irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Музыкальные редкости



                                ЗАБЫТЫЕ СЕКСТЕТЫ
Конечно,в музыкальном мире  они  не забыты. Но исполняются  нечасто (в Саратове впервые), и широкой публике мало известны.
Восстановить историческую несправедливость  по отношению к выдающимся композиторам взялся ансамбль старинной и современной музыки консерватории «Musica Felice» (пианист и руководитель Михаил Преображенский), показав программу «Музыкальные редкости». С Ляпуновым и Пфицнером.
Слаженно и вдохновенно играли Месроп Бадалян и Алексей Киселев (скрипки), Константин Волков ( альт), Ксения Нарваткина ( виолончель), Игорь Губанов (контрабас), заслуженный артист России Андрей Косенко (кларнет). Интересно,  повествуя о судьбах композиторов и их произведениях, вела вечер  искусствовед Наталья  Королевская.
Прозвучали Секстет для  кларнета, скрипки, альта, виолончели и контрабаса соль минор Ганса Пфицнера и Секстет  для фортепиано, двух скрипок, альта,  виолончели и контрабаса си-бемоль, тоже    в  миноре,  - Сергея Ляпунова.
Между немцем, ставившим выше всего национальную идею, и столбовым русским дворянином,  оказывается,немало  общего. Пфицнер тоже родился в России - в Москве, в семье скрипача Большого театра. В музыкальных сочинениях развивал эстетику позднего романтизма.Он как бы стал «последним немецким романтиком». Ляпунова же,   вместе с Антоном Аренским, Александром Глазуновым, Василием Калинниковым и Сергеем Рахманиновым,  относят к композиторам позднего русского романтизма,  которые идут  за «Могучей кучкой» , но перед  русским модернизм (Игорь Стравинский , Сергей Прокофьев).
До недавнего времени Пфицнер  был  для  нас персоной нон грата . В три  года родители увезли его в Германию,о русской музыки  тот высказывался …без восхищения. Фашисты  же считали его своим композитором -   именно за   декларируемый национализм.  Пфицнер отказался   участвовать в антифашистском Зальцбургском фестивале, дружил  с Хансом Франком (генерал-губернатор  захваченной Польши).Однако ж наци он так и  не стал, наград  от Третьего рейха  не имел,  они даже отменили торжества   по поводу его юбилея. Его судьба  типичный пример того, как искусство может быть использовано  в политических целях.
Ганс Пфицнер  первую свою песню написал  еще в 15 лет. Был  директором консерватории в Страсбурге, муниципальной оперы . Преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в Академии музыки в Мюнхене. В 1944 переехал в Австрию,   там получил награду – Памятное кольцо Вены .Был выдающимся дирижером,  воспитал  несколько достойных учеников.
Наиболее известна его  опера «Палестрина» (собственное либретто), написанная в традициях Вагнера.  В других жанрах  - кантата «О немецкой душе», фортепианный, скрипичный концерт  и струнный квартет. Очень близки Пфицнеру высказывания Рубинштейна в его «Разговоре  о музыке»: « — Но теперь вы ужаснётесь тому, что я скажу. Я нахожу, что со смертью Шумана и Шопена — “finis musicae”!— Ха-ха-ха! Это вы в шутку говорите?— Нет, совершенно серьёзно… теперь колорит берёт верх над рисунком, техника — над мыслью, рамка — над картиной».
Музыковеды пишут, что тон «последнего романтика» строг и суров, его гармония тонально ясна, а ритм спокоен,  следуют « колоритные остро-диссонирующие гармонии, изредка сменяющееся немецкой народно-песенной мелодикой». Что  мы    почувствовали  и в секстете,  как будто опущенном в глубину веков, где по очереди красиво ведут соло  скрипка, виолончель, и возносится к небесам  звучный голос кларнета, и среди всего  благородного звучания, уместного даже  во дворце курфюста ,  мелькнет вдруг  что-то неистребимо немецкое, простонародное даже…
Ляпунов   происходил из талантливой семьи. Отец был астроном, брат Александр стал   математиком , брат Борис - лингвистом . Сергей по рекомендации Николая Рубинштейна поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Карла Клиндворта и композиции Сергея Танеева. .Он знакомится с Милием Балакиревым, сближается с «Могучей кучкой» и  переезжает в Петербург. Влияние главы   объединения лучших композиторов страны  на молодой талант было огромно. Он стал прямо  «тенью» Милия  Алексеевича, был директором Бесплатной музыкальной школы, с профессором Петербургской (Петроградской) консерватории – до своего отъезда во Францию. В Париже руководил музыкальной школой для русских эмигрантов,  дирижировал.
Поскольку относится к первой волне русских эмигрантов, в СССР его постарались «забыть».А ведь Ляпунов  большой композитор,   и только вначале  находился под влиянием  Балакирева. Далее ярче проявляется его особая стилистика ,  узнаваемо звучат черты народной музыки. «Последний русский романтик» был и  блестящим музыкантом. Известны  его «Двенадцать этюдов высшего мастерства» памяти Ференца Листа большой сложности  - не каждому  по зубам Последний  из них   - светлая Elegy in Memory of Franz Liszt .
Ансамбль Преображенского  превосходно  исполнил ляпуновский Секстет, где  столь  явственно пианистическое начало автора и национальный мелодический строй. Это было второе отделение. А в первом  мы  с наслаждением  погружались  в волны пфицнеровской  романтизации  старой  доброй Германии. Было  познавательно и увлекательно.Преображенский всегда раскопает что-нибудь  необычное.
                                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments