irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Что делать у Мусатова и у Кузнецова в выходные дни

Мусатова  и Кузнецова в январе 029.JPG

                              Про БЕЛУЮ и ЧЕРНУЮ КОСТЬ , ВЫРЕЗНЫЕ КАРТИНЫ и КИТАЙСКУЮ БУМАГУ
Все к лучшему в этом лучшем из миров… И когда я уже усвою эту азбучную истину?
Да,  не поехала   в Москву – не сложилось! Деньги сэкономила (что вообще-то не умею ) - вернули за билеты, отоспалась на  две зимы вперед, устроила себе  ж/д в пятницу, когда «лежала  на полке»,  без конца ела-пила ( чай, разумеется) и читала, читала, читала…
А еще в  эти выходные  я побывала в двух интересных местах.В субботу  - в музее-усадьбе любимого Борисова –Мусатова вместе с Клубом выходного дня  Елены Пакалиной (Радищевский музей). Это выездное заседание клуба, который работает творчески и очень разнообразно.  Директор музея-усадьбы Элеонора Белонович не просто провела  экскурсию, а настоящий экскурс в историю, рассказав в лекции-беседе о самом Викторе Эпильдифоровиче, его предках, родителях, детстве, о его  короткой, но такой яркой жизни, о  талантливом его  окружении.
Коллектив мусатовской усадьбы  маленький, но очень  талантливый. Каждая встреча с ними дает  нам срез их научных  поисков именно  на  этот момент.Сколько  раз уже  слушала Элеонору Николаевну, но впервые так подробно – о родителях художника. Оказывается,  его отец выходец   из крепостных,   из той, сильно  охочей до знаний , умной части крестьянства, которая начинала в господской передней, а закончила  свой век  на царевой службе,в солидных учреждениях.
Отец Виктора с говорящим  греческим именем  Эпильдифор ( нашла в источниках -  как «надежду несущий») был лакеем, но  склонность  к  образованию  и хороший почерк вывели его в служащие управления железной дороге –привилегированной тогда отрасли.Смог построить    собственный дом , обзавестись городской усадьбой, но, увы, рано ушел  из  жизни.Его жена  Евдокия , женщина  простая и  мудрая, переселяется с тремя детьми в флигель, сдает  дом, поднимает всю   семью  уже  без мужа.
Именно  «простая» мать Виктора, выслушав резоныразумных родственников по мужу, в обход  их  все же пошлет  своего горбатенького, слабосильного сынка в Петербург, «художеству» учиться.  Что  точнее подскажет верный путь ребенка, чем  материнское сердце?
От картины к картине, от фотографии,  этюда к законченному произведению, шаг за шагом, мы снова прошли  с художником его краткий  земной путь.  И -  скорбели   о его мимолетности. Кометы  проносятся стремительно, но освещают путь другим…
Совсем недавно узнала, что и отец Чехова сначала был крепостным. И  у кого  повернулся  бы язык назвать сыновей Павла  Чехова и Эпильдифора  Борисова «черной костью»? О, великий двадцатый век, он  возносил и ниспровергал, поднял в  небывалую вышину  российскую культуру  и… мгновенно скинул все в Тартары, чтобы создать другую,  тоже невиданную ,небывалую… Элеонорины  лекции-встречи в музее  будят не только чувства , но и   мысли.
А еще  мы посмотрели выставку линогравюр Ивана Павлова и словно  прошлись по уголкам Старой Москвы. Какая неповторимая московская топонимика: Китайгородская стена,Старопименовский переулок,Троица  на полях,Проломные ворота в Зарядье,Измайлово, Дворик  на Якиманке,Постоялый двор  на Канаве…Или вот это  - Грибной рынок. Казалось бы, какой может быть Грибной рынок у причала? Может, Гребной? Никакой ошибки здесь  нет. Как выяснили музейные сотрудники,  существовал такой в Москве, поскольку Пост  был делом архиважным,  отовсюду сюда свозили сушеные, маринованные , соленые и прочие грибные богатства. И  рецептов постных из грибов существовало великое множество…
Иван Павлов - бедный сирота, сумевший стать мастером ксилографии и линогравюры , ведущим иллюстратором  и автором экслибрисов «с тонким художественным вкусом и литературным чутьем». Работавший  в различных техниках и форматах,  он одним из первых в России выпустил гравированные альбомы «Уходящая Русь» (1914 года), «Уходящая Москва», «Старая Москва». Теперь многие его графические  работы  - в сокровищнице книжных  богатств, библиотеке Радищевского музея.  Высоко ценил талант Борисова-Мусатова, сделал его портрет, запечатлел    памятные места художника в Тарусе.Мир  наш  на самом деле очень мал и  состоит из нескольких «рукопожатий»  великих мастеров.
В воскресенье же  я вооружилась скандинавскими палками и отправилась вниз, к оврагу,в Дом Кузнецова, о чем  ни минуты  не пожалела. Там вела мастер-класс приехавшая из Москвы искусствовед и художница Светлана Яворская.
Светлана тоже попала в  памятную метель 24 января, но поскольку ее поезд ехал из столицы, а не в нее, успела достичь пределов  нашего града.  Все 4 мастер-класса,  художница  смогла ровести.
Напомним, что выставка  работ по искусству вырезания   художников  разных  стран «Бумажное Рождество» с конца декабря украшает залы кузнецовского дома. Работы Яворской – грациозные, метафоричные, философичные - заметное там явление.
Со своей   скандинавской фигурной ходьбой по нечищенному    снегу я припозднилась  и хотела, как обычно, тихо шмыгнуть в уголок. Но не помогла  тут  моя отговорка: не умею, мол, ничего!  Не тут-то было: Яворская и безрукому вручит  ножницы  и заставит  работать. Научит!
Сначала, конечно, была лекция  -  увлекательный экскурс в историю вырезания. Светлана – человек эмоциональный и острый на язык. Мы хорошо запомнили, чего  делать  не надо: вспоминать, что бумагу изобрели китайцы (любой младенец   помнит !), путать вытыванку  с вырезанкой , пытаться скопировать  готовую картинку.
А  так:  маленькие острые ножницы вам в руки и  довольно плотная бумага , сложите ее гармошкой  - и вперед. И   я
вдруг вспомнила, что когда-то вырезала «обязательные» снежинки,   ножнички так и  заскользили в руках, прорезая кружочки, брусочки,квадратики…
Конечно, мне как до неба  до  легких Светланиных  рук,  творящих на наших глазах ажурное плетение из листьев, цветов, корней деревьев. Удивительное бумажное кружево создавала и  оказавшаяся  на мастер-классе врач.  И непонятно было, как оно соединяется в один узор, не распадаясь  на отдельные кусочки.
Попутно мы видели  на экране фотографии изумительных работ   прибалтийской художницы,  изящные старинные  русские произведения из бумаги, запрятанные…в стаканы,  невероятной красоты  творения  Вифлеема. Узнавали, что тиснение  по бумаге, коже, металлу, все  эти пробои и прочие премудрости, понятия родственные. Нет, казалось бы, ничего, более уязвимого, чем бумажные  изделия .Но ведь живут, а в Домодедове теперь их целый музей…
Подлинный талант всегда щедр. Участникам последнего занятия художница дарила свои маленькие шедевры (ее фамилия там мелко-мелко – карандашом). Я выбрала фигурки Иосифа и Марии, склонившиеся над  яслями. Сверху  глядит золотая звезда Вифлеема!

А все же  удивительное привязчивое  это занятие – вырезание из бумаги .Прихватила  свои несовершенные  поделки и  неожиданно  для самой себя  взяла дома ножницы,  принялась  их «совершенствовать», делая более ажурными . Надо  ли  говорить, что пол вокруг меня  вмиг стал,  как «бумажный ковер »… Итак, кое-что умею  по оригами, чуть-чуть поняла  икебана, немного складываю сумки из ткани фуросики, намалевала горячим воском картинку а ля энкаустика, с грехом пополам сотворила аппликацию  без  ножниц - тигири-э. Теперь вот заразилась этим самым  вырезанием…
Как писала императрица Александра Федоровна , «только один раз  дается детство   со всеми его возможностями.То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». Творчество  нам это детство возвращает.
                                                                                                                                                                            Арина Деткина



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments