irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр оперы и балета. Триумф "Травиаты"



                          В режиме  3V: ВЕРДИ, ВИОЛЕТТА, ВОКАЛ
В Саратовском оперном театре опера Верди «Травиата»  завершила проект «Звезды российской оперы на саратовской сцене».
Это был настоящий триумф музыки великого композитора, его вечно прекрасной оперы и изумительного вокала. Не помню, что бы  не  только каждая ария , но и  каждый маленький диалог главных героев  тонул в аплодисментах. Еще бы: партию Виолетты  исполняла   солистка Московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова и приглашенная солистка Большого театра России Ирина Костина. Жоржа Жермона  спел солист Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Батуркин. Альфреда –лауреат Международных конкурсов Аббосхон Рахматуллаев (новое ценное приобретение нашего театра).
«Травиата»  - от  итальянского traviare: сбиваться с пути .  Не так лучезарна была   судьба оперы  вначале. 
Джузеппе Верди написал музыку  на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Тема падшей женщины, к тому же смертельно больной, действие происходит в современном  для слушателей обществе -  первая постановка в марте 1853 года в оперном театре «Ла Фениче» в Венеции не  только  не была успешной, она провалилась. Премьера ее  второй редакции  через год с небольшим в той  же  Венеции (театр Сан-Бенедетто)  проходит совсем иначе.
Исследователи творчества Дюма-сына  находят прообразы  его   во многом автобиографического   романа.  Альфред – он сам, Виолетта – знаменитая куртизанка, в роли  Жоржа Жермона, погрязшего в отцовском эгоизме, выведен якобы Дюма-отец.Несчастная возлюбленная Дюма-сына умирает, а через несколько лет появляется его ,очень модный   в свое время, роман, -затем -   пьеса.
Верди по-своему обессмертил пару  влюбленных, подарив им блистательную  музыкальную судьбу.И сколько ни слушаю оперу,  каждый раз нахожу в ней новые  для  себя акценты.
Как-то событием  Собиновского фестиваля стала «Травиата»  в замечательном драматическом исполнении солистов Астана-опера (Казахстан) Альфии Каримовой и Талгата Мусабаева. Удовольствие   было  не только слышать голос вокалистки, но  и следить за трагическим развитием ее отношений с Альфредом. Его партию очень выразительно вел красавец Илья Говзич.
С подлинным трагизмом  сыграли   вокалисты финальную сцену раскаяния отца , сына и -  смерти Виолетты. Я писала, что давно  не видела такой  любящей и сильной, даже в последние минуты, героини. 
И  на сей раз партию Травиаты  пела вокалистка, наделенная большим драматическим даром. Но героиня Ирины Костиной    иная. Она сильно колеблется, стоит ли ей, тяжко больной, влюбляться по-настоящему. Только  лишь смолкли веселые песнопения  ее гостей -  о том, что жить надо легко, ловя  минуты наслаждения. А тут молодой Альфред с его пылкой любовью… «И крест,и отрада», - как будто  шутя, повторяет рефрен героиня, но бациллы любви уже проникли в ее кровь.
Во втором акте мы видим совсем  другую Виолетту.Она счастлива, хотя в душе трепещет за свое неожиданное счастье, боится спугнуть его. Беда приходит  не от Альфреда,  не от ее страшного недуга  - от благовоспитанного отца любимого( Андрей Батуркин здесь очень элегантен – настоящий француз) Их диалог настолько неизбито подан, что, вдруг ,на двадцатом или тридцатом просмотре «Травиаты», меня осеняет  догадка:  Жермон  не слышит возлюбленную сына, не хочет слышать.А она ему дважды  говорит о  скорой смерти…
В последней сцене героиня совсем ослабеет,   чувствуется в каждом ее жесте. Бледная, исхудавшая (вокалистка откажется от всякого «украшающего» грима, косметики, но ни разу  нарочито не кашлянет  -  ни к чему). Слаба телом, но мощна духом – это точно   про нее  . И здесь,и в первом акте трепетно играет роль Альфреда, пленительно  поет Аббосхон Рахматуллаев. Дебют молодого солиста на  одной сцене с большими столичными артистами  прошел превосходно.
Тенора Рахматуллаева , лауреата Международного конкурса камерного пения имени Г. Свиридова,  я запомнила по прошлому Собиновскому фестивалю.  В первом туре он проникновенно спел романс Свиридова «Есть одна хорошая песня у соловушки».
Драматично звучал богатый голос Аббосхона и в культовой арии Каварадосси  на втором туре.
Мы тогда  успели поговорить в антракте. Конкурсант  учился в магистратуре академии им. Гнесиных и пел в Большом театре  им. Алишера Навои Узбекистана.   Собиновский фестиваль назвал настоящим трамплином в  судьбе молодых исполнителей. 
Так и получилось: заявку  на участие в нашем  вокальном конкурсе  он подал давно, наконец, его отобрали, выслушали, вручили диплом лауреата,а теперь  - пригласили на сцену Саратовского оперного  в качестве солиста. Только бы Аббосхон у нас  немного задержался. Такой голос!..
Божественные голоса, слаженная  игра артистов ( наши Марина Демидова, Виктор Куценко, Анна Шахова, Николай Колесников, Александр Корнеев тоже были  на высоте)  и музыкантов (дирижер Медет Тургумбаев), волшебная музыка, певучий итальянский … Felice (счастливый, довольный)– это слово звучало со сцены особенно часто. Мы все  в тот вечер были felice.
                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова, фото с сайта театра
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments