irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕСТИВАЛЬ УРОКИ ТАБАКОВА в академдраме

Школа Табакова , 2 и 3- й день 038.JPG  МЫ ЗАМЕРЗЛИ ВНУТРИ. Часть 1.

Почему снова фестиваль?
Театральными фестивалями нынче  никого  не удивишь. И студенческими тоже. Уже очень скоро начнется Международный студенческий фестиваль театрального искусства «Станиславский. Начало»  в ГИТИСе. Ежегодно проходит молодежный фестиваль "Будущее театральной России" в  Ярославле,  своего рода ярмарка  талантов выпускников театральных вузов,  Международный фестиваль в Москве  «Твой шанс».
Новый фестиваль,  в рамках культурно-образовательного проекта «Уроки Табакова», придумали в Саратовской академдраме (арт-директор - Ольга Харитонова) Формат  его необычен. Здесь     показывают     студенческие спектакли, причем как Саратовского театрального института (СаТИ), так и школы-студии МХАТ, двух ее мастерских  - Виктора Рыжакова  и Дмитрия Брусникина, двух поволжских вузов – Самарского и Нижегородского , Школы  Райкина и студии Игоря Яцко в ШДИ , Театральной школы Табакова  ( их разбирают  тоже студенты  - из  РАТИ-ГИТИСа, будущие профессионалы театральной критики , под руководством  председателя экспертного совета фестиваля «Золотая маска»-2019 Александра Вислова). И спектакли  Мастеров в рамках  их театров ( Театр Табакова и «Матросская тишина» у  Владимира Машкова,Сатирикон и моноспектакль Константина Райкина,  Театра Маяковского и  «Обломов» Карбаускиса). Слушают программные лекции-беседы о театре Мастеров – Виктора  Рыжакова, Игоря  Яцко, Александра Кузина, Сергея Шенталинского,    Марины Зудиной.  Устраивают мастер-классы  со студентами таких зубров педагогики, как Рыжаков ,Райкин, Александр Кузин, Яцко. Плюс  мастер-классы  по речи,  сценическому движению и вокалу с тремя ведущими   специалистами Школы МХАТ  Сергеем Сотниковым, Татьяной  Пыхониной (Бурель) , Ренатом Маминым.
Все студенты  Саратовского театрального института с первого , второго и  третьего курса прошли  их в разные  дни фестиваля. Кроме четверокурсников  - у тех пять  дипломных спектаклей один  за другим. Фестиваль назвали  «Уроками Табакова», он  как  бы принимает  эстафету фестиваля Янковского – говорить  о наших великих земляках и продолжать традиции Саратовской театральной школы.Как известно, Олег Павлович преподавал актерское мастерство с 1973  года и  - всю жизнь,14 лет был ректором школы-студии МХАТ. Последнее детище актера – школа-пансионат  для  актерски одаренных детей( ТШТ).  Ну а какой Табаков был актер, известно, пожалуй, всем. Как вспоминал нынешний худрук Табакерки и руководитель Школы Табакова Владимир Машков, сцена  была место, где мэтр мог  позволить себе все: хулиганил и наслаждался ею.Все время импровизировал, был прекрасным парнером.Когда они лежали с Учителем валетиком в спектакле «20 минут с ангелом», Ученик не знал, чего  от  него ожидать, и  радовался «уникальному сосуществованию с Мастером».
Как отметила  директор САТИ Наталья Горюнова, впервые театр проявил  такое внимание  к  актерской школе,  по сути, будущему театра. Фестиваль продолжается девять дней,  мастер-классы и лекции в институте, показы, показы   - на двух сценах драмы  и в Старом тюзе  на Вольской...
В диалоге со Станиславским
Первый день фестиваля  прошел с   Мастером курса Школы- студии МХАТ ,профессором, руководителем Центра им. Мейерхольда Виктором Рыжаковым. Известный режиссер,  в свое время он выходил на сцену  нашей драмы ,    ставил тут.  Мастер-классы ведет в Германии и  Польше, США и  Венгрии.Уточнив тему ( «Станиславский и XXI век»), спикер настаивал, что все великие ученики  Константина Сергеевича  ( Вахтангов, Мейерхольд, Михаил Чехов) находились  не в  конфронтации с ним, а в диалоге. И диалог   режиссеров  с   "отцом-основателем"  продолжается по сей день.
Словно учитель  на школьном уроке, наш гость  попросил мел, и на глазах превратил   такие отвлеченные понятия, как Этика актера, его Вера в обстоятельства ,  Мечта в очень живые и ясные образы. Актер рождается , когда  задает себе вопросы, что он здесь  делает и как. Рождается в постижении сценической речи и движения, вокала и истории театра. Нет  и не может быть «вспомогательных дисциплин», по мысли докладчика. И историю страны  студентам  Рыжакова преподают  иначе  - в лицах,  в драмах  исторических  личностей , в  постижении ее изнутри.И литературу , и  историю театра – как бы в ролевой игре.
Мастер много говорил  о сопереживании как важнейшем кирпичике системы Станиславского. Про умение слушать – первейшем из умений. И просто помолчать. Это важно и в  жизни. Если у знакомого случилось  горе, утешить его  нельзя, но побыть вместе, помолчать  - можно. Про искренность – каждый раз   новую  на сцене ,про интонацию, которая  бог театра. Как научиться любить и ненавидеть своего героя  - все как в жизни. Про диалог с партнерами.Все   эти постулаты ожили  на мастер-классе курса Рыжакова, в общении и молчании, в  этюдах на внимание, память , ритмику.
Рыжаков привез  из школы-студии целую команду педагогов – по вокалу, по сценическому движению и речи. Три дня они вели занятия в институте. Татьяна Бурель (Пыхонина), бывшая  наша  выпускница, приглашала  студентов попеть -  соло и ансамблем, а капелло и под фортепиано, песни народные, эстрадные, отрывки из мюзиклов. Каждый   получил совет, стоит ли  исполнять  это произведение и  на что  обратить внимание. И веселую ярмарочную песню, исполненную кукольным отделением довольно  лихо, московский  педагог сумела привязать к их будущей профессии.   Только когда руки студентов превратились в перчаточных кукол,  песня обрела  смысл. Пыхонина   показала и сольный концерт  с «песнями городских окраин». 
Блестящий мастер-класс под быстрые  танцевальные композиции провел Ренат Мамин, обучая студентов секретам, как  делать обманчиво легкие  наклоны, покачивания ,повороты,  постепенно превращая их в каскад  пластики и  скорости.
Курс Рыжакова показал на фестивале еще  два  спектакля. «Оттепель» и «Чуш Астафьева, или все, что осталось  после экспедиции  на родину автора». Осенью  на фестиваль Янковского они уже привозила программу «Песни XX века», и мы   знаем , какие  там у Рыжакова все певцы,музыканты и актеры, как мастерски они владеют инструментами и перевоплощаются  в героев песни. Но тот спектакль-концерт был скорее похож  на  шоу-обозрение,   наших песен в общей "мировой" доле  было немного. Другое дело, «Оттепель» - концерт-спектакль  посвящен старшему поколению, которое  прожило несколько счастливых лет в надежде на свободу . Виктор  Рыжаков  ведет  володинский фестиваль  «Пять вечеров», спектакль он делал   для него. И перед началом  саратовского показа заговорил  о том, как сильно мы все замерзли в скором беге времени. Как же необходима нам оттепель. Девушки вышли с начесами и  короткими юбками  тех лет,  все уселись у рампы, свесив ноги, -  словно  на каком-нибудь "квартирнике". И началось... За полтора часа  пестрых кадров хроники, от Фестиваля молодежи и студентов в Москве  до  возвращения Гагарина из космоса,  прозвучало немало лиричных, веселых,  драматичных вокальных историй.    Тогда   еще пел Утесов. На эстраде царили Эдита Пьеха и Майя Кристалинская. Набирал силу Муслим  Магомаев. Но   60-е –  уже время  песен Высоцкого и Окуджавы. Труба, тромбон, саксофон, фоно, аккордеон, скрипка, виолончель, гитара – легче перечислить,  на чем не играют  будущие артисты. И  самое главное:   их пение    греет души , оттаивает их   - свои и
слушателей.
Второй спектакль – традиционная  для  студентов Рыжакова история. После первого курса   все= едут на ферму в Подмосковье, живут   коммуной, полдня работают, полдня читают  вместе самые  важные книги , общаются с жителями, пытаясь  понять,  присвоить себе их истории. А когда немного окрепнут   отправляются в Сибирь, где в Красноярском крае  теперь   живет  своей жизнью   Чуш –придуманный поселок Виктора Астафьева.Этой зимой морозы достигали 46 градусов,  ребята спали в одежде, но  провели там незабываемые  дни.
Многие  показанные  истории как бы опрокинуты в прошлое:  ведь  они рассказывают о войне, о  любви, еще  зарождающейся,  о хрупкости этой любви.Нелепа  и жалка  длинная рыжая мамаша в платочке( ее так серьезно играет студент, что в голову  не придет  обвинить его в безвкусии), чума  для своего пьющего мужа , серьезно озабоченная судьбою дочке. Есть  очень смешная новелла. Как писатели, крепко приложившись к ...чаю, поздравляли с Новым Годом некоего Барклая  де Толли.  Ранит душу история безрукого парня, потерявшего руки не на войне,  но которому  сказочно повезло:  девушка любит его всякого.

Рассказ  у писателя был  большой, подробный. В спектакле высвечено главное  -Любовь.  А конец его очень светлый.  Сквозь горечь - и  светлый. «А те двое, как бы слитые воедино со всем, что было вокруг них, толкали тележку с сеном, медленно и упрямо поднимались в косогор. На склоне его стоял срубленный в лапу дом, а на крыше носом в небо целился деревянный самолетик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось, самолетик вот-вот вырвется из тайги, поднимется выше гор и полетит далеко-далеко».
Пьянство, гульба, драки  - «карт-бланш»    ненавидящим грубую мужицкую Русь.Но каким-то удивительным манером у Астафьева и Рыжакова за грубостью нравов проступает ее   размашистая щедрость,  редкий дар любить и прощать - несмотря  ни на что. То самое «золото,золото – сердце народное».

Единственно, историй  было многовато: спектакль идет почти три часа,и в какой-то момент  эмоции зрителей ослабевают.Но играют ребята  здорово,   меняются ролями,  держат  большую мхатовскую паузу вначале и  берутся за музыкальные инструменты в финале.
                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова



Школа Табакова , 2 и 3- й день 058.JPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments