irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.ВАСИЛИЙ КОНОВАЛОВ.ВЫСТАВКА в МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ БОРИСОВА-МУСАТОВА

                       
               ОН УЧИЛ БОРИСОВА-МУСАТОВА
...Кузнецова,Уткина, Матвеева –все четверку мушкетеров блистательной саратовской живописи и -скульптуры.
В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова  открылась выставка, посвященная художнику,  полузабытому теперь - тому, кто являлся учителем живописи и рисования выдающихся представителей русского серебряного века. Василий Коновалов - ученик самого Павла Чистякова, замечательного педагога,у которого  учились Суриков, Серов, Репин и многие другие.Он  окончил Академию художеств в Петербурге ,участвовал в  академических и  передвижнических выставках. Василий Коновалов изначально был реалистом , художником  социальной  темы.И остался верен этому направлению, несмотря на все западные ветры, приносившие все новые  и новые живописные «измы». Коллеги  его критиковали , порой очень язвительно, но нельзя не уважать независимость взглядов и цельность этой  личности,которая никогда и ни пред кем не прогибалась.Жизнь он прожил короткую,и когда переехал  с Волги на Урал ,  продержался там недолго.
Приехал Коновалов  в  Саратов в очень молодом возрасте, был  учителем рисования в Александро-Мариинском
реальном училище, (тогда там учился Борисов-Мусатов). Именно   учитель  с таким  блестящим образованием (Академия художеств!) повлияет на решение   юноши стать художником.
Вскоре открывается Общество любителей изящных искусств (ОЛИИ), где Коновалов  с   художником Баракки, тоже преподавал.   Там учатся Павел и Михаил Кузнецовы, Петр Уткин . И вот Коновалов уже  педагог Боголюбовского рисовального училища. Занимается  у него и будущий выдающийся скульптор Александр Матвеев.
Как  отмечает  директор музея-усадьбы Элеонора Белонович ,на  известной  картине Борисова-Мусатова "Майские цветы" одна из девочек  - дочка художника Коновалова . В конце 90-х годов в мусатовской усадьбе  собирались на пленэры, и  Коновалов там бывал. Искусствоведы полагают,что и "Татарчонок", одна из самых  оптимистичных коноваловских  картин,  написана в  этой усадьбе.
На выставке представлена превосходная  серия иллюстраций Коновалова к произведениям Гоголя.Он открывается  с неизвестной стороны – как зрелый книжный график.Художник иллюстрировал двухтомник писателя по заказу Саратовского губернского земства.Маслом , тушью,акварелью пишет он  колоритные образы  персонажей «Ночи перед Рождеством»,  передает сочные характеры помещиков  «Мертвых душ»,создает запоминающиеся образы русской тройки и   капитана Копейкина.
Л.Давиденко, сотрудница Радищевского музея: «В цикле иллюстраций к "Мертвым душам" единственным портретом является портрет капитана Копейкина. На неровно очерченном сером фоне дано погрудное изображение немолодого офицера в военном мундире и фуражке. Широкие косые мазки фона акцентируют динамичность и напряженность наклоненной фигуры капитана. Сосредоточенное и разгневанное выражение лица офицера, горящий взгляд, полуоткрытый рот, произносящий какие-то слова, - все говорит о сильном переживании, которое он испытывает. Это портрет того Копейкина, который на последней встрече с генералом, от которого зависело его положение, выдержал противостояние, осмелился на протест. "Как хотите, ваше высокопревосходительство, говорит, не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию… Генерал, понимаете, больше ничего, как только взглянул, а взгляд - огнестрельное оружие: души уже нет - уж она ушла в пятки. А мой Копейкин, можете вообразить, ни с места, стоит как вкопанный».
Очень мне  симпатичны рисунки Коновалова к «Женитьбе» Гоголя.Они не так  буквалистски следуют за текстом , дают художнику больше простора для обобщений и творческой фантазии.На экспозиции показаны  и две большие картины  художника ("Печальные вести" и "Нашли") , произведения его друзей и учеников – Борисова-Мусатова , обоих Кузнецовых, Уткина.
В создании такой полновесной  выставки кроме филиала участвовали Радищевский музей,Литературный им. Федина,Художественно-мемориальный им. Петрова-Водкина,Вольская картинная галерея.
Сотрудницы усадьбы рассказывали,  с какими трудностями  везли такие огромные полотна в Саратов,  искусствовед Радищевского Ирина  Яфарова поведала увлекательную историю, как она в Хвалынске обнаружила «наследницу по прямой»  издателя коноваловских иллюстраций .Та сделала бесценные подарки фондам нашей «Третьяковки».Рукописи не горят, славные имена культуры не исчезают бесследно, как вода в песок.Ретроспективная выставка  Коновалова к  будущему  его 150-летию  наглядно  это показала.
Открывалась она летом, среди зеленых  кущей и цветения  мусатовского Дома.Устроители затеяли вернисаж прямо в саду ,вынесли  туда все скамейки.Выступающие толкали речи  с  высокого крыльца, не поместившиеся  на скамьях разбрелись по саду, являя собой июльский  натюрморт из ситца, шелка , просторных светлых одежд. Виктору Эльпидифоровичу бы понравилось!
                                                                              Ирина Крайнова, фоторепортаж
Валерия Кузьменко

КОНОВАЛОВ 1Коновалов 4Коновалов 2Коновалов 7Коновалов 6
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments