irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Первый. молодежный, российский - органный

                         

                         ОРГАННЫЙ ПИК В РОССИИ И САРАТОВЕ
Настоящий бум. Почти   неделю Саратов непрерывно гудел трубами  самого могучего  инструмента.Поистине стал органной столицей, о чем с законной гордостью сообщили  нам устроители Первого Российского органного  молодежного фестиваля
Возможно, слово первый  звучит не совсем  точно.Проводятся конкурсы молодых  и в Калининграде, статус Всероссийского имеет  конкурс юных Московской области. Но в последнем  возраст участников ограничен  до 21 года и  - только ученики музшколы или ее выпускники.А в Калининграде  состязаются не только учащиеся и студенты, как у нас .
В Саратове  разделили всех на четыре категории:  ученики всех трех ступеней музыкального образования и  те, для кого орган  не является основным инструментом. И это был по-настоящему всеохватный конкурс, ведь участники съехались  со всех сторон: Новосибирск и  Москва, Петербург и  Казань , Нижний Новгород и  Нальчик, Набережные Челны и  Пермь. Жюри вообще было международное. Председатель Тео Йеллема (Нидерланды), профессор,выдающийся органист, в Большой церкви в Леувардене  он играет на  знаменитом органе Мюллера 1727 года. Сопредседатель Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды),   знаменитый органист, пианист,  организатор Международного органного фестиваля. Член жюри  - известная органистка, лауреат международных конкурсов Хироко Иноуэ (Япония).Все они благодаря фонду «Новая музыка» бывали  у нас с сольными концертами.
Также в жюри  - лауреат международных конкурсов, доцент Саратовской  консерватории, основатель органного класса несравненная Наталья Гольфарб; ее ученица,  теперь -  сама лауреат международных конкурсов, доцент  и устроитель органных фестивалей Дина Ихина (Петербург);  еще две очаровательные женщины: кандидат искусствоведения, доцент,органистка Ольга Кийовски и  солистка ансамбля старинной музыки «Трио-соната», лауреат международного конкурса, пианиста, клавесинистка Елена Лельчук.
Почему невероятно занятый Тео (постоянно концертирующий по Европе и Японии, преподающий в консерватории Принца Клауса в Гронингене,  консультирующий  по  Европе по поводу  исторических органов, заседающий  в жюри международных органных конкурсов) согласился  на участие в нашем - первом, экспериментальном конкурсе? Объяснил он, а потом  и Жан-Пьер. Да, в Европе -  многовековые традиции игры на «короле инструментов», и обучают  там  очень хорошо, но… взрослых людей. А в России, которая из-за атеистического настроя  только в 90-е годы получила доступ к органу, сейчас настоящий бум интереса к  нему. Начали  с консерваторского образования, пооткрывали специализации в  музыкальных колледжах и школах (здесь тоже заметна феминизация, охватившая уже все  виды искусства). Столько  детей  сразу  потянулось к  органному искусству – прямо чудо какое-то!
Маленькие  и не совсем. А дивиться особенно нечему,   ведь по  звуковому богатству,  выразительности орган — вне конкуренции. «Его звучание вполне соответствует тембровым и динамическим возможностям симфонического оркестра». Но когда  за его пульт садится семилетняя девчушка и играет не веселые песенки, а Пёрселла и Баха, выглядит  это фантастически. Поколение next, им все под силу.
К сожалению, самая маленькая участница конкурса Полина Юдина (музыкальная школа им. Майкапара, Москва) не приехала из-за осложнений после гриппа. Зато десятилетний Ефим Овсянников, очень  живой и непосредственный, из Сибири добрался  и стал  безусловным лидером в своей младшей группе.
Я болела за учеников любимой Хироко, которая с недавнего времени учит детей органу в колледже  при Гнесинке. Один не  приехал, но трое других  получили лауреатство в своих возрастных категориях. Серьезный Федор Райков ( в эти  дни ему исполнилось 13 лет) стал «серебряным призером» у младших, Стефанида Ермолаева – «бронзовым» в второй группе. Всех покорил  вдохновенный, энергетичный Алексей Сизонов. Он был  лучшим в этой группе, и кроме диплома лауреата получил еще один диплом и  приз  (планшет) - за яркое исполнение пьесы. Какой  именно, не указано, но я думаю,  ему дали  за Ниланда, его изящную Токкату.
Саратовские конкурсанты, ученики наших педагогов Гольфарб и Кийовски, тоже отмечены. В четвертой группе студентов , для которых орган – основной инструмент, лауреатом (второе место ) стала Дарья Сидорова. Во второй группе  у нас два лауреата: Елизавета Иванова (второй результат) и Екатерина Дунаева (третий). Надежда Куликова дипломант.   
Если в первой группе «малышей» блистали, в основном, москвичи (у них    органное образование  уже шагнуло в спецшколы), то  в третьей  - казанцы , откуда и есть пошел класс органа в  России.

Каждый день  нарядные мальчики и девочки     поднимались к величественному инструменту (через  год ему  исполнится 35 )   , наполняя воздух Белого зала плотными, как низкие  облака, трубными звуками и  рассказывая    на свой лад , в силу технической оснащенности и таланта,  о фугах и хоралах Баха, токкатах Пахельбеля,   прелюдиях Букстехуде.  Кстати, Бах не был обязателен, поэтому    произведения Дитриха Букстехуде,  крупнейшего представителя северогерманской органной школы, участники играли   довольно часто.  И то: «стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен». Видят  у него и некие итальянские черты.
Я настолько люблю «гудение органа», он поселяет  такой мир в моей душе, что просто  погружалась в его стихию, как бездумно   захожу   в  набегающие  на берег  нефритовые волны. Каждый день конкурса. Но,конечно, эти юноши и девушки с   горящими при виде леса труб глазами (а особенно дети)  делают только первые шаги в великом искусстве.
Класс игры=класс учебы. Высший пилотаж показал на открытии фестиваля  маэстро Йеллема, выступив с нашей уникальной «Трио-сонатой» ( барочную манеру игры  ансамбль старинной музыки Владимира  Скляренко изучал в Голландии). Концерт состоялся благодаря фонду «Новая музыка». Именно под  летающими   пальцами Тео  Букстхуде, и Хомилиус, и, конечно, Бах-отец обрели завершенную форму и невероятный объем. Казалось,  то дышало одно  огромное сказочное  существо, многорукий циклоп ожил, задвигал руками, раздвинул пространство, остановил время, отбросив назад целые столетия.А как вместе с чудесным гобоем  (Скляренко) исполнили они концерт соль-минор Генделя… И с какой нежной ностальгией сыграл наш гость «Лунный свет» Вьерна…
Трио-сонату кудесника Локателли и  «спорное», но оттого не менее прекрасное, Адажио Альбинони  музыканты показали  уже вчетвером, с Еленой Лельчук и Людмилой Домбровски («Трио-соната»). Была еще   печально-светлая мелодия  из фильма «Список Шиндлера».  Завершил своего рода мастер-класс органист  на той же высокой ноте - Прелюдией и фугой Баха. Переиначивая строки Пастернака, «мне Баха сыграют,- я вздрогну, я сдамся».
…И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.

Еще один мастер-класс получили  конкурсанты, подробный и  увлекательный от Он вызывал к  инструменту желающих и   с помощью Леночки Лельчук  объяснял каждому его недочеты. Общая ошибка: играть  на органе обычно начинают пианисты и делают  это пианистически – торопятся посылать звуки. А здесь каждый звук звучит долго, поднимается вверх. И в то же время  - плавно, связно с другими. Надо  играть и «выпевать» всё  про себя .Очень важно, какой изначально  задан темп. Одну конкурсантку Жан-Пьер все время отсылал в начало, чтобы понять, как ей  правильно сделать концовку.
Это был  интересный показ, как , впрочем,  и весь конкурс, отлично организованный консерваторией и минкультом России
Закрытие тоже празднично. Играла превосходная органистка Дина Ихина. Жюри поднималось  на сцену и приглашало   друг  за другом четыре группы ( грамоты участия получили все). Концерт победителей  завершил торжество. Выступили и ученики Хироко Федор Райков и  Алексей Сизонов. Я снова услышала отрывок из органного концерта Таривердиева в исполнении Лилии Печенкиной (второе место) из Петербурга и восхитилась глубиной и выразительностью    музыкальных сочинений композитора . А также – изумрудным, романтично складчатым платьем  победительницы   и ее отливающим темным золотом цветом волос.
Ее и нашу Сидорову дополнительно поощрили «одним отделением сольного концерта» в Саратовской консерватории. Неплохо, но было  б куда весомей,ежели  б девушек отправили в Европу –  попробовать сыграть на историческом органе. Как  говорят  наши голландцы, между современным и старинным «две большие разницы». Следующий фестиваль через два года. Возможно, к тому времени минкульту  по силам  будет такое осуществить.

                                                                                                                    Ирина Крайнова, фото Надежды Шитовой

Орг зд.jpg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments