
КТО ТАКОЙ КОРОВКИН?
…Я хочу любить, любить человека, – кричал Фома, – а мне не дают человека, запрещают любить, отнимают у меня человека! Дайте, дайте мне человека, чтоб я мог любить его! (Село Степанчиково и его обитатели)
Кто такой Коровкин, я вспомнила только в самом конце спектакля Алексея Логачева ,когда , ожидаемый с внутренней тревогой «великим Фомой» ученый муж , случайный знакомый полковника, переступит порог его дома, споткнется на ровном месте и растянется во весь свой немаленький рост. «— Извините, господа, — проговорил он, — я... того... (тут он щелкнул по воротнику) получил!..» Еще и денег умудрится занять у безотказного Ростанева.
Спектакль театра АТХ по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» показывали в разных местах (однажды смотрела его в усадьбе Чернышевского), он так и назывался - «В ожидании Коровкина». Как символ русского ожидания вообще. Вот, мол, «приедет барин, барин нас рассудит». Хоть вместо барина, скорей всего, явится подозрительный субъект с несвязной речью (хорош наш тюзовский Владимир Егоров в этой маленькой, но важной роли – а не важных ролей у режиссера Логачева не бывает).
Главный в постановке главрежа тюза Киселева , конечно же, Фома Опискин (Антон Щедрин), так и спектакль называется. Этакий русский Тартюф, но куда более глубокий и сложный, чем ставший нарицательным его французский собрат.Ведь что нужно Тартюфу? Денег побольше, утех плотских, а если удастся, прибрать к рукам дом хозяина - и все под маской монашеского смирения. Недаром в пьесе усматривали антиклерикальную направленность.
Федор Михайлович пишет свою повесть после каторги и ссылки, когда его религиозные настроения лишь усиливаются. И всей силой своего сатирического дара ополчается на лицемеров, легко жонглирующих словами, понятиями, людьми.
Не упрекнешь Опискина в сладострастии или в большой корысти. Отказывается от денег, да каких: отступные, которые предлагает ему бедняга Ростанев, изнемогая от его чугунного гнета , - пятнадцать тысяч рублей серебром. По тем временам большие деньги (правда, позже в «Идиоте» Ганя Иволгин не возьмет и сто тысяч и…хлопнется на пол без чувств).
Бывший генеральский шут Фома знает, что, приняв деньги, потеряет больше – ежедневный стол, кров и самое сладкое – власть, неограниченную власть над душами обитателей Степанчикова, которых бог обделил и умом, и волей.
Современники великого писателя довольно холодно отнеслись к повести, ожидая от него более серьезных разоблачительных произведений. И проглядели эту жемчужину сарказма, сколь смешную, столь и страшную. Культовый мхатовский спектакль запоминался прежде всего образом Опискина, он вырастал в исполнении Алексея Грибова в зловещего старика, с виду ворчливого и безвредного, нависавшего над имением и полковником. Был фильм с Львом Дуровым ,в том больше шутовства, скоморошества, но и он легко управлялся окружающими, играя на их эмоциях. В Малом театре Фома Опискин сегодня - замечательный лицедей Василий Бочкарев, в театре Моссовета - блестящий Сергей Юрский.
У Юрского богатейшая актерская палитра. В его голосе слышатся то вкрадчиво-угрожающие нотки величайшего Манипулятора "отца народов", которого он тоже играл,то оттенки интонаций Бендера – лучшего из Бендеров кинематографа . Щедрин по сравнению со своими предшественниками не так масштабен и еще довольно молод – куда моложе своего почти пятидесятилетнего персонажа.
Однако его герой обладает качеством очень современным. Он обаятелен, и настолько, что ему хочешь верить, не догадываясь, что манипулятор лишь использует тебя в своих целях .Несколько раз я встречала таких людей со слишком ясными голубыми глазами, и ,наступая на те же грабли, снова и снова попадала под их обаяние. Без вульгарных параллелей, бережно обращаясь с классикой (инсценировки Логачев всегда пишет сам), тюзовский спектакль как бы предупреждает об опасности «заглотнуть» крючок.Манипулятор может собрать вокруг себя очень много людей и подняться очень высоко( в Инете я даже нашла пять правил, как не стать добычей демагога).
Выйдя "в люди" из унижаемых приживал и встретив Ростанева, Фома догадался, «какой перед ним человек, и тотчас же почувствовал, что прошла его роль шута и что на безлюдье и Фома может быть дворянином».
Ростанев – третья большая роль тонкого, психологичногоАлексея Ротачкова за последнее время. После его неумного, напыщенного Кисы Воробьянинова, неровного, бунтующего Дяди Вани мы видим героя немолодого , сильно уставшего от жизни, с погасшим взглядом./«Трудно было себе представить человека смирнее и на все согласнее. Если б его вздумали попросить посерьезнее довезти кого-нибудь версты две на своих плечах, то он бы, может быть, и довез»/. Световое решение спектакля (художник по свету Виктор Стороженко, художник-постановщик Ольга Колесникова), когда то вспыхивают мертвенно белым светом люминесцирующие лампы , выхватывая лица в самом невыгодном ракурсе, то гаснут, возвращая теплоту обычного театрального освещения, превратило полковника в очень старого и очень больного человека. Любовь к юной, белокурой Настеньке (Дарья Доронина)– его последняя привязанность и надежда.
Третий главный герой тут – полный молодого негодования племянник Сергей ( Артем Яксанов). Ему придан авторский текст, щедро рассыпанный режиссерской рукой по спектаклю. Но племянник больше все же наблюдатель, критик, которого в последний момент «обратит в свою веру» хитроумный Фома, отыграв в свою пользу даже сцену позорного изгнания из усадьбы. С остальными обитателями имения, «не учеными», Фоме Фомичу управиться проще.
«Село Степанчиково» поставлено на Малой сцене тюза,чье пространство перестроено: зрительские ряды охватили сценическую площадку с трех сторон, мы как бы оказались среди покорной паствы Опискина. Среди всех этих полувыживших из ума генеральш, злых старых дев, злющих приживалок, сбитых с толку детей ,одуревших от дурных приказаний лакеев и имеющих свой пиковый интерес загостившихся гостей. Жёлтый дом, да и только («не то острог, не то бедлам, а скорее, и то, и другое вместе»).
Хлипкий Обноскин (Александр Тремасов) с подачи властной маменьки ( Татьяна Лукина) отважится умыкнуть богатую невесту. Их сцена пройдет в лучших традициях реалити-шоу, и с микрофоном даже. Нелепый Видоплясов ( Михаил Третьяков), в который раз меняя дурацкую фамилию на... другую дурацкую, исполнит целый пластический этюд. Громогласный Бахчеев с легкостью перейдет от праведного гнева на Фому (Алексей Карабанов) к безмерному восхищению. И только обнищавший дворянчик Мизинчиков ( Алексей Кривега) будет насмешливо хмыкать и смотреть на все умными темными глазами.Но и у него - -ба-альшой пиковой интерес.
Татьяна Ивановна, охарактеризованная как женщина наивная и крайне восторженная, так долго ждала свою любовь, что, получив вместо нее большое наследство,окончательно с катушек и съехала. После неудачного увоза «в продолжение всей этой сцены она покатывалась со смеху, била в ладоши и во весь остальной путь не могла смотреть равнодушно на Степана Алексеевича». Анастасия Бескровная , играющая бедную безумицу, весь спектакль напролет покатывается, бьет в ладоши, зазывно посматривает на всех мужчин сразу и носится , носится со своим стулом по залу , в немыслимых па прижимая его к себе, как тангового партнера.Что точно попадает в ее образ, ясно очерченный в повести.
Боготворящая Опискина Генеральша (Виктория Самохина), в окружении подпевающей ей толпы, кажется многоголовой черно-белой гидрой, перемещающейся в безжалостных лучах дневного света .Слаженный, где есть дирижер, но нет солистов, хор превосходно изображают Вера Яксанова, Нина Пантелеева, Тамара Тартер . Прямо ювелирная актерская - и режиссерская! работа. Добродушный нищий Ежевикин (Владимир Конев) "дам-с", между тем, цветочками одаривает.
Хороша пара Гаврилы с Фалалеем. Гаврила Александра Федорова немного пообтесался среди господ, манеры перенял, французские словечки подхватил , хоть делает вид, что они ему в тягость. Фалалей тут не херувимчик, попавший в руки теток. У Евгения Сафонова он искренне глуп и искренне о том сожалеет. Но... Камаринского все же пляшет, притом лучше всех.
В финале, кланяясь залу на все четыре стороны, знаменитую плясовую с неприличными словами («Ах ты, сукин сын, Камаринский мужик,/Заголил штаны, по улице бежит) танцуют все. И - постоянно двигаются, причем все два действия, со стульями, с креслами, лишь на мгновенье замирая под белесым светом, как неживые. Племянник Ростанева Сережа обстоятельно расскажет , что произойдет с каждым героем . Кто женился, кто уехал в город , кто умер.… Из-за резкого светового решения покажется, что умерли все. Паноптикум бывших людей оживает лишь на пару часов , чтобы рассказать странную историю вознесения шута, коронацию его на полное и безраздельное царствование в одном, отдельно взятом сельце. Глава повести так и называется : «Фома Фомич созидает всеобщее счастье».
Мы разрушили еще один старый мир - до основанья. А взамен ничего не построили.И ждем, очень ждем , когда придет добрый барин, царь,шут,буржуин, политик – все едино. «И засияет, как перл… в самом высшем благородстве». И мы с ним, за ним воспоследуем. Все мы живем в ожидании мифического Коровкина. А приходят Опискины, в лучшем случае – Обноскины.
Ирина Крайнова
