
ЗАБЫТЫЕ СЕКСТЕТЫ
Конечно,в музыкальном мире они не забыты. Но исполняются нечасто (в Саратове впервые), и широкой публике мало известны.
Восстановить историческую несправедливость по отношению к выдающимся композиторам взялся ансамбль старинной и современной музыки консерватории «Musica Felice» (пианист и руководитель Михаил Преображенский), показав программу «Музыкальные редкости». С Ляпуновым и Пфицнером.
Слаженно и вдохновенно играли Месроп Бадалян и Алексей Киселев (скрипки), Константин Волков ( альт), Ксения Нарваткина ( виолончель), Игорь Губанов (контрабас), заслуженный артист России Андрей Косенко (кларнет). Интересно, повествуя о судьбах композиторов и их произведениях, вела вечер искусствовед Наталья Королевская.
Прозвучали Секстет для кларнета, скрипки, альта, виолончели и контрабаса соль минор Ганса Пфицнера и Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса си-бемоль, тоже в миноре, - Сергея Ляпунова.
Между немцем, ставившим выше всего национальную идею, и столбовым русским дворянином, оказывается,немало общего. Пфицнер тоже родился в России - в Москве, в семье скрипача Большого театра. В музыкальных сочинениях развивал эстетику позднего романтизма.Он как бы стал «последним немецким романтиком». Ляпунова же, вместе с Антоном Аренским, Александром Глазуновым, Василием Калинниковым и Сергеем Рахманиновым, относят к композиторам позднего русского романтизма, которые идут за «Могучей кучкой» , но перед русским модернизм (Игорь Стравинский , Сергей Прокофьев).
До недавнего времени Пфицнер был для нас персоной нон грата . В три года родители увезли его в Германию,о русской музыки тот высказывался …без восхищения. Фашисты же считали его своим композитором - именно за декларируемый национализм. Пфицнер отказался участвовать в антифашистском Зальцбургском фестивале, дружил с Хансом Франком (генерал-губернатор захваченной Польши).Однако ж наци он так и не стал, наград от Третьего рейха не имел, они даже отменили торжества по поводу его юбилея. Его судьба типичный пример того, как искусство может быть использовано в политических целях.
Ганс Пфицнер первую свою песню написал еще в 15 лет. Был директором консерватории в Страсбурге, муниципальной оперы . Преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в Академии музыки в Мюнхене. В 1944 переехал в Австрию, там получил награду – Памятное кольцо Вены .Был выдающимся дирижером, воспитал несколько достойных учеников.
Наиболее известна его опера «Палестрина» (собственное либретто), написанная в традициях Вагнера. В других жанрах - кантата «О немецкой душе», фортепианный, скрипичный концерт и струнный квартет. Очень близки Пфицнеру высказывания Рубинштейна в его «Разговоре о музыке»: « — Но теперь вы ужаснётесь тому, что я скажу. Я нахожу, что со смертью Шумана и Шопена — “finis musicae”!— Ха-ха-ха! Это вы в шутку говорите?— Нет, совершенно серьёзно… теперь колорит берёт верх над рисунком, техника — над мыслью, рамка — над картиной».
Музыковеды пишут, что тон «последнего романтика» строг и суров, его гармония тонально ясна, а ритм спокоен, следуют « колоритные остро-диссонирующие гармонии, изредка сменяющееся немецкой народно-песенной мелодикой». Что мы почувствовали и в секстете, как будто опущенном в глубину веков, где по очереди красиво ведут соло скрипка, виолончель, и возносится к небесам звучный голос кларнета, и среди всего благородного звучания, уместного даже во дворце курфюста , мелькнет вдруг что-то неистребимо немецкое, простонародное даже…
Ляпунов происходил из талантливой семьи. Отец был астроном, брат Александр стал математиком , брат Борис - лингвистом . Сергей по рекомендации Николая Рубинштейна поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Карла Клиндворта и композиции Сергея Танеева. .Он знакомится с Милием Балакиревым, сближается с «Могучей кучкой» и переезжает в Петербург. Влияние главы объединения лучших композиторов страны на молодой талант было огромно. Он стал прямо «тенью» Милия Алексеевича, был директором Бесплатной музыкальной школы, с профессором Петербургской (Петроградской) консерватории – до своего отъезда во Францию. В Париже руководил музыкальной школой для русских эмигрантов, дирижировал.
Поскольку относится к первой волне русских эмигрантов, в СССР его постарались «забыть».А ведь Ляпунов большой композитор, и только вначале находился под влиянием Балакирева. Далее ярче проявляется его особая стилистика , узнаваемо звучат черты народной музыки. «Последний русский романтик» был и блестящим музыкантом. Известны его «Двенадцать этюдов высшего мастерства» памяти Ференца Листа большой сложности - не каждому по зубам Последний из них - светлая Elegy in Memory of Franz Liszt .
Ансамбль Преображенского превосходно исполнил ляпуновский Секстет, где столь явственно пианистическое начало автора и национальный мелодический строй. Это было второе отделение. А в первом мы с наслаждением погружались в волны пфицнеровской романтизации старой доброй Германии. Было познавательно и увлекательно.Преображенский всегда раскопает что-нибудь необычное.
Ирина Крайнова
