
И я могла в том убедиться, отправившись на свои традиционные лыжные сборы.
В Саратове до леса далеко, высоко, а в Хвалынских горах - рукой подать, лишь за околицу выйти. Правда, дорога в нашу Саратовскую Швейцарию всегда - экстрим, испытание для потрепанной жизнью нервной системы. Ж/д туда не доходит, автобус ползет пять часов с бесконечными остановками-заездами. Остается частный извоз, а тут как рулетка: газельку они пришлют или авто ( почти наверняка); насадят со всех сторон пассажиров, прессуя тебе бока (99 процентов!), или не насадят. И когда ты, с занемевшими конечностями, голодный, холодный или, напротив, перегревшийся в тесной машинке, дивясь собственной дурости (ну зачем это тебе - зимы искать и ездить так далёко, еще и на излете ее , в начавшуюся оттепель?!), выпадешь , наконец, из чуда автотехники и увидишь маленький , белый, затерявшийся за лесами, за горами, за глубокими снегами город, и уютную пушистую Галю в белой шубке (если и тушканчик, то исключительно французский) и белых валенках… И испробуешь ее умопомрачительный суп-пюре с креветками на сливках… И пройдешься от краснокирпичного собора до ДК с его первым, «космическим» памятником Петрову-Водкину, и вдохнешь легкого морозного духа Хвалынска...вмиг забудешь все тяготы дальней дороги .
А уж когда завидишь деревянную, густо медвяного оттенка красу Национального парка, скинешь багаж в избушку-невеличку и пошагаешь по горбатому мостику к бревенчатым теремам Проката и Эко-центра по девственно белому, мягкому снежному покрову, легкие будто расширятся и наполнятся таким свежим, настоянным, густым – хоть ножом режь! – воздухом… Так легко и хорошо станет. Диво ли, что мужчины тут все доброжелательные и веселые, женщины - приветливые и красивые.
Два дня лыжня была просто отличная - гладкая, укатанная, сама бежит , сама тебя заговаривает . Но в первый день я лишь «вспоминала» прежние навыки. Каталась еще невысоко и недалеко.На второй день поехали с Галей - теперь «вспоминала» она. Очень артистично показала мне Галюня разворот с лыжей на месте (и сразу на 180 градусов). Правда, на третьем или четвертом показе девушка присела в сугроб. Мы ж не балерины,в конце концов.
К началу третьего дня потепление докатилось и до северного уголка губернии. Снег стал липучим и вредным. Я ж упрямо курсировала по лыжне,почти ровной среди холмов и вершин.Снимая с каждой «лыжины» пуды снега то в начальном пункте А, то в конечном Б, я победила …Но силы мои иссякли.
Самое время познакомиться с сурком.Раз в полгода бывая в Хвалынском Национальном парке, обнаруживая здесь все новые постройки. Каждый год открывают по музею.Теперь внизу, у самого мостка, строится двухэтажный дом с узкими витражными окнами, как в готических замках. Домик будет жилой. Музей Сурка уже открылся - на втором этаже солнечно-желтого дома, где внизу обосновался музей Пчелы. Сам толстенький «виновник торжества» дружелюбно встречает гостей на лестнице. Правда, не вживую: российские сурки спят глубоким сном чуть не до конца марта.И праздник заокеанского собрата Фила от 2 февраля просто-напросто игнорируют..
Испугается Фил собственной тени или не испугается? Нет, эти игры не для нашего лесостепного Байбака. Его зимовка может продолжаться больше семи месяцев.Надо жир подкопить к лету. Сурок ,родич белки , не хищник, ему травки зерновой подавай, а с нее больно не поправишься.
Почему Национальный парк, который гордится богатой фауной региона , выбрал своим героем малоприметного грызуна? Ведь даже в Красную книгу не занесен. Был - вычеркнули, популяция больно большая. Но сурок не так прост. В Северном полушарии он живет повсюду . Разный по видам , по окраске .Из Северной Америки когда-то попал в Азию, дальше — в Европу. Есть сурок степной, лесостепной, серый ,монгольский, альпийский ,красный, черношапочный, седой , длиннохвостый, желтобрюхий, гималайский, аляскинский,ванкуверский, олимпийский … Сурки однолюбы, живут с семьей в разветвленных подземных апартаментах, где есть даже…туалет. Храпят, когда спят, свистят, когда встает солнце, стоят столбиком, высматривая опасность. Сурчины (норы, ходы, прорытые зверьками) раньше часто встречались у въезда в Хвалынск, хозяева поблизости маячили , словно приваживая гостей.
Вот в Нацпарке и решили открыть такой музей , ощутимо разделив его на научную и сказочную части. Нора сурка в разрезе со множеством ходов. Вот все его семейство в великолепных макетах из Екатеринбурга ( другие музеи Парка в том же оформлении). Вот его сородичи на разных континентах, в различных географических зонах. Все картинки и тексты – в круглых окошках (как будто в норку лаз), закрывающихся ставенками .
Ребенок сделает еще шаг - и попадет в кукольный домик сурка со спаленкой, столовой и кладовкой. Может полистать нарядные страницы раскладушки, где множество легенд о сурках. От суровой казахской ( грозный бог превратил ненасытных охотников, убивающих все живое, в беспомощных травоядных зверьков) до лиричной французской (почуяв большое наводнение, сурок убежал из деревни и тем самым спас детей). Памятник ему ( а их немало в мире) находится в Сен-Жене-д’Ольте. Все сурочьи памятники показаны на специальном планшете. Конечно же, предусмотрена и фотосессия на мягкой софе, с добродушным толстячком Байбаком в обнимку.
Ирина Чувашкина , методист отдела экологического просвещения, устроив интересную экскурсию, принимает у малышей иподелки. Те даром времени не теряли - готовились к конкурсу кормушек для птичек. Теперь надо разумно развесить их по парку.Кормушки удивительные: из цветных кашпо, из вырезанной домиком пластиковой бутылки , из ...чашки, боком приклеенной к блюдцу.Мы ходим от деревца к деревцу, мальчишки и девчонки щедро отсыпают семечки в новые птичьи домики-столовые.
Четыре дня счастья – среди белых снегов,лыжных прогулок, добрых людей… Звенящей тишины спящего леса… Воздуха, прозрачного, как родник… Воды от чистого истока матери-земли…Даже то, что там не водится никакой еды, хорошо. Что-то взяла с собой, обильными овощными деликатесами поделилась со мной Галина./ Галочка, мне на три дня хватило с головкой, аригато!../
Соня Сурок видит уже сто десятый сон. Как же он удивится, обнаружив такую просторную сурочью домину со множеством непрошенных в ней маленьких гостей!
«И мой сурок со мною, он со мной, /печальный рыцарь музыки и музы, /он пил из луж, кормился у пивной /и брел плясать под скрипку в Сиракузы». Так писала Юнна Мориц, вспоминая грустную песенку Бетховена на стихи Гете. Но в той песенке есть светлые слова. /«По разным странам я бродил,/И мой сурок со мною,/И весел я, и счастлив был,/И мой сурок со мною!»/
А теперь и мой Сурок со мной , в своем хвалынском доме. Просыпайся, дорогой, этак всю весну проспишь!
Ирина Крайнова
