irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТР ДРАМЫ, МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ "БАЛАГАНЧИКЪ"- неюбилейное


                                   ДОРОГОЙ ПИЛИГРИМОВ
Они очень  любят  это стихотворение  и часто читают. А  на 30-летии «Балаганчика» его  вдохновенно прочел  их гость  - художественный руководитель  Саратовской оперетты Александр Прасолов .
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.. .
Но сначала, до Бродского, еще Шекспир написал: «Мои мечты и чувства в сотый раз/Идут к тебе дорогой пилигримов».
Пилигрим — паломник, странник, путешественник, скиталец по разным странам.  Именно так проходила жизнь нашего замечательного театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ»   все эти три десятилетия. Права бывший его директор Наталья  Терешина , тоже выступившая  на вечере. Театр   сей родился  от  большой любви и  большого таланта и не мог  не стать явлением в театральной жизни города.
На вечере тридцатилетия   «Балаганчикъ» в «капустной» форме  со смехом прощался со своим  прошлым. Когда выступали в музее Федина и выходили  в  старинных платьях и  сюртуках «того времени»,  когда перекочевали в музей-усадьбу Чернышевского и  начали разыгрывать  «святое семейство» в родовом доме Николая Гавриловича, когда  под свое крыло  на время взяла филармония, выделив комнатку ,и «целый абзац» посвятил им Катц…   Наконец, этот цоколь  жилого дома, обитатели  которого  не в восторге от тесного соседства с искусством…
С металлическим чайником, с «крышующей» их крышей, с текучими трубами ,так они  и путешествуют  по сцене пестрою толпой. Выглядывают в прорези занавеса. Танцуют в собственной  любопытной стилистике. Обнимают   маленьких Арлекинов  - учеников Елены Смирновой и участников спектакля  про Буратино.Словом, разыгрывают в лицах «Золотой ключик, или Приключения "Балаганчика".
Их  не так много осталось  от прежнего, звездного состава, который  порой казался  на сцене единым  существом: –великолепно пел, чудно двигался, проникновенно читал стихи, озорно шутил,  жил ансамблем и в ансамбле. Из основательниц -  пожалуй, только Елена Смирнова – Руководитель и  Муза театра,   даже не  прима – Этуаль всех  этих арлекинов и коломбин ( от французского  звезда étoile звезда; высший статус артистов балета Парижской оперы). Ирина Короткова, ее однокурсница, прекрасная актриса и вокалистка.  Могущий  и умеющий всё Игорь Абрамович. Великолепный композитор и гитарист Игорь Гладырев. Почему-то мы в этот вечер  не услышали в его исполнении коронную песню, своего рода  гимн уникального театрика ( «Везут, покряхтывая, дроги/Мой полинялый балаган»). Хотя  очень  ждали.
Но «Балаганчикъ»по-прежнему силен и сплочен.И сумел доказать всем фомам неверующим, что ему по плечу  не только высокая поэзия, но  и проза с глубокими психологическими переживаниями. Обманчиво  веселый Зощенко. Смешной  (или печальный?) ранний Чехов. Живший вообще  без кожи Шукшин... Настоящие трагедии масштаба Расина и Пушкина.
Пришел в театр  удивительный комик и трогательный актер Михаил Юдин. Играет и ставит здесь  неистовый Юрий Лапшин. Растет как актриса  (вообще-то она  завлит) Ольга Лапшина. Всегда интересна Елизавета Симагина. Интеллигентен и  точен Станислав Шалункин. Владимир Смирнов, ученик Валентины Ермаковой, вел у нее курс – это  даже не обсуждается, какой он актер. Михаил Музалевский , хоть  уже режиссер другого театра, продолжает приносить сюда идеи  моноспектаклей и  блестяще их осуществлять.
Большим приобретением для  «Балаганчика» стали молодые актеры Данил Шувалов и  Александр Кравцов . Как и многие «балаганщики», удачно  работает  на два фронта (и в театре «Версия) Александр Котелков.
…Сказка ложь, да  в ней намек. А здесь намек  был совсем прозрачный. И высказанный   по адресу – 13-му председателю городского управления по культуре. Надоело быть пилигримами, устали скитаться? -«...плакать, петь, идти». Сколько можно ?..... У   театра есть свои преданные  зрители, свои авторы, режиссеры, театральные критики. Только  хорошей, комфортной, маленькой, но своей крыши, до сих пор нет. Волей-неволей  все выступления поздравителей сводились  именно к  этому, о чем  бы  ни пел лучший молодой баритон оперетты Артур Мухаметдинов.
Вдруг,как в сказке,  скрипнула дверь…Нет, не скрипнула, и «маленький  золотой ключик»  от нового здания не принесла, держа во рту, сильно запоздавшая Тортила. А  значит, «Приключения Балаганчика» еще не закончились . Актеры, правьте ремесло! Вот с этим в «Балаганчике» все в порядке.
Будем  надеяться, что Год театра поможет им решить проблему длиной в  три десятилетия. Очень маленький и очень талантливый театр…Даже Новый тюз меньше строили.
                                                                                                                                                  Ирина Крайнова

/... За ними поют пустыни,/вспыхивают зарницы,/   звезды горят над ними,/ и хрипло кричат им птицы:/что мир останется прежним,/ да, останется прежним,/ ослепительно снежным,/ и сомнительно нежным,/мир останется лживым,/мир останется вечным,/может быть, постижимым,/ но все-таки бесконечным../И быть над землей закатам,/ и быть над землей рассветам./Удобрить ее солдатам./Одобрить ее поэтам/.

P.S. Только что  прошло заседание Облдумы, которое, возможно, сдвинет вопрос с мертвой точки. Как сказала  на заседании неподражаемая Римма Ивановна Белякова - со всей эмоциональной силой  большой актрисы, «театр работает в погребе и просто погибает в этом помещении. Молодые актеры там не задерживаются».Сказано-то как, однако!


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments