irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Концерт Брандт Брасс ансамбля, опера Василия Поленова,орган + вокал

 


ЗОЛОТЫЕ ДУХОВЫЕ, ОЛИМПИЙСКИЕ СТРАСТИ ,  ОРГАННЫЕ ВИХРИ…
Духовые наши , конечно, не  золотые , а медные.Но сверкают  они в свете юпитеров  чистым золотом.  И звучат превосходно.
От жигало до влюбленного сеньора. Тем более, когда на сцене «Брандт  Брасс ансамбль», и  это их последний концерт в сезоне, посвященный такому всесильному  «слабому» полу. Назвали его музыканты Дениса Новицкого простенько и со вкусом: «Для вас».
Великолепные музыканты  (вот их имена: Денис Новицкий - туба, Алексадр Даниленко – труба и корнет, Юрий Долгов  - бас-тромбон, Валентин Статник – валторна, Лилия Дорофеева - труба), они  в вечном поиске  и  всякий раз предлагают  другой формат выступлений.Ведущий, артистичный молодой человек, не читал  названия  музыкальных композиций, а   к каждой подбирал  свой литературный текст, где красной линией проходит  тема  пылких страстей и, неожиданно -  первого взгляда, первого свидания, первого поцелуя. В общем, первой влюбленности, «которой наполняет… хулиганский мужской мир прекрасная половина человечества…Этот путь бывает увлекательным, иногда томительным. Жажда любви ведет  по пустыне караван сердец. Пока  они  не найдут  друг  друга». Конечно же, к таким  лиричным строкам  подошел культовый «Караван», особо любимым Брандт ансамблем.
«Гордая поступь и стремительный танец  захватывают зрелого мужчину,и  он готов к  подвигам  для своей дамы сердца…».И тогда звучит «Дева Надежды Макарена»  Сандовала. «Рядом с сильным энергичным мужчиной женщина расцветает, как цветок…превращается из простой девчонки в настоящую сеньору…». Тут уже  задорная «Сеньорита Фахита». Следующая композиция -  и рассказ ведущего  - посвящен «Просто Жигало»,  что «перепрыгивает с цветка  на цветок в поисках  того единственного сокровища, который усмирит дикий пыл и впитает молодую  энергию».
Но вот совсем  иная встреча. «Они расстаются, но мысленно  остаются друг с другом.Он, как и  она, считает минуты  до следующей встречи. И чем ближе  этот момент, тем волнительнее  на душе». И  тут под стать нежная ,с затаенной  страстью «Голубая луна» Роджерса. Будет еще Ча-ча-ча и Бархатный вечер, и Розовая пантера Манчини, и Зеленый шершень .А в то же время – трепетная «Аве-Мария» Каччини…
Мы воочию  увидели, как умеет любить большая и мощная туба, какой она может быть тихой и проникновенной в лирическом соло, и  - торжествующей всем блеском  начищенной меди в быстрых композициях.И как мягко ведут любовную тему валторна и  тромбон, как бережно извлекают звуки  маленькие трубы… Все  они таланты, все  они поэты  - звука, мелодии, инструмента – своего  золотого медного.Будем ждать  осени  и новых встреч с Брандт Брасс ансамблем в Белом зале консерватории.
Была Эллада на земле…Следующий  консерваторский вечер провела в Театральном зале, где ученики   ведущей  актрисы оперетты  и старшего преподавателя кафедры академического пения Ольги Скляровой представляли оперу… кого бы вы думали?... художника Василия Поленова. Замечательный живописец  пел басом в хоре, занимался театральной декорацией,в  архитектурой, написал несколько романсов  на стихи Лермонтова и два оперных произведения  для Частной  оперы Саввы Мамонтова.
«Призраки Эллады»,  прекрасный миф  ее краткой земной жизни, волновал художника давно. Его картина с женской фигурой  и статуей    на берегу синего   теплого моря  так  и называется . Савва с сыном использовали   для либретто историю  талантливого скульптора Агесандра, который   изваял   статую вечной юной Афродиты  для Дельфийских Игр с лицом своей возлюбленной.То ли сама богиня  приревновала к прелестям Данаэ  (  олимпийцы  крайне  ревнивы!),  то ли жрицы сочли уподобление  небожителям кощунственным, но Агесандр получает  не лавровый венок победителя Игр, а черепки остракизма. Ему грозит смерть  или… изгнание   на чужбину , что было для древних греков хуже смерти.
Опера поставлена  силами студентов при поддержке СТД России. Художник-постановщик  Марина Матус с помощью обломков колонн, увитых плющом, и слайдов перенесла  действие во времена Эллады. Концертирует на рояле замечательный музыкант Ольга Зайко. Дирижёр – старший преподаватель кафедры дирижирования Андрей Бутенко.
Опус сей  музыканты царской России всерьез  не принимали. Вот что писал  о нем известный композитор: «Музыка, кем-то для Поленова гармонизованная и инструментованная, представляла собою детский лепет. Публика, наверное, заснула бы от скуки, если бы в любовном дуэте тенор так внезапно не схватил героиню, что она громко икнула от неожиданности, чем привела зрителей в восторг. Прекрасна была только декорация (одна и та же в трех картинах), представлявшая морской залив в Элладе со статуей Венеры в середине».Спектакль показали  до революции всего  два раза: в Москве, Большом зале консерватории, и в Тарусе,в народной опере. Несколько лет назад воронежские музыканты «раскопал» клавир оперы,  исполнив ее в концертном варианте. Через пару лет тульские драматические актеры    сделали ее сценический вариант. А оперные певцы, хоть  и будущие, взялись за нее впервые -  за сто  лет.И пусть порой наивно выглядит  жесты  студентов ( под Грецию),  кое-где не хватает им  пластичности и даже роста ( маленькую главную жрицу неплохо бы поместить  на  высокие котурны,  так выступали древнегреческие актеры), и  мелодика здесь  несложная, но поют ребята старательно, играют искренне. (Агесандр – Николай Черепков, Данаэ – Виктория Уврачёва, Ивик – Иван Юров, Эйрена – Татьяна Ежова ).Выразителен   хор жриц богини любви и красоты. Недаром гости из музея-заповедника  Поленова пригласили саратовцев с новой постановкой  в Тульскую губернию.
Все пело и играло….И еще  один консерваторский вечер, с органом и вокалом. Встреча кафедры академического пения  и органного класса, учеников  профессора Лилии Беловой , старшего преподавателя Ольги Алакиной и доцента Натальи Гольфарб.
«Аве Мария»  - и название концерта,  и слова мессы, прославляющие Мадонну. Орган всегда сопровождает католическую службу.  Облик Девы Марии  на афише  вечера  -  детски открытый миру, но уже  с ночной тьмой   на самом донышке     огромных глаз. Мать   знает  о судьбе своего сына… Невыразимо прекрасная Сикстинская мадонна Рафаэля -   «флейты голос нервный» чудесной Нины Васильевой,  баховские страсти в  звучании  низкого, глубокого меццо   солистки Саратовской оперы Марины Демидовой,  медленно перекатывающиеся   органные волны под руками  одаренных учениц Натальи Гольфарб.
Дарью Сидорову и Елизавету  Иванову запомнила еще  на Первом Всероссийском   молодежном органном конкурсе, где они стали лауреатами.В талантливом исполнении девочек звучит Бах и Гендель, Вальтер и Перголези, Вивальди и Люцци, Каччини и  Жигу, более близкие по времени Гаврилин и   Портнов. Студентки-вокалистки,  все высокие , юношески  стройные,  красивые в своих  легких, полупрозрачных концертных платьях,  добавляют к  плавной поступи "короля инструменто", временами взрывающегося  в  вихрях  темпа, свои свежие, сильные  голоса. Кое с кем мы уже знакомы: Виктория Уврачёва солировала вчера в опере Поленова,  спела и  на  недавнем  Дельфийском чемпионате.
Ведущая Валерия Антипова не просто объявляет  номера-  дает ценную информацию.О забытом на много веков Вивальди,сперва  обласканном  славой, о Генделе, которого отец в детстве отлучил  от всех инструментов, и  напрасно, как выяснилось, о Бахе-отце
Когда орган играет   Баха, вспомнишь и   то, чего   не было. Мне кажется, еще немного, и я все  вспомню  всю   свою прошлую жизнь в маленькой средневековой Европе, своих немецких и польских предков в  «темные -темные века». Так  случилось   в детстве, когда в соседской комнате я  увидела     потемневшую картину  городской площади с узкой башней  ратуши. Я бывала в том городе, на той площади, в те времена! Тоска и печаль… Amen,  amen,  amen.
                                                                                                                                                            Ирина Крайнова



Гольфарб.jpg Опера Поленова сто лет  тому                               
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments