irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ. НЕпоэтический "Балаганчикъ"



              МЕЛЬПОМЕНА РАЗЫГРАЛАСЬ. Часть 5
Два выстрела в пятницу
Вообще-то их было три. Беглый  ( так и хочется сказать – каторжник) убивает Никитича  выстрелами в спину и затылок.  В инсценировке другого рассказа  Спирька, уйдя на дальнюю полянку, кончает  с собой.
Наконец-то  в театре драмы, поэзии и музыки «Балаганчикъ» долгожданная премьера  - вторая часть  шукшинского цикла. Идея, инсценировка, режиссура, главная роль в рассказе «Охота жить» Юрия Лапшина. И еще один  рассказ – «Сураз».
Смотрю спектакль третий раз, не устаю  переживать и  втайне - надеяться:   вдруг  одумается беглец и не отплатит старику за хлеб-соль-приют- спасение  черной неблагодарностью? А спасает   его Никич  по-евангельски, трижды: принимает и отогревает полуобмороженного  скитальца, выгораживает того   как может перед районной милицией ,  отдает самое дорогое, что у него есть: старенькое ружье, без которого в тайге «кирдык».

Сначала  был эскиз одного рассказа («Охота жить») ,поставленного по гранту СТД России. Старого охотника  на лесной  заимке  просто и убедительно  сыграл актер театра «Версия» Владимир  Кабанов .Второй раз случился предпремьерный показ , роль Никитича  исполнял уже сам Лапшин, показав нелюдимого, ворчливого старика,   не предающего  лагерника и постепенно раскрывающегося с лучшей стороны.В сюжет таежной драмы  режиссер  умело  вкрапливает  незаметную постороннему глазу  трагедию одиночества  шофера Спирьки...
«Размашисто-красивый, дерзкий и такой же неожиданно добрый», утешение всех одиноких баб . Неправда ли, нам   знаком этот образ по «сибирским романам» и множеству их  экранизаций?  Таежный  Аполлон, разлучник, и  слезы по нему – пустые хлопоты. Но   у героя Шукшина   - обожженная детской  обидой душа. Сураз – мать в подоле   принесла, отца не знал. Первый раз по-настоящему влюбился. А его –  мордой об пол, да  не просто, а с  приемами самбо
На премьере исполнитель двух главных  ролей Александр Котелков  выстраивает   жизнь  Спирьки пунктирно , но достоверно. Веришь  его  мужскому обаянию и стихийной силе, которая и «училку» на минутку увлекла , не могла  не увлечь ( что муж – Александр Кравцов сразу просек).  Понимаешь, почему  не ответил  на оскорбление сельский сердцеед. И не знал  потом ,как с этим жить.
Ружье, которое не выстрелило вначале, обязательно возьмет свое в конце. Сураз не только незаконорожденный.  По словарю Даля - сураз еще и «бедовый случай, удар, огорчение». «Сураз за суразом» -  по-сибирски  это несчастье. Внезапно как будто  меркнет яркий солнечный день, и  нарядная белая  Спирькина рубашка  уже не  радует глаз…
Здесь все к месту,  удались и самые маленькие  роли.  Сколько же   нерастраченной женской ласки в  дородной ,статной буфетчице Верке ( Ирина Короткова)…Эпизодические образы   запоминаются и в «Охоте жить». Только раз выйдет на сцену Начальник милиции – Михаил Юдин. И мы  сразу узнаём  этот характер. Слегка под хмельком, добродушный с виду. Но  - готовый к   опасности к ответному   прыжку. Закон-тайга, прокурор  - медведь...
Очень  хорош в окончательной версии охотник Никитич. Бирюк, убежденный антагонист города, цивилизации.Незлой , любопытный, говорливый, он оттаивает в  общении с неглупым, сильным, полным жизненной энергии  парнем.К тому же  тот «отпустил» старику  грех  давнишнего молодого блуда.Широкая душа, не умеет охотник   копить обиды - прощает и своего будущего убийцу.…
Гораздо глубже копнул сейчас  и образ Беглеца  молодой  актер. Красота и «упрямое, дерзкое, радостное чувство» сближают  его и Спирьку.  Но только природная доброта несураза  не позволит ему выстрелить в обидчика.А природная злоба  городского парня сделает его убийцей. Мы  понимаем,  что   это  случится: узнав, что за ночные гости   на заимке, тот темнеет лицом.
Но  Котелкову еще надо отыграть  финал спектакля , где он перезаряжает ружье старика.. У Шукшина все  просто  , без патетики:  "Он не видел солнца, шел, не оглядываясь, спиной к нему". А молодому  актеру еще предстоит  прожить  этот кусок так, чтобы «до сердца дотянуть».  И до  Лапшина в  этой роли.

                                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments