irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКИЕ ТЕАТРЫ. Академдрама.Премьера онлайн-истории Алёны Чижук

       ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ

Юность, «последняя» молодость, расцвет, старение…
Охват  - две десятилетия, на  Малой сцене академдрамы четыре актрисы, четыре способа самораскрытия в спектакле «Дневник Алены Чижук» по пьесе Юлии Вороновой.  Круглолицая ,миловидная (Дарья Ревина) еще  по старинке ведет  дневник – не часто,  порывисто, от события к событию,  ее переживания  вписываются   в    обычные чувствования  взрослеющей девочки: огромная жажда любви ( «она ждала… кого-нибудь»),  ожидания почти Наташи Ростовой  перед балом: с кем будет на выпускном  мальчик,в которого она «окончательно влюбилась». Но  нет  у нее папы-графа и заграничных «шмоток»,  и потому на  свой первый бал  она идет в маминой зеленой кофте,  «граф»  беспардонно  врет ей и маме, заведя   кого-то на стороне,   предмет ее любви не замечает  скромную, немодно одетую девочку, а портвейн  такой мерзкий без закуски…«Раз не получается с любовью, моя цель – институт», - трагически серьезный вывод симпатичной шестнадцатилетней девчушки. Где мои 16 (17?) лет?...
От Алены с хвостиком до «офисной девушки»,  подтянутой, ухоженной, (Александра Коваленко) расстояние дальше, чем «между  Онегою   и  Печорою». Видно, закончила все же институт управления, в который влекла ее, вечно ведомую, модная, успешная подруга.  Теперь у Чижук (chizhuk) компьютер, она водит машину (не слишком удачно), живет  отдельно от родителей,   измучивших ее ссорами.  С техникой  на ты . И подсмеивается  над Лешей, который никак себе мобильник не купит.
А любви все нет. Ни  большой, ни маленькой. В школе  была вечной тенью   пользовавшейся бешеным успехом Кати. Теперь начинает роман  с ее мужем -   случайно, как  бывает  («Это все Вася виноват! Это же он купил ящик этой гадости», -  пить Алена   никогда  не умела).  Чужой муж оказался прилипчивым.  Жизнь с кокетливой красавицей не медом, видно, намазана.
В электронном письме   проще соврать. В одном Чижук радуется поездке подруги в Париж, увольнению с работы  («буду тусить, ездить в Серебряный Бор и смотреть на проплывающие мимо барашковые облака»)  и   своей  - в Питер,   в другом -  горько жалуется на семейные свары и  тот же Питер (там « все тупо нажрались»).
Увольнение с работы  и обнаружение Катей   их переписки в компе – еще  не самое страшное. Может, аморфный с виду  и  не такой простой Леша не стер письма  намеренно. Да и  Катя не в накладе – скоро    найдет себе немца . Пошловатая, с резкими манерами  «офисная девушка», в какую превратилась  Алена за   12 лет,   изменится в лице только  раз: узнав о неизлечимой  болезни матери.   Преодолевая неловкость,    даже попросит  помощи у американской, давно забывшей  об их существовании  тети. И в очень  маленьком, очень  понятном спектакле , с языком ,  что становится все больше  похожим  на птичий, в пространстве ,  напоминающим одновременно   офис и телестудию, как  будто потемнееет.   Актерски  сильный кусок  Коваленко - Chizhuk.
Чижика-Пыжика Дарьи Родимовой  отделяет  от той Елены   каких-то шесть лет. Целых шесть! Но ее героиня так уныла, депрессивна,  погружена в  переживания, что кажется совсем другим человеком. В нас сидит множество  сущностей, и  всякий раз проявляется какая-то  одна. Но в этой цветущей  34-летней женщине,  с каким-никаким  мужем,  престижной работой, собственным  психологом ,  как будто сидит …80-летняя старуха.… Правда, работу  свою  она не любит, психолога просто  ненавидит, мужа, похоже, тоже.
Кажется, Уайльд писал, что самые несчастные  люди те, у которых мечты не  сбываются и … сбываются. Чижик-Пыжик относится к последним. Правда, с юмором у нее все  хорошо (стоило бы  актрисе с таким комическим даром его больше обнаруживать), и, ведя ЖЖ, который   больше напоминает дневник ( все равно «два с половиной читателя»!), признается самой себе: «Забрала чужого мужчину и живу с ним - в болезни и здравии, богатстве и бедности. Может, даже и умру в один день. Немного жаль, что нельзя вернуть его назад – моей подруге К.»
Режиссер Сергей Карпов   так поставил пьесу, что все   разновременные Алены встречаются, поддерживают друг друга взглядами, кивками,  поддакивают ,но   молча расходятся,  устав  слушать  депрессивную себя… 34 лет  от роду. Кажется, еще  немного – и  героиня тихо скончается от всех  этих МРТ, УЗИ, подозрительных симптомов и злыдни мужа, из мести раскидавшего    18 тыщ ее пазлов. Но и у нее наступит момент истины:  во сне она увидит кучу будущих детей и   маму, которой уже нет и которой  она   не успела сказать, что  любит.
И снова большой  контраст с Еленой фейсбучной -  через 10 лет, оживленной, улыбающейся, хорошо накрашенной, стильно  одетой (Светлана Москвина). Это опять  как бы другой человек, удачливый ,хвастающий своими удачами. Любимый муж Леша качает пресс, любимая дочь, умница и отличница,   радует родителей, любимый папа в кругу семьи справляет свое 70-летие, любимая  паста -машина делает  отличные макароны, любимая плита… Не сама  ж  плита готовит все эти блюда с невозможными ингредиентами (кто-то   из нас в восторге от крема из свеклы , сливок и   хрена?!) . Помнится,  все остальные :  Алена,   Чижук ,Чижик-Пыжик  - готовить   терпеть  не могли. Теперь  Facebook.comlena.chizhuk  рассылает «вкусные приветы», побеждает в кулинарных конкурсах,  устраивает публичные дегустации со зрителями. Просто  сияет  от довольства собой…
И   вдруг  отчетливо понимаешь, что все  это «фигня». Как  не  любила  она готовить, так и   не любит.    Муж у нее толстый и ленивый,  дочь  упрямая и   тоже ленивая (на семинар «Как перестать кричать на своего ребенка» зря  не ходят), щедрый  папочка вообще  квартиру у них  отжал. Но чужие заботы сейчас   никого  не волнуют.  Пришло время   богатых и успешных, бедняки и неудачники  не в моде. Надо держаться,  выглядеть не хуже  других.  Фейс,  это королевство кривых зеркал, охотно публикует фото столов, полных  дорогих яств, наштукатуренных   физиономий их  хозяек, довольных, толстых кошек. Множатся ряды фейсбучных друзей, с которыми мы   никогда жизни  даже  не пересечемся…И вот от такой замечательной,  изобильной , счастливой жизни «на виду у всех» красивая Елена садится в сторонку  и низко-низко опускает  голову. Еще один  хорошо сделанный  актерский отрывок.
На экране ее героиня сидит  неприбранная ,в халате… А соцсети  с готовностью подсовывают нам суррогат  общения, публичного успеха, видимость  дружбы . Желаемое здесь легко выдать за действительное.
Пьеса автора Юлии Вороновой  пришла к нам из лаборатории  молодых драматургов «Видимоневидимо», которая теперь ежегодно  проходит в драме. Я не видела эскиза  Сергея Карпова,  говорят,  он был  законченным  и казался готовым спектаклем. Сейчас  действо обрело уверенные черты публичности, яркости красок (художник Юрий Наместников), шумности  телешоу, как, наверное, и должна выглядеть «онлайн-история» 10-х годов XXI века. Все вокруг   нас постоянно меняется : средства  связи,  способы приготовления пищи,   сам рацион, длина юбок , длина  волос. Не меняется только человек. Ему по-прежнему очень одиноко,   и так хочется дружить, нравится, быть нужным,  единственным…(«Неужели  никто меня никогда  не полюбит?»)
Простая, короткая пьеса, точнее, текст -  о главных вещах. Негромко, вполголоса. И молча, между строк. Кто  говорит   тут   о любви и дружбе, кроме 16-летней Аленки?
                                                                                                                                                              Ирина Крайнова
                                                                                                      
Справка
Юлия Воронова (Крупянко) по первому образованию микробиолог. Выросла в театральной семье, закончила  Высших режиссерские и сценарные  курсы , ее «короткий метр» уже отмечен на фестивалях. Пьеса «У Алисы высокий рейтинг» стала лауреатом  престижного Волошинского фестиваля. Отмечена ридерами фестиваля  "Любимовка"  и  пьеса «Дневник Алены Чижук».Это ее первая театральная  постановка.
Сергея Карпов – актер Ярославского театра им. Волкова , заканчивается режиссерское образование  в Ярославле  у  такого известного  режиссера, как Александр Кузин. Саратовская постановка – дипломный спектакль   ученика Мастера.



Чижик 023.JPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments