irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр оперы и балета. Снова Чайковский - на сцене и за сценой

  ОНЕГИН, Я СКРЫВАТЬ  НЕ СТАНУ…

                                Часть 1,  почти серьезная
Нет, не про Татьяну -  про увлекательную  сдачу «Евгения Онегина» в оперном театре.
Такой сверхэмоциональный прогон видела только раз, когда еще «Севильского цирюльника» ставил московский режиссер Юрий Петров. Хорошо знала его по базе «Актер», как добродушного, веселого старичка с палочкой, которому уже  за 80. Он приехал ставить в Саратов и заболел гриппом. Я носила ему в гостиницу лекарства, а  больше  - народные средства, и сильно волновалась  за его здоровье.
Юрий Александрович выздоровел  в «аккурат» к генеральному  прогону. Сел в зале и… закричал,застучал палкой на артистов,а в особенности,  на статистов, привыкших стоять  на сцене  недвижною толпой. И чем дальше к финалу  катилась сдача, тем  сильнее извергал гнев  этот невысокий лысый  человек, тем громче барабанила по полу   его  трость.Того  и гляди, сломает ее  о чью-то спину…
Фронтовик, главный режиссер Московской оперетты, режиссер Большого, кинорежиссер, поставивший два заметных  фильма, – характер, как оказалось,  имел он  железный. К тому же Юрий Александрович экспериментировал, вводил эмоциональные удары в каждое действие, включая пожар,  землетрясение, грозу, взрывы хлопушек в финале. Оживлял застывшую давно  ткань  оперы сценами на улочках Севильи,с торговцами и   нищими.   В антракте -  пантомима с участием  обитателей тесных севильских кварталов. Лаяли собаки, мяукали кошки, кто-то кукарекал и вроде даже  мычал. Он не давал актерам  ни минуты передышки. Как он потом говорил, «кинематографизировал» действие. Кому ж  это понравится?..
С « Евгением Онегиным» совсем другая история. Опера уже шла  на нашей   сцене несколько  лет назад,    режиссер возобновления прежний -  Андрей Сергеев, он же художник-постановщик. И будто больших новаций по сравнению с прежним вариантом  не ожидается.
Помню у нас еще авангардистскую постановку, когда  Онегин соскакивал на  светский  бал прямо  с подножки поезда. И все мужчины носили огненно-красные фраки. По сравнению с ней все остальные версии кажутся патриархально-невинными. Тем более, что в новой  отсутствует сцена «валяния» дворовой девки и парня в стоге сена, который оригинально смотрелся  на фоне колонн барского дома, изящно собранных в полукруг. Теперь колонны расставлены прямоугольником,  зал зрительно продлевают  новые люстры, горящие за прозрачной занавеской арьерсцены, и стог убран подальше.
Но за отсутствием эмоциональных ударов у  постановщика Сергеева их удачно «наносил» худрук и музыкальный руководитель постановки.Прогон останавливался неисчислимое  число раз.То струнные не так заиграли, то хор заглушил солистов, то хористки не так  среагировали на заигрывания  «ухажеров», то  солисты недостаточно артикулировали .И  костюмы их вызывали нарекания  руководства, и парики , даже башмаки.
По очереди вызывались «к барьеру» все цеха, все узкие   специалисты. Дублер – самый молодой Ленский,на беду свою отлучившийся  во время коронной  партии Ленского, более опытного и  более  старшего,был найден, водворен пред «грозные очи» и долго  томился столбиком у оркестровой ямы, боясь  теперь даже присесть. Нет, главный не кричал, не стучал,ничем  не размахивал, даже своей тонкой палочкой. Напротив, он все обращал в шутку, поворачивая в смешную сторону и нелепый парик, и морщинистые брюки исполнителя.
Может, кто за сценой, тихонько и плакал, утираясь занавесом - не видела.Ну а мы, проведя в театре почти четыре часа вместо  двух,  увидели  нелегкий процесс рождения спектакля  изнутри, от души  посмеялись и получили двойное удовольствие –  от новой постановки и от ее грозно-веселого прогона. Тяжела ты, шапка, режиссера! .. Актеры , они  ж как дети: пустишь  их на самотек – заиграются  и про все  на свете забудут.
Думаю,  на премьере  «белые нитки и швы» уже видны  не были.Собственно  о постановке  - во второй части статьи.
                                                                         Арина Несмеянова, фото Надежды Шитовой  и - на фото Надежда Шитова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments