irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. Великие иллюстрируют Пушкина



                     В СИНЕМ МОРЕ  ВОЛНЫ ХЛЕЩУТ
«…Горит настольная лампа под металлической шляпкой-«беретом». Простыня на стене, зрители на старых венских стульях с гнутыми спинками.  Минута самой большой радости: включается фильмоскоп, таинственный луч проходит через сидящую впереди тётю Катю. Да будет свет! Фильмоскоп - такой аппарат с мультиками, только картинки там неподвижные. «В синем небе звёзды блещут,//В синем море волны хлещут », - папа читает красивым, глубоким голосом сказку о царе Салтане.
Картинка на самодельном экране волшебна, маняще красива. Так уютно им сейчас в тёплом зимнем доме смотреть и слушать вместе с папой любимую сказку. Она совсем не страшная. Не то, что песня «Буря мглою небо кроет», которую папа обычно поёт вместо колыбельной своим звучным, высоким тенором, не догадываясь, что маленькая дочка никак не может уснуть под такие её слова: «То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»… Вечер диафильмов  они всегда начинали с Пушкина»,  - это кусочек   из моей книжки о детстве.
Папа, наш замечательный, добрый папа, Пушкина нам  с сестренкой  и открыл. Строчки  волшебных сказок знакомы  нам с младенчества «как боль, как имя собственного ребенка». Больше всего волшебств и превращений, конечно же,  в «Сказке о царе Салтане»  - ее мы   больше всего и любили.
Легче запоминалась «Сказка о рыбаке и рыбке». Самой страшной была о мертвой царевне, самой озорной - о Балде,  самой странной  - о Золотом петушке. Мне кажется, ее  до сих пор  до конца    не  разгадали.
И какой же подарок всем тем , для кого «веселое имя Пушкин» что-нибудь  да значит, эта выставка в Фединском музее к 22о-летию со дня рождения. «Сказки Пушкина для всех!» приехали  из Государственного музея А.С. Пушкина в Москве. Иллюстрации, эскизы костюмов и декораций на  тему сказок и сказочной поэмы «Руслан и Людмила» выдающихся художников Елисеева,  Мавриной. Милашевского, Конашевича, Билибина, Коровина, Головина.
Как всегда, поучаствовали и  богатейшие  фединские фонды (графические работы Князевской с Бабой Ягой , чья ступа бредет сама собой, и королевичем Елисеем), библиотек (областная им. Пушкина и фонд редких и ценных книг Научной библиотеки СГУ). Те   выставили в витринах издания сказок 1937 года и даже еще более ранние.
Экспозиция, как обычно, превращена  в сплошное интерактивное действо, где у входа - дуб зеленый, на цепях раскачивается сундук, в котором  хрустальное яйцо -   там, видно, запрятана  сама Кощеева смерть. И раскинулся шатер шамаханской царицы,  а рядом  - доспехи убитых витязей , кованые, тяжелые -  еле  поднимаешь.
На троне царя Дадона в короне сидят мальчишки, угадывая, из какой сказки то или иное  «волшебное обещание».В кокошнике Царевны-лебеди   пытаются  величаво выступать, «словно павы», девочки.  Домик Белочки  тоже соорудили устроители чудесной  выставки – музыкальный,  с золотыми орешками и веселой  песенкой . И  древнее деревянное корыто  притащили. Правда, целое,  один мальчик предложил его… разбить, чтобы «как у Старухи» было.
А для сказки о Балде   простая  лавка, и  лапотки имеются. Ну и веревка,  и  омут, куда ходил дармовой работник воду  «морщить». Прялка одной из сестриц – с донцем, тоже старинная, из краеведческого музея. Целый день можно провести  на  такой выставке и  не соскучиться.
Тут и костюмы театральные развешены: для Белочки-красавицы, для  богатыря Гвидона, для сватьей бабы Бабарихи. У той  пышный  бархатный сарафан, нарядная рубаха, красивая жакетка.
А дольше всего, когда  все маленькие посетители ушли, я рассматривала рисунки. Подлинные работы лучших иллюстраторов России! Узнаваемый, слегка  комичный Владимир  Конашевич в острове Буяне, наивная , «лубочная» кисть Татьяны Мавриной, где Пушкин в обнимку с Котом Ученым, шаржированные образы Сергея  Бахрина. Эскизы  замечательного  художника выполнены им для Горьковского театра. Несколько рисунков Владимира Милашевского к  сказке о Балде. Тот подробно,цветисто, по-кустодиевски выписан вместе с глиняным  горшком, из которого  уплетает, очевидно, вареную полбу.…
Одновременно в музее-усадьбе Борисова-Мусатова открылась выставка  этого прекрасного  иллюстратора – и  не только иллюстратора. Там я  созерцала тех  же персонажей самой    «хулиганской» сказки Пушкина,  и открытки к «Рыбаку и рыбке» и другим сказкам, которые раньше обильно у нас выпускались. Но самое  главное – первый раз  рассмотрела графику Милашевского, к книгам  отношения  не имеющую,  восхитилась свободой и изысканностью его штриха.Но  об этом  в другой раз.
                                                                                                                                                                                             Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments