irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ музей.Юбилей "АЛОЙ РОЗЫ". "ОБРАЗ ВОСТОКА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 1-й пол.XX в."

                                              АЛЕЛА РОЗА НА ВОСТОКЕ…

Образ Востока 014                                        
Почти весь второй этаж исторического здания Радищевского музея заалел  вдруг восточными картинами (ну, не весь,так львиная его доля- залы 18 века, первой половины 19, начала 20-го). Солнечные, радужные, эпичные, они вытеснили на время  жеманных дам и церемонных кавалеров галантной эпохи.
Я все пыталась обойти по периметру внушительную выставку, но сбивалась и возвращалась к началу экспозиции, где говорили интересные вещи ее устроители, где маняще  играла «Трио-соната» вместе с голландским музыкантом Баудвайном Звартом,донося до нас  пряные ароматы  Востока.
Пять музеев России, под патронатом минкульта, под эгидой Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» осуществилио один большой проект (включенный в программу Года культуры в России) «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века». Художественный музей им. А. Н. Радищева ,музей искусств народов Востока, Третьяковская галерея, Русский музей, Астраханская картинная галерея, а также   московские коллекционеры Таир Таиров, Валерий Дудаков и Марина Кашуро представили работы  добрых двух десятков художников  - почти за полвека (1910-е - 1940-е годы).  Кувшины, среднеазиатская художественная глина,ковры  создают свою среду обитания  этих полотен.Радищевский музей богат восточной темой и благодаря своему географическому положению - между Европой и Азией, и той счастливой звезде, под которой в начале прошлого века жили здесь художники, составившие славу отечественного искусства. В Колонном зале нашего Дворянского собрания 27 апреля 1904 года открылась выставка «Алая Роза» - то была  премьера русских символистов «второй волны». За ней последовала легендарная «Голубая Роза» (1907 год).  Ее громкое появление назвали «модернистским демаршем». Саратовцы Павел Кузнецов и Петр Уткин, тогда -учащиеся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ещё в конце 90-х годов  создали группу единомышленников. Название группы («Алая роза») выбрана «как символ чистоты и целостности». В провинции Были выставлены картины художников только  российского уровня -Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Николая Феофилактова. Почётными участниками  стали и даже  Врубель с  Борисовым-Мусатовым.Там тоже   воспроизводилась «среда»- с помощью майолики абрамцевской  мастерской . В 1995 году в нашем музее прошла выставка, посвящённая 90-летию знаменитого объединения.
Как отмечают искусствоведы, главными героями нынешнего проекта стали  «младосимволисты»: они открывают и нынешнюю  экспозицию. «Если Матисс или Ван Донген искали вдохновения в Тунисе или Марокко, то русские художественные революционеры устремлялись в заволжские татарские степи, скифский Крым и далее на юго-восток. Поэтичные «голуборозовцы» - лишь одна из глав хроники «паломничества в страну Востока» передового отечественного искусства» .
Средняя Азия  для них - страна грез, прекрасных гурий , засыпанных песком древних цивилизаций. Текст пресс-релиза по поводу новой выставки так хорош - лучше и не скажешь ( и точнее!),приведем же   его почти полностью:
«Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому – мечети и старые ханские дворцы. Ну а если кто и доезжал до «Самаркандии» (если вспомнить название путевых заметок Кузьмы Петрова–Водкина, еще одного знаменитого героя проекта), то яркий солнечный свет, оплощающий предметы и фигуры, сумасшедшие краски икатов* и затейливые орнаменты сюзане**, космический силуэт Шах-и-Зинда и каллиграфия Корана никого не оставляли равнодушными. Особенно это заметно в 1920-1930-е годы, когда творческая командировка в Ташкент или Бухару из Москвы с набирающим там силу соцреализмом превращалась в фактическую эмиграцию, однако дававшую возможность жить и творить.
В конце 1920-х Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы», «самый удивительный художник Узбекистана», соединивший радикальный авангард и традиционные формы, создает экспериментальное объединение «Мастера Нового Востока». В начале 30-х – «бригаду Волкова» пополняют примитивист Николай Карахан, фресковой мощью своих полотен напоминающий Диего Риверу, и визионер Урал Тансыкбаев. В 1930-е создает свой «Библейский цикл» уроженец Витебска Рувим Мазель, перенося на туркменскую землю сюжеты Священного писания. Пародирует картины на «производственную тему», создавая космогонические аллегории, Павел Щеголев. Так рождалось уникальное явление, которое теперь искусствоведы называют «туркестанским авангардом».
… выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя «московской школы» Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются тончайшим профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков с его «Мальчиком с рыбой» (1924) кажется немецким экспрессионистом.
Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними – нынешняя выставка».  

Образ Востока 051

Примечания:
*Великолепные узоры и яркие цвета тканых изделий в технике икатстатусные символы Центральной Азии 19-го века.
В досоветские времена в Узбекистане и Таджикистане это был не просто красочный акцент: икат был высшим проявлением искусства модельера и мастерства красильщика, непременной принадлежностью быта в тех домохозяйствах, которые могли себе это позволить, важным направлением растущей городской экономики, ценным и престижным подарком – будь то близкому человеку или царю.Одна из причин престижности ткацких изделий в технике икат – трудность их изготовления. Вся хитрость  его в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед вашими глазами выпукло возникает рисунок.
  **Сузани ( сюзане )в Таджикистане и Узбекистане  -настенный ковёр ,вышитый шёлком или мулине по хлопчатобумажной ткани, шёлку или бархату, на подкладке, обшитый тесьмой или чёрной тканью. Замкнутая композиция с широкой нарядной каймой и центральным полем, заполненным одной крупной узорчатой или несколькими симметрично расположенными розетками либо мотивами (часто символического значения) цветущего куста, плодов, цветов, иногда с изображениями животных.

Образ Востока 019Образ Востока 039Образ Востока 044
Подготовила Ирина Крайнова, фото автора
Образ Востока 046Подготовила Ирина Крайнова, фото автора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments