
ПОЧЕМУ У САКСА ДЛИННЫЙ НОС
Как у Слоненка из сказки Киплинга, его долго и старательно вытягивали.
Только не крокодил, а музыкальный мастер Адольф ( первоначально Антуан) Сакс из маленького бельгийского Динана.
Отец его был самоучка, но изготавливал у себя в мастерской такие кларнеты и фаготы, что стал придворным мастером. Антуан,старший из его 11 детей, более всех унаследовал музыкальные и конструкторские способности отца. Получив образование в Бельгии, уезжает в Париж. И создает целую группу инструментов для военных духовых оркестров - саксгорны. Сакстромба, сакстуба - тоже его детища. Но прославился он, конечно же, «вытягиванием носа» кларнета. Сакс«заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив его более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой». Казалось бы,живи и пожинай плоды своего изобретения. Но нет, завистников оказалось куда больше! Гениальный изобретатель только и делал, что судился, его фабрика новых инструментов разорилась, сам он умер в бедности, совсем немного не дожив до эры джаза - каких-нибудь 30 лет. Ведь именно джаз, а не традиционная музыка, признал саксофон ( хоть имя изобретателя не забыто!) своим ведущим инструментом. И теперь на родине Сакса есть его музей, фонтан Саксофона, мост с «саксами» разных народов и много разного прочего.
Все эти и многие другие увлекательные сведения мы почерпнули у ведущего концерта фонда «Новая музыка». «Музыкальный ринг» в консерватории.Концерты этого фонда стоят особняком в череде городских музыкальных событий. Во-первых, всегда высочайший уровень исполнителей. Их лично приглашают из Европы заслуженный артист России, один из самых сильных гобоев континента Владимир Скляренко, и превосходная пианистка ( клавесинистка) Елена Лельчук. Играют и сами – в полном составе ансамбля старинной музыки «Трио-соната» или в частичном.
Во-вторых, публику не развлекают, а по-настоящему просвещают. Ведет концерты сам Володя: чрезвычайно познавательно, но - без намека на академизм,артистично, с легкостью и иронией настоящего интеллигента.
В - третьих, здесь всегда уникальное сочетание инструментов, «штучная» программа. Два саксофона, гобой и орган…Вот так на сей раз.
Скляренко познакомился с маэстро Черепановым в Голландии, где они вместе играли в концерте, восхитился блестящей манере органиста и не замедлил пригласить его в Саратов.
Сергей Черепанов закончил Московскую консерваторию и аспирантуру при ней. Дальше была Германия, Высшая школа, постижение магии звучания исторических инструментов. Теперь Сергей профессор Высшей школы в Любеке, лауреат многих международных конкурсов органистов, в том числе –в ЮАР, член жюри престижных конкурсов,артистический директор фестиваля и летней органной академии. И, конечно, как солидный европейский органист, он несет почетную обязанность храмового музыканта. Это церковь Св. Петра в Бозау.
Сергей приехал не один, а с дочерью. Соня Черепанов еще только второкурсница все той же Высшей школы музыки, играет на фортепиано, но по стопам отца не пошла – выбрала стильный альт-саксофон.И добилась немалых успехов. Лауреат всегерманских конкурсов, играла в известном ансамбле саксофонов - Ганзе-квартет, концертировала в Германии, Литве, Эстонии, Франции, на Тайване. И вот - поездка на историческую родину, в российскую глубинку…Соня высока, стройна и - очень пластична.Надев своего французского друга на широких черных лямках ( «саксы» у девушек , конечно, а ля франсе) на легкое кремовое вечернее платье, она отлично двигалась в такт его пению.
Володя присмотрел лауреата конкурса исполнителей на духовых инструментах и у нас городе. Ею оказалась Аида Мурадян, тоже студентка ( Саратовской консерватории), уже победитель многих конкурсов, солистка концертного духового оркестра «Волга-бэнд». Аида очень серьезный музыкант а, а артистически свободная манера держаться к ней еще придет…
И родилась идея – устроить своего рода музыкальный ринг юных саксофонисток. Они по очереди вступали в диалог с могучим органом, исполняя эксклюзивную программу Сергея Черепанова.Часто маэстро играл соло, и это была не только виртуозная техника, зачастую - и новое звучание. Как признался Владимир, таких «Картинок с выставки» Мусоргского , в общем-то, хрестоматийных , ему слышать еще не приходилось. Транскрипция Марселя Дюпре части Кантаты Баха- отца, «баховские начала» у американца Майка Гарсона ( известного у нас как участника ансамбля Brethren, который играл смесь рока,кантри и джаза); переложения для органа на тему Марша Генделя…
Вместе с Соней папа превосходно показал Концерт для саксофона и струнного оркестра… кого бы вы думали? Александра Глазунова .Да, уже в 19 веке сакс проник не только в полковую музыку. Для эффектного, широкого звучания инструмента охотно писали и серьезные композиторы.
Во втором отделении концерта музыка была почти сплошь французская. Шарль-Мари Видор,Поль Морис (изящно прозвучали Картины Прованса в дуэте инструмента-оркестра, то ,бишь, органа, и золотого саксофона Аиды; часть сюиты «Песня для моей мамы» она посвятила своей матери, та приехала с берегов Черного моря услышать игру дочери) , Дариус Мийо.
Здесь папа Черепанов с дочкой показал шутливую сюиту Скарамуш.
Скарамучча, Скарамуш – такой же персонаж южного театра масок, как Арлекин. Разве что больше забияка, чем он. Музыкальное его решение было интересно. Как писали критики о стиле Мийо, «свойства этой музыки таковы, что первоначально она производит впечатление неорганизованного хаоса звуков, о котором хочется высказаться резко отрицательно. Но, внимательно вслушиваясь в этот хаос, можно уловить в нём некие остро ритмизованные узоры и линии. Своеобразие Мийо в необычайно свободном пользовании этими линиями».
Даже Босса нова немца Иоганна Михеля, прозвучавшая ближе к финалу этого необычного концерта, не была похожа на привычную смесь самбы и джаза.Финал с красочной Греческой сюитой Итурральде, сыгранный квартетом ( к органу и саксам присоединился сильный голос скляренковского гобоя) , был невероятно ярок.А мог и не быть вовсе. Володя потом рассказал, что немецкий музыкант - умелый аранжировщик, и за один репетиционный вечер он перекроил всю программу. А мы, зрители, даже не заметили «белых ниток» ее быстрого кроя.
Теплые посиделки с поклонниками «Трио-сонаты» и фонда «Новая музыка» ( глава Юрий Ходоров), накрывающих изумительный домашний стол ( фирменные пицца от Инессы, бутерброды с салатами от Верочки, вино от Николая) , завершили наш органный сезон. Голландия,Япония,снова Голландия, Германия… Он был потрясающим.
Ирина Крайнова, фото Надежды Шитовой
