irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: "Салтан" Курса Артема Кузина

С ПPОЗPАЧНЫМИ ВОРОТАМИ И ЯРКОЮ ЗВЕЗДОЙ



Как нельзя дважды войти в одну воду, нет  и не может быть двух одинаковых спектаклей.
К  тому же в новой редакции появились прямые проекции героев ( в основном, Рассказчика, с шаловливо  поданной  широкополой шляпой).Видела зимой новогоднего «Салтана», приготовленного  для детского утренника курсом Артема Кузина (всего  лишь  второкурсниками), и поразилась веселой энергии и щедрой изобретательности постановки Пушкина, притом, что сказка прочитана почти вся. Во второй редакции спектакль перенесли из консерватории  на сцену Старого  тюза, и отчего-то, сквозь  непрерывный смех и  вечную беготню, острее зазвучал его лирический тон.
Здесь множество музыкальных цитат, забавных аналогий, от  Танца рыцарей  балета «Ромео и Джульетты» до отрывка из «Лебединого озера» ( музыкальное решение Евгения Мякотина). Но лейтмотивом   проходит -   он пленительно красив -
«Под небом голубым есть город золотой.
С пpозpачными воротами и яркою звездой.
А в городе том - сад, все травы, да цветы
Гуляют там животные невиданной красы».
Звучит и звучит песня  Анри Волохонского на музыку Владимира Вавилова, написанную в полном  соответствии  с канонами Канцоны ренессансных времен.  Хотя  царь и царица вроде шутейные, как, впрочем, и остальные герои, нацепившие   на пиратские «прикиды»нарядные рубахи и  платки. А Рассказчик , весь в коже (Матвей Пташный) держит  нити сюжета в руках, не пущая  Царицу  ( прелестную у Екатерины Кишевой) на сносях… вслед за  Салтановым войском, а прыткого  Князя (Никита Прилепский) -   разом «разобраться» со всеми своими тетушками и  сватьями бабушками.А  прекрасная Царевна  на пуантах (Полина Ларина) больше  напоминает     уставшую приседать у станка балерину. А Белка малокультурная, оттого «усеян двор золотою скорлупой» (Татьяна Щедрова).   Дядька же  Черномор (Ирина Петрова)– просто  клон того, из  «Руслана и Людмилы», «горбатого карлика из дверей».
И вообще  - сплошные  игрища и гульбища. Где рука в перышках – уже плывущая лебедь,  кусок полотна  -  грамота царева или скатерть веселого пира. Но - Салтана, доверчивого  и симпатичного  у Степана Лябипова, не просто на какой-то  там  остров Буян не пускают. Он  уже ясно видит тот город золотой, где «кто любит тот любим, кто светел, тот и свят». Где людям хорошо просто оттого, что им хорошо вместе. Мимическая сцена Салтановой мечты   - из  очень теплых в спектакле.
«Сказка о царе Салтане» - самая светлая пушкинская сказка. Все живы ( в отличие от «Золотого петушка»),  все прощены, волшебства   поистине волшебны, немного комичны , особенно полеты Князя за кораблем ( его метаморфозы    забавно передают  перчаточные куклы).Первый поэт женится после всех препятствий  на Первой красавице, он счастлив, он любим – тогда и  дописывается  «Салтан».
Ироничный пушкинский гений усмирен здесь живым и теплым чувством. Режиссер находит ему аналог в манящей  «под  небо  голубое» лютневой  мелодии. Ну а юмора  и в сказке, и  в постановке больше, чем достаточно.
Как я  писала в зимней рецензии, «эти  дети уже почувствовали вкус к  вольной театральной  игре… внутри жесткого режиссерского каркаса. К  тому  же они очень  талантливы». Причем -  все 14. Сценография  Артема Кузина, педагог курса Анастасия Бескровная .Немаловажны  световое решение ( Максим Шлыков) и работа видеохудожника ( Андрей Лапшин).


                                                                                                                                           Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments