irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА. Пятый МАКДОНАХ



      НА ЛИЦО УЖАСНЫЕ…  РАЗНЫЕ ВНУТРИ
Почему-то назойливо цепляется эта   песенка из фильма.
Остров невезения в океане есть…Видно, в понедельник их мама родилаЧто б  они  не делали, не идут дела…
Про крокодилов и кокос   речи  нет. Но и   акула  «не клюет» у западных берегов Ирландии. Одна случайно зашла  в их  северные  широты -  и тут же напоролась на отца Пустозвона, с перепугу, видно, его и  проглотила. Нет  на  том острове ни радио, ни телевидения, еще лет  десять  до появления  первых компьютеров в мире  и   лет сорок – до  мобильников (время действия – приблизительно 1934 год).
Странно ли, что новость  о том,  как   гусь щипнул кошку за хвост, разрастается для жителей  Инишмаана  до вселенских масштабов. И Джоннипатинмайк (давно  уже  слили  его имя и фамилию) по прозвищу Пустозвон  зарабатывает на жизнь  тем, что   день-деньской слоняется по острову, вынюхивает , подслушивает, чтобы две-три свежие  сплетни  выменять потом   на яйца, хлеб , в крайности  - на    банку постылого  горошка.Из  него вышел бы  образцовый папарацци.Но годов  многовато, да  и куда он денет старуху- мать? Алексей Ротачков,   так недавно пленявший нас  образом слишком мягкого,  интеллигентного полковника  из «Села Степанчикова» Достоевского, совершил новый пируэт, представ в  роли  главного Ловца новостей  на Инишмаане.
Следует  превосходная сцена с Мамашей, престарелой леди под вечным шофе( Светлана Лаврентьева), где связанные одной веревочкой  родичи доходят до крайностей  взаимной «любви» и  проклятий,  и… неожиданно беззащитное  подрёмывание  на плече сына.Что  не от текста МакДонаха, а от   глубин подтекста,  верно считанного  екатеринбургским режиссером Ильей Ротенбергом и тюзом Киселева.
«Калека с  острова Инишмаан» открыл не  только трилогию  об Аранских  островах ( Инишмор , Инишир - о каждом из них драматург  написал пьесу), но и вообще  счет пьесам МакДонаха.Это еще самая добрая из девяти. Главному герою на время  удается вырваться из цепкого  плена маленького, затерянного в океане островка, где летом   всегда не больше десяти  градусов и дождь, в  остальное время -  шторма, холода и  - никакой связи с Большой землей, кроме лодки сурового Малыша  Бобби.И даже -  оказаться на "фабрике грез",  не такой  уж красивой вблизи.
Добрая пьеса и потому, что  кроме «джентльменского набора»  макдонаховских чудиков ,   небезопасных для окружающих  (взять хотя бы ЧумуХелен, которая все крушит  на своем пути, забрасывая яйцами и   родного брата, и пристающего к ней служителя культа,  и   собственного работодателя,яйцеторговца),  здесь есть два милых  существа, чьи чудачества так несущественны ( тайное поедание конфет  или  "каменные заскоки"). И  они  бескорыстно любят калечного Билли.
В пьесе не было  и  десятой доли той теплоты, что внес  в нее  дуэт живой, эксцентричной тетушки Кейт ( Виктория Шанина) и строгой, подтянутой тетушки Эйлин (Татьяна Лукина), вечно между собой спорящих. Серьезный и  порядочный человек  доктор  (Артем Кузин), но что он может сделать с морем разливанным ирландского потина  ( гонят из   ячменя, картошки и прочих   составляющих) и  оглушительной  «власти  тьмы»... Которая все еще окутывает жителей  заброшенного островка.
Глуп, наивен и   по-детски проницателен   «недоразвитый»  Бартли (  отличная характерная роль Артема Яксанова). Он-то и раскроет «аферу» Билли.
Изначально  симпатии вызывает  еще   Бобби:  защищает от  сестринской агрессии беднягу Бартли, дает укорот наглеющему Пустозвону, «за бесплатно» отвозит  к киношникам Хелен с братцем.
Но власть тьмы!-  непредсказуемы поступки каждого. Все рады возвращению Билли  из Америки. Бобби хватается за арматуру и жестоко избивает калеку . Убедительно играет лодочника Владимир Егоров. Очень  он  любил  жену , если так   сильно   запил после ее смерти.  Расчет Билли был беспроигрышный: сыграть  на чувствах Малыша Бобби. А  тот  привык к честной игре
. Был еще маленький тревожный звоночек, на который поначалу и внимания   не обращаешь: Бобби любит  швырять камни в беззащитных коров. Как будто им есть где   пастись на  этой скудной земле, где  на каждом шагу   - камни, камни, камни, «растут»  прямо из земли , разбросаны, сложены в изгороди, образуют  шахматную сеть «садов».А тому , кто  мучает животных,  нетрудно потом перейти к людям.
Для героев МакДонаха не существует  запретных тем и  способов.  Калеке  сто раз повторят, что  он калека, спросят у безутешного мужа, почему он заранее  не сообщил о смертельной болезни жены, с легкостью  отправят  на тот свет  домашних любимцев.   И всегда есть у автора  персонаж, который отличается особой свирепостью. Здесь   - рыжая, лохматая ЧумаХелен (с удовольствием не разделяю ее  имя и прозвище), с невероятной свободой сыгранная Ириной Протасовой.Если  она по тексту разбивает яйца  о голову брата ( за сценой – о голову работодателя) и  закидывает ими простыню  самодельного экрана , то уж хрумкает ими   за милую душу -  по версии режиссера. Дубасит братца за каждый  вырвавшийся у него «телескоп»  (идея-фикс  бедолаги Бартли), исколошматила  уже  всех служителей культа, у которых  оказались слишком длинные руки.Ее можно понять: Хелен , согласно ремаркам автора, «миловидная и хорошенькая», а с этими достоинствами в Ирландии большая напряженка ( «на лицо ужасные» -  не фигура  речи для многих  тамошних женщин). И чтобы выжить на диком острове,  на краю страны, океана и света,   почти в  мужском мире, ей надо обрасти броней или… нарастить крепкие кулаки.
ЧумаХелен делает  и то, и другое. У нее хорошие кулаки  и… толстая броня от всех превратностей жизни… Есть еще  вариант  Дочки Джима Финнегана - никому  ни в чем  не отказывать. Нет, это  не  для гордячки Хелен, которой наверняка нравится  сильный плечистый Бобби, но она и  виду  не подаст. «Пошел ты на хрен, Малыш Бобби Беннетт, ты, хренов поцелуйный кидала» - обращается она к нему в своей обычной манере. И тут же, без паузы: « Может, с тобой выйдем, потолкуем?»…
Лицом к лицу лица не увидать.Но  что-то   разглядел в  этой «оторве» проницательный  Билли. На последние  деньги она подарит брату его  розовую мечту – телескоп, а ведь   ее только что уволили с работы.  Поцелует Калеку Билли, хотя  минуту назад  больно ткнула его в лицо.Но если уж дочка Джима Финнегана  уходит в монастырь ,к изумлению добропорядочных  тетушек ( «У монашек, небось, совсем дела плохи, если уж они приняли к себе дочку Джима Финнегана», - с обычным  сарказмом  прокомментирует событие Эйлин), отчего бы Хелен МакКормик не прогуляться вечерком с Билли Клейвеном?
«Это спектакль, в котором удивительным образом смешались смех сквозь слезы, горечь несбыточных мечтаний, романтическая любовь и невероятный обман, сыгравший мистическую роль в судьбе калеки Билли. Персонажи спектакля ужаснут и рассмешат, встревожат и вызовут сочувствие», - написано в релизе  первых постановщиков МакДонаха в нашей стране,  устроивших  его Международный фестиваль в Перми (театр «У Моста» ).  Пермский «Калека» - лауреат «Золотой маски».
Смех и слезы, горечь и любовь, доведенные до края, до абсурда,  есть и в  нашей тюзовской постановке .Самый неприятный персонаж тут  Пустозвон, но  именно  он как будто бы  спас из морской пучины Билли, когда  тот был еще беззащитным младенцем. Ну, не абсурд ли ? ..Хочется смеяться и плакать одновременно,  что  и делает Билли,  показанный Евгением Сафоновым на пределе  характерности и трогательности. Ироничнейший текст, блестящие динамичные  диалоги, острый, всепонимающий  взгляд уже из XXI века.
Но даже  он бессилен  перед мистикой   кельтов, последних хранителей  своего языка. Нельзя  безнаказанно  приписывать себе болезни – они настигнут  тебя. Нельзя бездумно  смеяться над убогими – тебя  поймают в твои же  сети. Нельзя знать всю правду, она может тебя убить. И все равно  окажется  лишь  частью айсберга.Куда плыли ночью,  в шторм родители Билли? Хотели ли они убить   лишь его или   - себя  вместе с ним ? Направлялись ли   в  Америку, не заметив, с пьяных глаз, что творится в океане?.. Слишком много древних камней разбросано  по острову, собрано , разложено  странной расчерченной сеткой, чтобы не было  там  совсем никаких тайн.
Туман, дым, духи ирландских предков... (точно   бьет в цель работа художника Натальи Зубович).
Когда  я готовила материал, нашла в Инете фоторепортаж  с нынешнего Инишмаана.  Аэродром соединил островок   с  двумя другими Аранскими островами. А  народу   стало  еще меньше, туристы практически  не заглядывают, священник и врач  только заезжают. Главным  развлечением островитян было   кино, теперь его сменил телевизор в баре. Вот  и все новости.
…Вечная земля. Вечное  на ней выживание. Вечные темы, характеры. Недаром  именно  Мартина МакДонаха, который долго пробивал дорогу к своим зрителям, а не его изначально  успешного брата ,назвали«ирландским Шекспиром». Какой-то  общий болевой нерв нащупал  он  у "диких" островитян ,  у "цивильных" англичан,   у "безбашенных" наших сограждан.Четыре  пьесы  одновременно идут в Королевском Лондонском театре. Восемь   поставили в Перми. Уже пятую    пьесу Макдона увидит наш театральный Саратов. И в отличие  от спорной версии «Королевы красоты», здесь , несмотря   на некоторые пока  стилистические нестыковки (психологический реализм и острая гротесковость),  постановщик и  актеры гораздо ближе подошли к МакДонаху...Если к нему вообще можно подойти.
Туман, дым, духи ирландских предков...
                                                                                                                                                         Ирина Крайнова, фото с сайта театра
                                                                                                                                     
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments