irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

27 марта - ДЕНЬ и ГОД ТЕАТРА

ПРАВДА, ВЫ БУДЕТЕ ВСЕГДА?

Наверное, я была театральным человеком еще  до  рождения.
Родители-театралы всегда  ходили  по театрам  в Одессе , а потом в  Ленинграде, где папа поступил в военную академию. Меня, шестилетнюю, водили  на дневные спектакли (  они были  не обязательно  детские), а вечером оставляли одну, заперев комнату на ключ.Жили у хозяйки  на Петроградской стороне. Милейшая женщина (правда, милейшая!) тайно гнала самогон, сама   в рот  не брала,  все ее мужское семейство напивалось, воровало, по очереди сидело. И мама от них меня запирала. Кончилось  тем, что я устроила в  своей комнате два пожара –один маленький, второй серьезный, чуть  не задохнулась в дыму . С тех пор  родители брали меня в театр всегда и на все.Мы застали еще золотую пору  ленинградского Ленкома, когда там начинали Доронина с Басилашвили и ставил Игорь Владимиров.
Два  толстых портфеля театральных программок вожу  за собой. Многих успела увидеть. Помню, как горели неистовым огнем синие глаза под мощными бровями Елены Гоголевой – Мурзавецкой, как беспомощно повторял Игорь Ильинский- Аким свое вечное «таё» ( Малый театр), как растерянно смотрела  знаменитая  актриса Кручинина ( Алла Тарасова) на сына –неудачника (МХАТ). Как плакал  отец  Ванюшиных- Евгений Леонов над неудавшейся жизнью. Там же впервые появилась Наталья  Гундарева –я сразу ее запомнила…Как пела низким хрипловатым голосом Дульсинея Татьяны Дорониной и  романтично  ходил по сцене Последний рыцарь  Александра Лазарева. Одесские зрители на гастролях вышибли дверь, чтобы попасть на легендарный мюзикл Маяковки…
Помню, как шел по  помосту прямо в зал, ничего  не видя перед собой, Геннадий   Бортников,  черным пламенем  обжигали его глаза. Он наклонялся на самом краю помоста,  когда  за  ним  -только  пропасть, доставая топор из тайного места. Ощущала всеми клеточками, как иезуитски мучит его Порфирий Петрович (блистательного Леонида  Маркова).   Не могла сдержать слез  на очень сентиментальной и средней пьесе  « А дальше тишина». Ведь «стариками» там были Раневская и Плятт. Это  театр Моссовета.
Как забыть отдельную, инакую Ольгу Яковлеву в спектаклях Эфроса, с ее чистой женской слабостью и  непостижимым внутренним стержнем? Беспредельно талантливого Николая Гриценко, которую очень  долго играл Мышкина в вахтанговском «Идиоте» на пару с  Рогожиным- Ульяновым с его   природной мощью , но  мы ничуть  не ощущали несоответствие возраста героев и актеров. В «Турандот» они  сходились еще с двумя  чудодеями Юрием Яковлевым и Александром Граве, и ,поверьте, это были самые смешные, и изобретательные, брызжущие импровизацией  маски дель арте, какие мне приходилось видеть.
В «Современнике»  застала еще ослепительно молодых Неелову и Райкина в пьесе Петрушевской, поздно уже , но открыла для себя такие дивные театры, как Мастерская Петра Фоменко, театр Около Дома Станиславского Юрия Погребничко, Школа драматического искусства Анатолия  Васильева и его учеников, Школа современной пьесы  Иосифа Райхельгауза, театр Эрмитаж Михаила Левитина.
В Саратове  были два любимых тюзовских спектакля  – солнечно-веселая «Лошадь Пржевальского» и озорные, теплые, неповторимые «Колбаска, Боцман и другие».Клюкин, Шкрабаки,Джураева, Лаврентьева, Щербакова, Иванникова, Цинман,Спирина…Олег Балакин в роли маленького человека, бессильного перед тупым сапогом власти и сумевшего не испугаться, был гениален…
В драме могла бесконечно смотреть Платонова  - ночной диалог странной парочки верящего в мировую справедливость  западного марксиста и знающей цену  только любви его Женщины. Играли Валентина Федотова и Александр Галко. Мало что понимала  тогда в Набокове и в блестяще холодной  стилистике Дзекуна, но отрешенные, невозможно  красивые  герои его  (Эльвира Данилина, Игорь Баголей,  Владимир Калисанов ) завораживали.
Татьяна  Чупикова –  манящая в омут «Русалка» и вообще  все  роли  в этой  выдающейся версии «Версии». Удивительный «Татарин маленький»: пьеса-загадка, роль –загадка Владимира Смирнова.А плачущий и смеющийся  одновременно герой Тонино  Гуэрры – Юрий Лапшин?  А погруженная в самые древние пласты страсти Федра- Елена Смирнова?  А Виктор Мамонов – искренне влюбленный король-убийца…Елена Блохина - ее отчаянная хулиганка Пеппи Длинныйчулок...
А Татьяна Кондратьева – пассия Дон Жуана ,произносящая только  одну фразу, но смешно  до коликов  и   так,что  мороз  по коже : «Я уже в аду?»  Все актеры в «Очень простой истории» - трогательный ансамбль зверушек, которые вовсе не зверушки, чудесного спектакля Гриши Цинмана….И Калека, сумевший стать сильным и влюбить в себя самую красивую девушку острова, - герой Евгения Сафонова
В театре я однажды  всерьез заблудилась( это были лабиринты ШДИ), раз  ночевала ( Вольский театр),  в былые времена дежурила  чтобы  попасть  на спектакли («Современник»).От театра я уходила в журналистику, чтобы  не сойти с ума, не раствориться в море его впечатлений. Вернулась, счастливо соединив   и то, и другое!..
Называть имена могу бесконечно – два портфеля программок за полвека! Не назвала и половину. Любимые мои актеры, режиссеры, художники,  все люди театра! Живите  в нем  долго, счастливо,  играйте и ставьте  много, вволю, что захотите. Но не умирайте в нем. Сколько бы  ни смотрела пьяняще легкую «Женитьбу  Фигаро» с любимым Андреем Мироновым, всегда помню, на каком монологе  Андрюша  остановился  и не смог продолжать.  Правда, вы будете всегда?
                                                                                                                                                                    Ваша Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments