irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Два Чайковского - в опере и в оперетте

ОНЕГИН, Я СКРЫВАТЬ  НЕ СТАНУ…
                 

                                                      Часть 2,вовсе  не шутливая
Итак,  случилась третья постановка «Евгения Онегина» в нашем театре (режиссер-постановщик Андрей Сергеев, музыкальный руководитель Юрий Кочнев).
На прогоне дирижировал сам маэстро, ведущие партии пел первый состав. Отрадно возвращение на нашу сцену замечательного артиста Дмитрия Соловьева, когда-то  дебютировавшего у нас в роли Онегина.  Как пишут  на сайте оперного театра , «красивый баритон певца, его яркая сценическая внешность, а главное, талант перевоплощения, снискали Дмитрию Соловьеву славу мастера сцены». А  это уже высказывание   о нем ивановской газеты  - он служил  там в музыкальном театре: «В  нем есть сочетание чуть стеснительной ироничности, за которую, как мне кажется, Дмитрий Соловьев прячется, и барственной внешности».  Фигаро и Елецкий, Мефистофель и Марулло ,Граф Данила…К нам  на сцену вернулся настоящий премьер оперетты.
А на днях мы  опять увидели его в образе  Онегина – скучающего, заинтересованного, снова скучающего, потрясенного глупой смертью Ленского, возродившегося  для новой любви и  - совершенно потерянного в финале. Вокалист  не только пропел партию, он прожил жизнь своего героя, убедительно и сильно.

Второй исполнитель, который был занят в прежней постановке, Павел Корчагин. Его Ленский   то радостно возбужден от встречи с любимой ( Ольгу поет  очень живая, непосредственная в этой роли Светлана Каширина), то наэлектризован «изменой» ее и друга .Сцена на балу у Лариных,  сразу переходящая в дуэль, пожалуй, самая динамичная постановке. Хорошо отыгрывают муки  ревности поэт и именинница (Татьяну, как обычно, исполняет Ольга Кочнева). Пострадавшая сторона   просто «ест глазами»   приударившего за чужой невестой Онегина.
Четко поданы  неглавные роли:  Ларина (Светлана Костина), Князь Гремин (Виктор Григорьев), Зарецкий (Илья Иванов), Месье Трике (Владимир Ушаков). Трике  одновременно  забавен и сладкозвучен. Какой богатый теноровый голос!..
Слушать пленительную музыку Чайковского и дивный текст ( не везде,  где не подмена ,  а пушкинский «выпрямлен»: что было  от третьего лица, стало  от первого) – добавочное удовольствие  от оперы.  Так было  не всегда.
Чайковский  не зря назвал  это произведение «лирическими сценами» и назначил для исполнения учащихся Московской консерватории . И вот что  он  писал: «При той разумной постановке, превосходном ансамбле, которого Рубинштейн и Самарин добиваются на консерваторских спектаклях, я все-таки буду более удовлетворен Консерваторией, чем исполнением моей оперы на большой сцене, хотя бы даже и в Петербурге... А главное, в Консерватории при постановке не будет той пошлой убийственной рутины, тех кидающихся в глаза анахронизмов и нонсенсов, без которых не обходится казенная постановка».
Как в воду глядел Петр Ильич! За  столетие с гаком столько рутины  и  всяких  разных штампов наросло на оперу… «Отмыть» от  них  великое произведение попытался  художественный руководитель Саратовской оперетты Александр Прасолов. Как видите,  это уже вторая постановка «Онегина» в Саратове в год 22о-летия Александра Пушкина.
Казалось бы, опера в оперетте - нонсенс. Но если есть голоса, драматические  таланты, почему  не поставить? К тому же жанр спектакля  определен, как «музыкально-поэтические сцены», и  авторский текст звучит    здесь куда больше, чем оперные арии. Не следует  забывать, что Александр Юрьевич- ученик великого режиссера музыкального театра Бориса Покровского, которому  по росту  были все жанры.
Мы видим  прежде всего ослепительно молодых Онегина и Татьяну – в этих ролях выступают лучшие вокальные  силы театра – Ирина Лесных и Артур Мухаметдинов. Тут   никакого отхода от Пушкина. Ведь,  «убив на поединке друга», Онегин  дожил «без цели, без трудов до двадцати шести годов». Всего  лишь!
Артур -  настоящий «романтический герой»  оперетты, ее  звезда. Но баритональная партия  в опере  Чайковского -  отнюдь не поэтичный  Ленский , а  «резкий, охлажденный ум» ,  Онегин. Превосходно   справляется артист с этой партией и ролью.   Гордо ступая поначалу- прямо  каким-то «каменным истуканом» ( и Тане дарит себя,любимого - в виде   головы медведя) , начинает «очеловечиваться» под грузом вины за убийство Ленского и окончательно оттаивает к финальной сцене бурного  объяснения с Татьяной.
Лесных  - обладательница дивно звучащего голоса. Она тоже занята во множестве постановок. А уж какая   актриса! Можно сравнить ее  только с потрясающей Евгенией Крегжде – Татьяной легендарного спектакля Туманиса.
У Ирины пушкинская героиня юная, трепещущая  от нахлынувших  чувств девочка,  бесстрашная в  первой  любви и застенчивая одновременно, убитая отповедью Онегина, сраженная    наповал. Кажется, она никогда  ее  не забудет. Смотрит полными ужаса глазами, как   из пустяков происходит  смертельная ссора двух друзей. Став уже  важной дамой,княгиней, держится предельно просто.Не упрекает «героя своего романа» в  том, что была им  когда-то отвергнута, лишь  с печалью напоминает: «А счастье было  так возможно». Прямо воплощенный идеал   женской чести , и не ходячая добродетель, а  - живой , страдающий человек.
Мне мешало  лишь  пожарно-красное платье княгини. Не вяжется никак  с  безукоризненным вкусом дамы высшего света. Пушкин  же  только «малиновый берет» упомянул (кстати, костюмы Андрея  Сергеева для Татьяны в Саратовском театре  были великолепны).
Есть в камерной постановке Прасолова  третий главный герой – лирический герой Пушкина. За него легко, просто,  насмешливо –чувствуется, что  Александр Юрьевич наизусть знает  роман в стихах давно и  не по  службе -  читает сам постановщик.  Говорит то   за Ленского в забавных очках ( не играя, а именно представляя  этот образ), то за  Ольгу - ее играет  шаль,  смешно летающая в руках соперников-героев. Чтение   вносит в спектакль  иронию великого текста, которой  так не хватает в   либретто оперы,    снимает сентиментальный надрыв в конце ( чем  тоже грешит музыкальное произведение ), добавляя мудрые мысли, которые  посещают гениев независимо  от  их возраста.
/Блажен, кто смолоду был молод,/Блажен, кто вовремя созрел,/Кто постепенно жизни холод/С летами вытерпеть умел…/Кто в двадцать лет был франт иль хват,/А в тридцать выгодно женат…/
Не таков Онегин, не такая -  не  «вовремя созревшая» -  Татьяна. Поэтому они  нам и интересны. Как интересна свежая  и -  без новомодных штучек  постановка «Онегина» в оперетте. Кстати,  оставлен только  хор девушек – в зале, за занавесом (зрители сидят  на сцене) и кордебалет в Петербурге - буквально двумя проходками. Действие разделено картинами, в названии которых- строки из романа,  они появляются над сценой ( с довольно  глупыми юзерпиками) .  А  соединено, слито всё  свободно льющимся летучим  пушкинским стихом. Ай да Александр Юрьевич, ай да…  молодец!
                                                                                                                                        Ирина Крайнова,  снимок  Надежды Шитовой



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments