irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Вечер памяти ГРИГОРИЯ ЦИНМАНА




                                                ВСЕМ СИЛАМ - СИЛА
Пролог. Этот материал  я написала ровно 7 лет назад и дала в газете, терявшей уже свою былую популярность  и читателей.Бывает, скажешь самые важные слова , и  потом уже лучше не получается. Повторю их.Сейчас Григорию Цинману было бы 67. Разве  это возраст  для мужчины?!..

"Григорий Семенович Цинман, народный артист России, главный режиссер Саратовского тюза,  справил бы сейчас 60-летний юбилей. Жизнь распорядилась иначе,он умер от страшного недуга.В тюзе Киселева немало талантливых актеров,ярких индивидуальностей. Но Гриша, как его между собой любовно называли, был  один.Невероятно обаятельный (с трогательно опущенными уголками глаз, легкой седой прядкой и детски беззащитной улыбкой), он казался поначалу  слишком красивым для ролей трагических и острохарактерных .Но мог  сыграть абсолютно все,  и был на сцене Царь и Бог. Переиграв  множество умных мальчиков и  благородных отцов семейства, лордов, блестяще исполнил роль  герцога  -  знаменитого Бекингема  в   сценической композиции «Трех мушкетеров», поставленной Владимиром Федосеевым. Жеманные манеры,прядка ранней седины в густой шевелюре, скрытая   насмешка над своим неудачливым героем-любовником…
 Врожденное чувство юмора  молодого актёра, замечательный дар перевоплощения позволяли ему создавать запоминающиеся  острохарактерные образы и вносить нотки комизма  в диалоги вроде  «серьёзных» героев.Тонкий  и точный психологический рисунок присущ ролям, сыгранным актером в «жестких» пьесах нового времени  - Полонского, Рощина (Клим, Женя Огарышев).С ними выросло целое поколение саратовцев.

Но даже у очень большого актера бывают самые главные роли- вершины творчества. Они пришлись на последние годы жизни Григория Семеновича. Вельчанинов у Достоевского,  Сила Грознов у Островского,Городничий  у Гоголя.  Это был очень неожиданный, почти мягкий, какой-то семейственный Городничий - «отец города».  Великолепно прописанный образ, как все у Цинмана. Этот Городничий все  делал для блага семьи, а не вверенного ему городка.
«Вечный муж» по Достоевскому:  это был  неподражаемый дуэт  двух Мастеров - с  превосходным Юрием Ошеровым. В тюзе трижды  ставили эту пьесу: еще с Киселевым на сцене старого тюза,две  перепостановки  Ошерова в Камерном зале и в Новом тюзе. Цинман  не страшился  и не стыдился обнажить в своем герое  пропасти  души невозможные,  просто  головокружительные.  Это было настоящее откровение. Даже придирчивые столичные критики  отзывались восторженно о  дуэте Цинман-Ошеров.
Спектакль «Правда  хорошо, а счастье лучше» я когда-то смотрела  в классическом исполнении самого «дома Островского» (Малый театр). Видела и другие версии.Но лучшего Силу Грязнова, отставного унтера,  чем Цинман, не видела нигде. Столько  он привнес в него  детского озорства, лукавства, простонародной, чисто русской хитрецы,так насытил своей мощной энергетикой… - все только и ждали его появления на сцене.  Явившись  в начале спектакля дряхлым стариком, полуразвалиной, при виде своей старой зазнобушки (чудесная Любовь Коченева) Сила Ерофеич встряхивается,молодеет, совершенно преображается. Актер лепил образ крупно, смешно, сочно, очень узнаваемо.
Родился Гриша  Цинман  в  городке Остров Псковской области на реке Великой. Неподалеку  от  пушкинского  Михайловского. «Пай-мальчиком» никогда не был. За что - четверка  по поведению в аттестате. Не веря   ещё в собственные актёрские силы,  поступает в политех на вечернее отделение. Была  параллельно работа на стройке.  А ведь он тогда  уже   снялся  в  телеспектакле  «Рассказ о шпионах». Школьником сыграл  вместе с такими мастерами, как Ливия  Шутова и Юрий Каюров.  Цинман-  сухоставец, как и  Олег Табаков,занимался у Натальи Сухостав,  в прославленной  драматической студии Городского дворца пионеров.
Наконец, решившись и  поступив в драматическую студию Юрия Киселева при тюзе, Григорий  проучился там всего  год.Забрали в армию. Вернулся уже не туда, а в  театральное училище-  на курс    известного режиссера Дмитрия Александровича Лядова. А с 1976 года Цинман  в тюзе , ровно тридцать лет и три года.  «Я однолюб», - обычно  говорил Григорий Семенович о своем романе с театром Киселева.  Грустно вспоминать его недолгий уход в драму, когда волна межтеатральных конфликтов прокатилась по нашему  городу.   Такого Мастера, как Цинман,  драма брала с руками и ногами, портрет его успели даже  там  в фойе  повесить. Но  радикальное крыло тюза, жаждущее  перемен, в конце концов, добилось своего: главным режиссёром назначили  Григория Семеновича.Он вернулся в свой театр.Жаль,    ненадолго.Жизнь уже отсчитывала последние годы
Перелистывая старые программки, я  обнаружила первые режиссерские опыты Цинмана  ещё в 1982 году: сорежиссирует вместе с Александром Соловьёвым киселёвской  постановке драмы Ибрагимбекова. Дети очень любили смотреть  детектив в постановке Цинмана - «Похищение луковиц».Это было красочное, динамичное действо, скорее - спектакль-ревю. Театралы помнят блестящую постановку Цинмана «Вестсайдской истории» с дипломниками Ошерова.Он смело привносит формат мюзикла  на драматическую сцену.  И получает Золотого Арлекина за  свою режиссуру.
Но  его звездным часом стала «Очень простая история» по незатейливой пьесе Ладо. Шесть Золотых Арлекинов получил  спектакль одним махом (представлен был  по девяти номинациям!).   Международный театральный форум  в Белоруссии ( «Золотой Витязь») отметил его специальным дипломом жюри . Последняя постановка Цинмана -  по комедии Шекспира  «Много шума из ничего». Пригласив такого театрального художника, как Николай Горобец, для которого костюмы героев – живая архитектура, режиссёр  свободно мог превратить  актёров в ходячие статуи –приложение к их невиданно пышным одеяниям. Мог, но не превратил. Получился дивно смешной,по-настоящему «актерский» спектакль. Когда мы немного  привыкаем ко всем  этим   движущимся «башням», то  начинаем понимать, что во времена шекспировского театра именно так и играли: легко, остро,мало двигаясь ,но много думая,  невзирая на тонны бархата и шёлка вокруг собственной талии.Цинман вообще был актерский режиссер, очень  любил актерскую братию, и так все объяснял каждому на репетициях, что не сыграть хорошо было невозможно  (вспоминали актеры).
Григорий Семенович был подлинным интеллигентом,  очень добрым  и воспитанным человеком. Здоровался всегда первым, со своей обезоруживающей улыбкой, даже если знал человека только в лицо. Но когда дело касалось его убеждений…тут мышцы его каменели.Он  всегда ощущал себя киселевцем и  страстно протестовал против проникновения на сцену пьес откровенно «чернушных», жестоких, с ненормированной лексикой (слышала его горячие выступления  против них).
-Идеал нужен! Чтобы молодой человек шел по жизни, умея отличать хорошее от плохого, - говорил главреж тюза Григорий Цинман.Разве мы догадывались при его жизни, что сам  он   и был идеалом и мерилом совести? Озарения приходят, увы,слишком поздно.Он мало прожил и много сделал. Актер Милостью Божией, большой режиссер, интеллектуал,  славный и мягкий, но одновременно - театральный лидер, сильный  и харизматичный ( в него верили, за ним шли), с трогательным взглядом -  c легким, чуть грустным «цинмановским» прищуром .  В нем светились  ум, доброта, юмор, талант, наконец. И драгоценными блестками сияли огоньки его прекрасной души.Мы запомнили  Вас молодым и красивым, Григорий Семенович!
Эпилог. В честь  Его ДР в  тюзе Киселева собрались друзья и поклонники. Актеры читали его высказывания, всегда очень точные и мудрые, «подыгрывали» в сценах, где  он был когда-то занят,  вместе с нами смотрели  на большой экран, где Гриша, с его элегантной седой прядкой,  со своим пленительным ,бархатным баритоном, играл   рефлексирующего Вельчанинова,  несокрушимого Силу Грознова, семейственного Городничего,дурачился в актерском капустнике…В общем, жил. Актеры и актрисы пели, очаровательная  до сих пор Людмила Иванникова, его вечная Муза, раздавал им розы на высоких ножках… В конечном счете, неважно, из-за чего случился раздрай тогда в «благородном семействе» тюза. Может быть, если б  не он, Гриша  бы жил  до сих пор? ..Пожалуйста, еще меня любите за то, что я умру!..
                                                                                                                                Ирина Крайнова, фото с сайта и Алексея Леонтьева



 В "Вечном муже" с Людмилой Иванниковой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments