irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Пропуск на венецианский карнавал


                                  ВСЕГДА БЫТЬ В МАСКЕ…

Что это значит?
Почти  ее не снимать.  Ходить в ней  в гости и принимать гостей, заключать важные сделки, выслеживать любовника жены, затевать  любовные и прочие интриги…Примерно так жили венецианцы под властью дожей. Богатая  республика могла себе позволить чуть ли не годичный карнавал.Маски уравнивали всех, кто их носил. Слугу могли принять за  господина и наоборот. Ватикан закрывал глаза на вольности процветающей  торговой Венеции  -  разумеется, за щедрую мзду. Но время от времени беспредельные  карнавалы ограничивались во времени,   закрывались вообще (запретил их в свое время и Наполеон),  пока  не прекратились  надолго. И возродились лишь  в 1979 году, чтобы   каждый год на две недели превращать в столицу чудесных  метаморфоз  и приключений.
Венецианский карнавал в средние века  проходил  перед Великим Постом. В  самом названии праздника  скрывается  табу (carne, vale! — «мясо, прощай») . Считают, что первые карнавалы устроили молодые венецианцы еще  в X веке,  когда отбили своих девушек у пиратов. Но были и  "прародители"  - древнеримские сатурналии. В дни бога урожая и плодородия Сатурна  римляне устраивали пиршества,  там   рабы кутили за одним столом с вельможами.
И вот на некоторый срок Венеция  ,своими роскошными масками символизирующая «и невинные забавы, и людские прегрешения», переселилась  в наш  Радищевский музей.  Венецианские маски  великолепны . «Из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов… грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни». Подлинные , из  Италии, Германии, Испании начала  прошлого века, и  маски современных итальянских и  российских мастеров  (более 60-ти) .  Почти 50 инсталляций с видами прекрасной  Венеции и масками  основных  типов , выполненные вручную.
Масочная азбука города карнавалов легко  постигается хождением по выставке. Поясняющие надписи, рассказывающие  всю историю афиши, сменяющие пестрой чередой друга друга фильмы на экране… И, конечно,  увлекательные экскурсии. Свое путешествие в  жемчужину Италии  начала с детской экскурсии Светланы Аксеновой,а закончила – «взрослой», Александры Жуковой. Мы  там изучили все виды масок, узнали их происхождение. Баута хорошо скрывала лицо ее обладателя. Возможно,  название произошло  от слова «защита». И даже стала нарицательным ( «Вот баута утащит тебя!»). Сочеталась  обычно с трикорно (черной треугольной шляпой), капюшоном и длинным плащом. Называлась  еще  Казанова.
  Маска Дама —   очень  красивая, украшенная, дорогими тканями, драгоценностями, сложными прическами. В наши дни, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок венецианского карнавала. Называли ее еще Ольга, Валери, Саломе, Реджина и т.д. Гатто по-итальянски кот. С  ним связана  любопытная легенда. В Венеции  было много мышей,а котов  не было совсем .И бедный китаец привез старого кота во Дворец дожа, тот скоро  выловил почти всех мышей,   хозяин   просто озолотил бедняка. Его завистливый сосед тут же повез в Италию дорогие ткани на продажу ( если уж старого кота там купили...). Восхищенный дож наградил его самым дорогим, что у него было … старым котом!
Маска Джокера (Жоли, если женщина) принадлежала шутам и  имела три бубенчика  на длинных концах колпака – как бы уши и хвост осла, которые  когда-то носили шуты древности. Часто  этих концов бывало куда  больше. Мореттуовальную маску из черного вельвета  - женщины  надевали  даже в монастыри. Деревянная планка во рту не позволяла  им говорить. Маску прозвали "молчаливой служанкой".
 Маска Вольто (Горожанина) повторяла человеческое лицо, ее носили простые жители на праздники.
Страшная история у Дотторе Песте. Это реальная маска  "доктора чумы".   С застекленными глазницами для защиты глаз и клювом, набитым специями и травами для очистки воздуха. Плюс  палка - отталкивать  от себя зараженных, кожаные перчатки, навощенный халат  и  высокие сапоги. Угроза чумы постепенно стала  не такой уж  огромной , и веселые венецианцы  сразу использовали  ее образ в маскараде.
Все  виды масок можно детально рассмотреть на выставке,  в самых  разных украшениях. Мало  того –  попытаться придумать свой вариант  маски на мастер-классе выходного  дня, тут же на экспозиции.В субботу его вели две  прелестные «радищевки», Светлана и Наталья, извлекая  из своих  коробок  все  новые и новые  чудесные вещицы: куски бархата, обрывки кружев, жемчужинки, блестки ,цветные перышки, золотинки и «серебринки» -  в дополнение к  гуаши. Все сначала вырезали по  данному силуэту (есть и  такие, что  рисовали   маску сами),  затем поколдовали кисточками, окрашивая две или  одну  сторону маски  (она  любит асимметрию). И  только потом занялись украшательством.
Желто-синяя полумаска мамы потребовала черных кружев и степлера  для  их крепления.Желто-оранжевый Гатто сына - зеленой материи для глаз. Девочка-младшеклассница  творила  просто самозабвенно. Яркие диагоналевые полосы ее маски эффектно сочетались с  другой половинкой, затянутой  вишневым бархатом. Папа с маленьким сынишкой на руках  вдохновенно расписывал свою работу.  Один   малыш, ужасно 
самостоятельный,не доверил  маме ни  единого мазка. Он тщательно разукрашивал маску золотыми узорами, все  больше превращая ее в африканский ритуальный убор.Молодой человек  по соседству, наклеив длинный нос, переводил свою безобидную заготовку в Дотторе Песте. Обернув в черную материю, провел серебряную диагональ, добавил пару барочных завитков – и  маска обрела элегантную простоту.
Можно приделать резинку  сзади –  хоть  сейчас в «машкерад». Кто успел, так и поступил. Дети и взрослые ( с не меньшим увлечением трудившиеся  за общим  столом) фотографировались  на память с плодами рук своих. Пусть  не  такими пышными, как экспонаты выставки.Но очень красивыми! А в демократичной Венеции  и неважно, богатая ли   на тебе маска , дорогой  ли карнавальный костюм. Главное, чтобы  они  вообще были.
                                                                                                                                                                 Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments