irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА - ФИЛАРМОНИЯ - КВАРТИРНИК



ИМПЕРСКИЙ, ИММЕРСИВНЫЙ, ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКИЙ…
Если быть до конца  точной, то начало долгого-долгого  вчерашнего дня  было импрессионистическим.
Мой край, задумчивый и нежный. Так называется выставка Валентины Медведкиной, открывшаяся  в музее-усадьбе Борисова-Мусатова. Очень маленькая и   очень стойкая женщина, дитя войны. Разлученная с родителями, она  оказалась с сестренкой в Польше. Поляки,рискуя жизнью ( в оккупированной стране) прятали двух советских девочек в костеле.Мы все выиграли эту войну!...
Когда-то на выставке меня поразила   картина Медведкиной , решенная в охристо-песочных тонах. Бескрайнее поле налилось колосом, до конца  убрать не успели - солдат  уходит на войну. Две фигурки – Он и Она -  обнялись и замерли в вечном прощании.  Цвет гимнастерки солдата рифмуется с родным полем,с беспокойным осенним небом. Да разве он отдаст  кому-нибудь свою женщину, свой дом, свою землю,?!.. Нет, он врастет в нее насмерть...
В усадьбе  мы видим   новый  повтор картины  Войны. И еще 19 изящных, переливчатых,светлых,  близких к импрессионизму  «по манере письма», как пишут, работ Медведкиной. Валя сильная – она стойко боролась за возвращение саратовским художникам
мастерских. Сильна  она и в своей   индивидуальности живописца. Наталья Звенигородская отзывалась о ней , как о художнице, «с необычайным упорством разрабатывающей  на протяжении многих лет свой творческий метод… Она выбрала станковую картину-пейзаж, соединив в ней натурно-этюдное и философско-композиционное начала».
Учителя Валентины и ее мужа Бориса, тоже замечательного мастера,   по художественного училищу, -  столпы саратовской школы Миловидов и Белонович, Гуров и Успенский.Побывала в этих  теплых стенах, любящих местных художников и педагогов, и   персональная выставка Бориса  Медведкина.
А Валентина, научась у всех понемногу, словно избрала в  свои главные учителя самого Виктора Эльпидифоровича.А  откуда тогда у нее эта  нежность к натуре, и покоряющая «выбеленность»  ее  волжским солнцем,  какая-то панорамность  и в то же время - тихая  радость бытия?   «Раскрепощенная кисть»,  легкие брызги мазков, тончайшая  нюансировка  цвета...
Глаз не могу оторвать  от голубой  картины с луговой травою, размещенной  в центре  маленького зала. Всего  лишь полевые цветы в сполохах белого и  синего, но – «откуда такая нежность?».Или эта, с поднимающимся на глазах горизонтом...Прямо Гора самоцветов!
Как пишет директор  музея -усадьбы Элеонора Белонович , отмечая ее «ослепительные белые брызги жасмина, горящие оранжевые шары бархатцев, пунцово-розовое буйство пионов», эта жизнелюбивая  экспозиция  - подарок нам всем от    автора   «в конце долгой и трудной городской зимы»/ Особенно долгой и трудной в  полностью заброшенном  коммунальщиками  на целых  два месяца Саратове/.
Музыка империи. В камерном зале Саратовской филармонии ансамбль народной музыки «Балаган» (художественный руководитель – лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Куриленко) показал новую программу «Российская армия. Музыка империи».«О доблестях, о подвигах, о славе»  еще той  русской  армии. Как всегда у «Балагана», это не просто концерт, а  театрализованное представление с глубоким погружением  в исторический контекст.
Чтобы его   ребята спели любимую всеми , задорную «Солдатушки-бравы ребятушки» ,  руководитель напомнил  о  самом великом русском полководце, который не проиграл  ни  одной битвы и которому памятник поставили еще  при жизни.  Бытовал в Ленинградской области  и   такой вариант известной песни: «Солдатушки-ребятушки,/Петух кукуреку./Мы в мушкетик пулю в дуло/Да забили крепенько./Солдатушки-ребятушки,Сам Суворов с нами
».
И вообще, куплетов и вариантов ее  множество. «Солдатушки, бравы ребятушки,/Где же ваша
сила?/Нашу силу на груди носили —/Крест — вот наша сила»./ «Солдатушки, бравы ребятушки,/А кто ваш родимый?/Наш родимый, Царь непобедимый,/Вот кто наш родимый./Солдатушки, бравы ребятушки,/Есть у вас родная?/Есть родная, мать нам дорогая,/Наша Русь святая».
Имеется куплет и про напиток, который  давно считается национальным, хотя известен нам только с  XVI века.«Солдатушки, бравы ребятушки,/Где же ваши
тётки?/Наши тётки — две косушки водки,/Вот где наши тётки».
Прозвучали редко исполняемые песни  и строевые Волгоградской, Ростовской области, Ставропольского края, добытые в научных экспедициях. И -  гимн Донского казачества. И шутливая песня про переправу  через Вислу(после Дона  она казакам как ручей). И про тяжкую войну с горцами,  и   о переправе через Чертов мост.
Это 25-метровый узкий мосток над пропастью с грохочущим  внизу потоком. Сейчас туристов-экстремалов водят по нему  во всем альпинистском снаряжении. А Суворов провел своих чудо-богатырей по почти разобранному  неприятелем мосту! Вот отрывок из донесения  полководца Павлу I :«…сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершин в бездны и, достигая врага, поражают его всюду».
Эмоционально показали артисты  «Вещего Олега», ставшего своего  рода  гимном Белой армии, и трогающий до слез  марш «Прощание славянки» -  музыку на все времена. И была песенная сценка-игра с Атаманом, Эсаулом , разбойничьей ватагой – отрывок из народной драмы «Лодка». Пьeca  имела paзныe нaзвaния: "Шлюпкa", "Шaйкa paзбoйникoв", "Чepный вopoн", "Cтeпaн Paзин", "Epмaк ". Атаман, «грозного вида, в красной рубашке, черной поддевке, черной шляпе, с ружьем и саблей, с пистолетами за поясом («поддевка и шляпа богато украшены золотой бумагой»), требует  от Эсаула  то водки,  то лодки, то девицы Натальи. Хорош и комичен   атаманский речитатив:  «Подходи ко мне скорей,/ Говори со мной смелей! /Не подойдешь скоро, /Не выговоришь смело -/ Велю тебе вкатить сто, /Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!» А разбойничики не дремлют, покрикивают, что сто нагаек,  мол, вкатить мало.
«Лодка» хороша   тем, что   здесь полный простор  для импровизации – какие хочешь песни в сюжет вставляй. Александр Васильевич, делясь  с нами планами  на будущее,  среди прочего интересного пообещал поставить всю драму. Это будет увлекательная премьера.А какой танец с шашкой казачьей нам уже показали!
Квартирник в Фанагории. Закончила я  свою бесконечную «культуру»  на музыкально-
поэтическом вечере композитора, гитариста и  артиста Игоря Гладырева «Из писем  для вечности» .Он был вполне иммерсивный– диалог со зрителем , реплики из зала , пение хором. Квартирник, который оказался барником, отыскала   не сразу,  по  приметной фигуре Игоря Абрамовича в кепке домино у входа. Киношники снимали какой-то фильм, благодаря чему  мы услышали  не только блистательное исполнение другим Игорем собственных песен (многие   пел с Дашей Земсковой), но и пламенное  чтение Есенина Абрамовичем.
Наш «поэт-хулиган» близок  гладыревской лире. Начав готовить   по нему программу, композитор «входил в тему» два года. В  итоге  родился спектакль «Гой ты, Русь моя!»  - из лучших в репертуаре «Балаганчика».Там звучат авторские песни,  мало похожие  по своему мелодическому строю на известные романсы. Они как бы возвращают исконную силу великому есенинскому слову.Но и  петые-перепетые «Не жалею, не зову,не плачу» ,  показанные  большим музыкантом, пронзили слушателей тоской "по утраченному раю".
Прийдя на вечер  после  филармонии, я застала  уже  не всю программу (заявлены Цветаева и Мандельштам, многие саратовские поэты «андеграунда»). Зато дважды услышала песню Игоря  на стихи Бродского ( второй  раз для ТВ, а значи -, «для вечности») "Сельская идиллия", написанные  как пастораль, но   таким гаерским тоном /"Она. Ах, любезный пастушок,у меня от жизни шок./Он. Ах, любезная пастушка,у меня от жизни — юшка"/...В  точно таком же «идилличном» ключе выдержано  произведение Гладырева, сильно любимое двумя Игорями, их чадами, да  и всеми нами. 
Игорь Альбертович  не просто показывал  каждую песню – рассказывал  ее предысторию, об авторе. Как  почти 20 лет рождался его  спектакль «Пьяный ангел» (зачем-то переименованный в   «Твоего ангела»). Как  долго не решался показать свои песни автору текстов –   замечательному поэту Виктору Сосноре. Как сильно  изменился подтекст, когда к сольному пению   примкнула еще и  Даша…Мы увидели две трактовки темы – мужскую и женскую.
И услышали  песни на стихи Сергея Рыженкова – отрывок  из спектакля «Привет из Саратова», показанного  как-то в Радищевском музее. И снова Игорь заговорил  о синтезе искусств, их взаимопроникновении, о   равно великих составляющих: Музыка, Слово, Цвет. Что  они  попытались сделать в  музыкально- литературно-живописной композиции вместе с  Сергеем  и художником Николаем Аржановым.
Я  уползала  уже поздним вечером и   пыталась не глядя  надеть чужую куртку. Абрамович  с серьезным  видом уговаривал «брать, что понравится». В  это самое  время  на  улицу Горького с ревом выезжала вся  имеющаяся в наличие   мощь снегоочистительной техники. Наконец-то! И трех месяцев  не прошло.
                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments