irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ФОНД "НОВАЯ МУЗЫКА".Черепановы из Германии, Скляренко,ринг саксов



                    ПОЧЕМУ У САКСА ДЛИННЫЙ НОС
Как  у Слоненка из сказки Киплинга, его  долго и старательно вытягивали.
Только  не крокодил, а музыкальный мастер Адольф ( первоначально Антуан) Сакс из маленького бельгийского Динана.
Отец его был самоучка, но изготавливал у себя в мастерской  такие кларнеты и фаготы, что стал придворным мастером. Антуан,старший из  его 11 детей,  более всех унаследовал музыкальные  и конструкторские способности отца. Получив образование в Бельгии,  уезжает  в Париж. И  создает  целую группу инструментов для военных духовых оркестров  - саксгорны. Сакстромба,  сакстуба  - тоже его детища. Но прославился он, конечно же, «вытягиванием носа» кларнета. Сакс«заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив  его более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой». Казалось бы,живи и  пожинай плоды своего изобретения. Но нет, завистников оказалось куда больше! Гениальный изобретатель  только  и делал, что судился,  его фабрика  новых инструментов разорилась, сам он   умер в бедности, совсем немного не дожив до эры джаза - каких-нибудь 30 лет.  Ведь именно джаз, а не  традиционная музыка,  признал саксофон ( хоть имя изобретателя  не забыто!) своим ведущим инструментом. И теперь  на родине Сакса есть  его музей, фонтан Саксофона, мост с «саксами» разных народов и много разного прочего.
Все  эти   и многие другие увлекательные сведения  мы  почерпнули у ведущего   концерта фонда «Новая музыка». «Музыкальный ринг» в консерватории.Концерты этого фонда стоят особняком в череде  городских музыкальных событий. Во-первых, всегда высочайший уровень исполнителей. Их лично  приглашают  из Европы заслуженный артист России, один из самых сильных гобоев континента  Владимир Скляренко, и  превосходная пианистка ( клавесинистка) Елена Лельчук.  Играют и сами – в полном составе ансамбля старинной музыки «Трио-соната» или  в частичном.
Во-вторых, публику не развлекают, а  по-настоящему просвещают. Ведет концерты  сам Володя: чрезвычайно познавательно, но -   без намека  на академизм,артистично,  с легкостью и иронией настоящего интеллигента.
В - третьих, здесь всегда уникальное сочетание инструментов,  «штучная» программа. Два саксофона, гобой и орган…Вот так   на сей раз.
Скляренко познакомился с маэстро Черепановым в Голландии, где они вместе играли в концерте, восхитился блестящей  манере органиста и не замедлил пригласить  его в Саратов.
Сергей Черепанов закончил Московскую консерваторию и аспирантуру  при ней. Дальше была Германия, Высшая школа,  постижение магии звучания  исторических инструментов. Теперь Сергей профессор Высшей школы в Любеке, лауреат многих международных конкурсов органистов, в том числе –в ЮАР, член жюри  престижных конкурсов,артистический директор фестиваля и летней органной академии. И, конечно, как солидный  европейский органист, он несет почетную обязанность храмового  музыканта. Это церковь Св. Петра в Бозау.
Сергей приехал  не один, а с дочерью.  Соня Черепанов еще  только второкурсница все  той же Высшей школы музыки, играет на фортепиано, но по стопам  отца  не пошла – выбрала стильный  альт-саксофон.И добилась немалых успехов. Лауреат всегерманских конкурсов, играла в  известном  ансамбле саксофонов  - Ганзе-квартет, концертировала в Германии, Литве, Эстонии, Франции, на Тайване.  И вот - поездка  на историческую родину, в российскую глубинку…Соня высока, стройна и -  очень пластична.Надев своего французского друга на широких  черных лямках ( «саксы» у девушек , конечно, а ля франсе) на  легкое кремовое вечернее платье, она отлично двигалась в такт его пению.
Володя  присмотрел лауреата конкурса исполнителей на духовых  инструментах  и  у нас  городе. Ею оказалась Аида Мурадян, тоже студентка ( Саратовской консерватории), уже победитель многих конкурсов, солистка концертного духового оркестра «Волга-бэнд». Аида очень  серьезный  музыкант а, а артистически свободная манера   держаться  к ней еще  придет…
И родилась идея – устроить своего рода музыкальный ринг юных саксофонисток. Они по очереди вступали в диалог  с могучим органом, исполняя  эксклюзивную программу Сергея Черепанова.Часто маэстро играл соло, и это была  не только виртуозная техника,   зачастую  -   и новое звучание. Как признался Владимир, таких «Картинок с выставки» Мусоргского , в общем-то,  хрестоматийных , ему слышать  еще  не приходилось. Транскрипция Марселя Дюпре части Кантаты Баха- отца, «баховские начала» у американца Майка Гарсона ( известного у нас как участника  ансамбля Brethren, который играл смесь рока,кантри и джаза); переложения для органа на тему Марша Генделя…
Вместе с Соней  папа превосходно  показал Концерт для саксофона и струнного оркестра… кого бы вы думали? Александра Глазунова .Да, уже в 19 веке  сакс проник не  только в полковую музыку. Для эффектного, широкого звучания инструмента  охотно писали   и серьезные композиторы.
Во втором отделении концерта музыка   была почти сплошь французская. Шарль-Мари Видор,Поль Морис  (изящно прозвучали Картины Прованса в дуэте инструмента-оркестра, то ,бишь, органа,  и золотого саксофона Аиды; часть сюиты «Песня для моей мамы» она посвятила своей матери,  та приехала с берегов  Черного моря  услышать игру дочери) , Дариус Мийо.
Здесь папа  Черепанов с дочкой  показал шутливую сюиту  Скарамуш.
Скарамучча,  Скарамуш
– такой же персонаж южного театра масок, как Арлекин. Разве что больше забияка, чем  он. Музыкальное  его решение  было интересно. Как писали критики о стиле Мийо, «свойства этой музыки таковы, что первоначально она производит впечатление неорганизованного хаоса звуков, о котором хочется высказаться резко отрицательно. Но, внимательно вслушиваясь в этот хаос, можно уловить в нём некие остро ритмизованные узоры и линии. Своеобразие Мийо в необычайно свободном пользовании этими линиями».

Даже Босса нова немца Иоганна Михеля, прозвучавшая ближе к финалу   этого необычного концерта,   не была похожа на  привычную смесь самбы и джаза.Финал с красочной Греческой сюитой Итурральде, сыгранный квартетом ( к органу и саксам присоединился сильный голос  скляренковского гобоя) , был невероятно  ярок.А мог  и не быть вовсе. Володя потом рассказал, что  немецкий музыкант -  умелый аранжировщик, и  за один репетиционный  вечер он перекроил  всю программу. А мы, зрители,  даже  не заметили «белых ниток» ее быстрого кроя.
Теплые посиделки с поклонниками «Трио-сонаты» и фонда «Новая музыка» ( глава Юрий Ходоров), накрывающих изумительный домашний стол ( фирменные пицца от Инессы, бутерброды  с салатами  от Верочки, вино от Николая) , завершили наш органный  сезон. Голландия,Япония,снова Голландия, Германия… Он был потрясающим.
                                                                                                                                                                               
Ирина Крайнова, фото Надежды Шитовой



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments