irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: БРОДИЛКА по Зощенко

    НОЧНЫМ ДОЗОРОМ


Думаете, театр после вечернего  спектакля   спит глубоким сном? Ошибаетесь. Там  бродят маленькие тени, вспыхивают таинственные огоньки,   тянутся  из-за стеклянной  двери маленькие ручки … Ага, страшно?   А вот и нет. Театр  этот детский ,с непроговариваемым , «паучьим» названием   (венец чиновничьих фантазий!)  - ДТКУ . А  зовут  его  тепло и по-прежнему: Старый тюз  на Вольской. И работают  там  очень талантливые  люди.
Главный режиссер  Алексей Чернышев.Режиссер и педагог Юрий Кудинов. Актриса и педагог Нина Пантелеева. Лучшие тюзовские актеры  и  своя труппа, в которой выделяется  семейная пара Сосновская-Андрюшенко (сыграют и телефонную книгу, если понадобится). Драматург ,автор инсценировок Анастасия Колесникова. Приглашенные московские художники. Талантливые дети, которые занимаются в студиях ДТКУ (пора расшифровать: детское театрально-концертное учреждение).
Вот  дети и показали ночную бродилку (есть  такой отличный театральный жанр), поставленную Алексеем Чернышевым по гранту СТД России   - по залам, коридорам и лабиринтам сцены Старого  тюза.С  блуждающими огоньками, мечущимся по стенам тенями и  вдруг  оказавшимися в круге света   двумя малышами. Минька совсем кроха.Леля постарше и  побойчее. Она  посылает  братца таскать  гостевые калоши, чтобы  продать  их подороже старьевщику.  Сколько порций мороженого можно было купить лет  сто  назад  на 20 обещанных хитрым стариком копеек! Это ж уму  непостижимо…
«Выставку калош» устроили  прямо в театральном гардеробе, по стойке прыгали маленькие танцовщицы,  к тому же зрителям раздали картинки с разными калошами,  все быстро подбирали   себе пару – одиночек  уводили «на ковер» для участия  в действии. На потолке кадры документального кино погружали  нас в  почти  уже сказочный мир, где  звучали красивые французские слова: «пломбир», «крем-брюле», «сливочное», «фисташковое». Первая бродилка  - по рассказу Зощенко «Калоши и мороженое». Писатель  вспоминает свое детство.
У них с Лелей был потрясающий папа. Он  не читал  нотаций,  не ставил в угол, не хватался за  ремень с металлической пряжкой. Но его уроки  дети запоминали на  всю   жизнь. «В тот же день папа собрал все наши игрушки, позвал тряпичника и продал ему всё, что мы имели. И на полученные деньги наш отец купил калоши тёте Оле и дяде Коле...И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

Кроме великолепных юморесок, очень глубоких и грустных повестей  (которые мало кто  оценил в то время) король юмора  Михаил  Зощенко писал  маленькие  детские рассказы.Некоторые из них похожи  на притчи. «Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов..."
Эту бродилку мы смотрели в полутьме Малого зала, куда завел нас с фонариком сам главреж и  где на сцене резвились  крепкие мальчишки в кроссовках (ничего, что под кепками у  иных мелькали косы – театр же!) и били слабого Андрюшу, а глупый Андрюша сначала  шел к ним показывать свою смелость, потом  - силу ( которой у него пока не было), брался спасать утопающего, не умея плавать. Мальчишки  на сцене прыгали, кидали мяч  и ходили  «большой собакой»  пугать трусишку. А мама, умная , как мама Маленького Енота из сказки, не вмешивалась  и  только давала  советы своему сыну.
В буфете за столиками, превращенном в старинную гимназию, мы снова увидели старых знакомцев -  Миньку и Лелю. Только Миня уже подрос и пошел в первый класс. Но и  там ему  не везло. «Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал — подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики».
Ему влепили кол, еще один! – перепуганный малыш забывает дневник в парке, второй   с досады закидывает  за шкаф,  в третьем заклеивает страницу с плохими отметками. И все  тот же строгий папа, который когда-то  унес все игрушки своих детей за две старые чужие калоши и  на два  года лишил  их мороженого, прощает  проделки сына и даже… дарит ему фотоаппараттик  на именины. За правду, как объясняет  довольный папа, покинув, наконец,  свое кресло-качалку./ «Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать»/. По мне, так просто гениальный педагог был  тот папа, прямо  Сухомлинский вместе с Макаренко!
А  наша бродилка набрела на елку в фойе,   и мы видим  уже  третью пару  детей : Леля  и ее  брат.  Леля тут задириста и    особо скора  на затеи: поглощает  одну  за другой приготовленные  для маленьких гостей пастилу и конфеты, пока  ее низкорослый братец надкусывает чужое яблоко. Гости так агрессивно накидываются на Миньку и Лельку  за испорченные игрушки и сладости, что  материнское
сердце не выдерживает: « Мама взяла меня на ручки и сказала той маме:— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите».
Хорошо, папа здесь такой мудрый. /«Я не хочу, чтобы  мои  дети дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»/.И все-все игрушки   отдал гостям…Очень смешные рассказы, особенно  про «Елку». Мораль рождается исподволь,  незаметно, в увлекательных и забавных сюжетах.
В конце ночного спектакля  каждый ребенок – участник студии мог снять с елочки   шоколадную конфету с  синим значком ДТКУ.Девочки в розовом  танцевали, что-то  при этом напевая…
Я насчитала   почти десяток хороших, сказочных, по-настоящему   театральных спектаклей в тюзе на Вольской. «Алиса в стране чудес» и «Винни-пух», «Сказка о потерянном времени» и «Малыш и Карлсон», «Ах ,Андерсен» и «Питер Пэн», «Кентервильское привидение» и  - "Детские рассказы" Зощенко. Готовый спектакль,  теперь  -  необязательно  ночной.
                                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments