irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ЯПОНИЯ в СЕРДЦЕ. ХОКУСАЙ forever

     

                               МОЯ БОЛЬШАЯ ВОЛНА

Я  не оригинальна в своих пристрастиях. Ее  видимая легкость, ажурность, скрытая  до поры сила поразили мое воображение, раз и навсегда.
В Токио продавались наборы: ручки с открытками. И там, и там, и там – виды Фудзи с гравюр Хокусая. Купила несколько и всем раздарила. Себе оставила ту, где великий символ Японии мал  и далек, а на переднем плане, во весь свой гигантский рост, встает волна, протягивая  «драконовы когти»  к утлым лодчонкам.
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая полюбилась мне  давно.   Когда полюбила, я еще  не знала, что «Большая волна в Канагаве» (1832г) самая известная из  этой серии. И что копии ее есть  в  музеях мира Метрополитен-музее,  Британском музее, музее Виктории в Австралии  и в доме  великого импрессиониста Клода Моне.  И уж  никак я  не могла  тогда знать, что кружевную пену Большой волны искусствоведы сравнивают с когтями «волны-убийцы».
Раньше  эту огромную волну, нависшую над лодкой, считали цунами.  Математический расчет показал, что  это не набирающие силу у берега цунами, а та страшная волна, «волна-призрак»,  ужас моряков, которая может неожиданно возникнуть «ниоткуда» среди океана, подняться на страшную высоту и перевернуть судно. Если принять длину рыбацких лодок за 10-15 метров (на гравюре   не сразу заметны  наклонившиеся спины гребцов), можно   высчитать высоту волны Хокусая  - 12 метров.
Казалось бы, всё, конец  –   констатирует европейское искусствознание,  здесь «люди бессильны перед разгулом стихий». Не так думают  знатоки японского искусства. Как пишет  ученый-востоковед Евгений Штейнер, «движение в картине идет справа налево. Соответственно, рыбачьи лодки… двигаются и внедряются в волну... а некоторые уже прошли ее насквозь». И  рыбаки словно кланяются разбушевавшейся  стихии и  покровительствующим ей божествам.
Мы видим  прямо перед собой еще одну рождающуюся  волну, похожую  на  Главный вулкан в отдалении. Земная твердь и водное начало как бы  меняются местами. Вода   будто  каменеет  и превращается в твердь, твердь же  мала, слаба  и ,осыпанная брызгами,  словно исчезает в морской пучине. Согласно буддизму, мир это постоянно меняющиеся сущности, колесо символизирует цикличность бытия,  его  бесконечный круговорот. На гравюре  лодки и волны образуют дуги,  есть в серии «Фудзи» и  композиция  с колесом. Конус Фудзиямы виднеется   там  через  круг бадьи без  дна («Равнина Фудзимигахара в провинции Овари»).
И не так, оказывается, страшна моя любимая Большая волна! А уж красива невероятно… Читала, что  она не имеет равных по глубине замысла и эстетическому совершенству. Это самое известное произведение азиатского и уж точно    японского искусства в мире. Любопытно, что первотолчок к «большой волне», импульс исходил  из Европы и , преображенный, неузнанный, в нее  и вернулся.
Заинтересовавшись биографией замечательного художника,   я прочла, как   внимательно он   изучал европейского искусство, которое в XIX веке проникало в Японию чаще всего  в виде голландских гравюр. Постигал линейную перспективу, цветовые контрасты… Хокусай использовал  их по-своему. И родил шедевр, гравюру  на дереве. Снежно-белую, как шапка Фудзиямы,  глубоко синюю, как пучина океана.  С  крошечной Фудзи   и  гигантской волной.
Картина обязана своим изумительным синим цветом чернилам с химическим веществом. Поначалу контуры  ее были тоже  синие, потом   стали черные. Необычно написанные работы  Хокусая   считали  сначала «вульгарными». Теперь их называют национальным достоянием и  хранят в Токийском национальном музее,  а  за старые  оттиски Большой волны (никто  не знает, где  оригинал, копий же известно   от 5 до 8 тысяч), коллекционеры платят сотни тысяч долларов.
Кацусика Хокусай был экстравагантен, как бывают экстравагантны  гении. Он   раз тридцать  менял свой псевдоним (этот носил  дольше всего),  раз девяносто место жительства (читала, что не любил убираться и жил  в квартире, пока там было возможно жить). Лучшую серию написал, когда ему уже было под семьдесят. А  это его  обращение к «человечеству»?
«Начиная с шести лет, у меня была мания рисовать всякие штуки. Когда мне исполнилось 50, я опубликовал проект Вселенной. Но все, что я сделал в 70, не заслуживает внимания. В 75 я кое-чему научился у природы, животных, растений, деревьев, птиц, рыб и насекомых. Вот когда мне будет 80, то увидите реальный прогресс. В 90 я углублюсь непосредственно в тайны жизни. В 100 лет я буду просто чудесным художником. В 110 я сотворю уже все, что смогу, а мои точки и линии получат новую жизнь».
Кацусика не  дожил  до 110-ти  лет, но в тайну искусства ему удалось «углубиться». В Европе в его Большой  Волне  «утонул» весь  французский  импрессионизм. Иные искусствоведы утверждают, что  без Хокусая его    вовсе  не было  б. Всемирная выставка в Париже 1867 года открыла миру всю дивную утонченность и красоту японского искусства. Клод Моне покупает  250 японских гравюр, 23 из  них Хокусая!  Стены его дома превращаются в сплошной живописный ковер. А что есть его знаменитая серия  «Руанский собор», как не попытка  рассмотреть культурный символ с разных точек  в разное время дня, как  это делал  японский художник?
Было много повторений образа  Волны в разных вариантах. Известный, например, Камиллы Клодель. Для меня было  открытием, что японскую  Волну взял  на вооружение стиль ар-нуво,  теперь я   хорошо различаю  ее  упругий силуэт  даже  в чугунной решетке  роскошного «шехтелевского дома» в Саратове.
Когда выставку  из  Токио «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» впервые  привезли в Москву, мы с подругой  там , конечно,  побывали.  В музейном  киоске продается с десяток различных предметов с этим брендом  - пазлы, блокноты, магнитики, броши .Она купила мне  на выбор два пенала-косметички с видами Фудзи. На  одной Главная гора Японии вставала торжественной громадой, и   этот вид не менее знаменитый, чем  Большая Волна.(«Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи»). На второй моя «иссиня-синяя» Волна  поднималась могучим валом  над махонькой горкой у горизонта. Догадайтесь с трех попыток, какую картинку выбрала я?..Так что  дома у меня теперь Волна-ручка, Волна-открытка, Волна-пенал.  А еще, превращенная в символ, Большая  Волна есть, оказывается, в электронной почте и в соцсетях в  наборе эмодзи (смайлики).
Хоть я  несколько часов очень  старательно  ходила по бесконечно длинным залам Токийского музея,  «фудзийский цикл» Хокусая там  не обнаружила. Слишком они бесконечны,  эти  залы. Но с 1957 года  «Волна в Канагаве»  в собрании нашего ГМИИ. И там я ее увидела «живьем», среди драгоценных гравюр с родины художника.
Кстати,  гравюру  Хокусая сравнивают с «Девятым валом» Айвазовского, которым японцам когда-то показали  в музее Фудзи,   теперь его снова возили в Японию. Общее на картинах «волна-убийца», которая у нашего художника названа девятой, и, по поверьям моряков, обязательно появляется в шторм (древние греки считали, что  это третья волна, римляне  -  десятая).Но если моряки  Айвазовского  на  своем обломке мачты, скорей всего, волну  не переживут, то японские рыбаки, как мы выяснили, пройдут «сквозь  нее».   В молодости наш прославленный художник сам  испытал  такой шторм в Бискайском заливе: опубликовали  даже сообщение, что    он якобы  затонул вместе с судном. А японцы, живущие среди морей, океанов, вулканов и цунами, со стихиями  на ты. Видела телефильм: есть у них островок, где в год бывает  до  ста  землетрясений. Ничего, сметут пепел метлой, каски наденут  и вперед, на работу и в школу. Поразительная стойкость…
На выставке эпохи Эдо  мы    долго рассматривали  разные гравюры художника, который  так часто менял имена.А также работы  других замечательных японских мастеров, посвященных борцам сумо, красавицам,  торговцам. Но Хокусай, Канагава, Волна это forever.Тону в ней, ка утонули в свое время  Моне, Мане и прочие живописцы.
                                                                                                                                                   Ирина Крайнова



Волна Хо.jpeg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments