонии. Сначала сотрудница музея в народном костюме провела народ по выставке, устроив довольно сложный экзамен на знание старорусской посудной утвари. А вы отличите скажем, поставок,от утицы , братины и прочей посуды?..
А потом все поднялись наверх, где среди елочек красиво украшен стол с золочеными конфетницами, сухарницами и братиной в виде драконов. И где настоящий вертеп, там показывали программу «Рождество».
С золотой звездой, в нарядных красных ( красный= красивый) одеждах, с народной скрипкой, балалайками , старинной колесной лирой ,с громкими славословиями хозяевам дома ,заходили в зал вокалисты и музыканты ансамбля Александра Куриленко. Сам руководитель,в долгополом сюртуке похожий на солидного представителя купеческого сословия , нежно заиграл на рожке. И рассказал вертепную историю Славянского Рождества.
Православное Рождество еще только постучит к нам в окошко, мы видим события как бы на опережение .Стучатся колядовщики к хозяину, просят одарить их щедро. «Виноградие, краснозеленое…»Тут артисты становятся кукольниками и разыгрывают вечно прекрасный момент рождения младенца Христа, поклонение Ему пастухов и волхвов. А в нижнем ярусе бушует Ирод, которому предсказали смерть от младенца, велит уничтожить всех первенцев мужеского пола в Вифлееме.
Каждый отрывок сопровождается песнопением, разложенным на несколько голосов, и нет сейчас для нас голосов чище, выше и чудесней, чем эти.Вот Рахиль, мать единственного сына, прибегает к царю просить ему пощады. Хоть на три дня. Хоть на два, хоть на один… «Ни одной минуты!» - отвечает злодей. Звучит самая трогательная вертепная песня. «Не плачь Рахиле– чада целы,/Не умирают, но процветают…/Кто живот тратит – тем в небе платят. /За Христа Бога там мзда им многа/Малым отрочатам, закланным овчатам»…
Ее нельзя слушать без слез. Но смерть с косой скоро придет и за Иродом, тоже не оставит ему ни одной минутки, как тот ни молит. Легко слетает с плеч голова тирана – к радости маленьких зрителей. Вокалисты славят Христа, все расходятся готовиться к праздникам.Их теперь у нас долгая череда…
Ирина Крайнова
