irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ УРОКИ ТАБАКОВА в академдраме.Продолжение

                                                                             
           
                             МЫ ЗАМЕРЗЛИ ВНУТРИ.
Часть 2
Три   движения   у Яцко

Несколько мастер-классов провел в СаТИ  актер, режиссер и  педагог Игорь Яцко. Но  сначала  тоже была теория. («Действие как предмет театра. Три канала движения»).Игорь Владимирович наш тюзовский человек, заканчивал театральное училища у Юрия Киселева, где постиг азы русского психологического театра,  успешно играл на нашей сцене, пока не  решил для себя , что театр переживаний  -  это  хорошо, но есть  же   другие подходы ,  что  тоже интересно.И  стал учеником легендарного  Анатолия  Васильева, и -    продолжателем его дела в России после отъезда Мастера.
Как рассказал на занятии Яцко, условно  движение можно разделить  на три вида: физическое, психическое и вербальное.Актеры изучают пластику и танец, эмоционально существуют в роли, что  тоже означает движение.. А вот что за вербальное движение,  которое  часто незаслуженно  считают вспомогательным? Здесь  на первый план выходит способ подачи слова ,интонация.Слово само по себе содержит большую энергию – вот ее важно передать зрителю, а не просто  смыслы.
Бывает,  актеры играют, а действие  не происходит  . Потому что контакта, взаимодействия с залом нет. Тренинг, который провел в Мастер в  нашем театральном институте, помогает "расковаться" и заиграть с новой силой. Он разделялся  на три этапа. Так  называемое «броуновское движение», когда тело актера совершенно раскрепощается. Тренинг на «психическое движение» , соединенное с физическим.

Студенты выходят на сцену, поодиночке, группами, принимают различные позы для общей фотографии, придумывают себе прозвища…Задание все усложняется .  Они  вдруг превращались в птиц и с тревожными криками летали надо морем, ловили рыбу,давились , тонули, попадали в подводное царство, где… плавно  танцевали  под гусли Садко, вдруг   попадая на дискотеку и.т.п. На третьем этапе  участники тренинга читали стихи с разными интонациями. Здесь  тоже было немало открытий чудных. Ведь как  просто «повернуть»  движение  поэтической строки слева направо,   сделав  лишь ударения в каждом слове. Совсем другие  появляются подтексты!
Каждый фестиваль  студия Яцко привозит к нам интересные постановки. «Дон Кихот» родился из «лабораторной работы». Делается она долго (« мы  никуда  не спешим»). Играется  в основном бывшими студентами  Игоря Владимировича, который преподает во многих вузах  (сейчас –  в  ГИТИСе и академии Михалкова). Точно по завету Васильева:  актер продолжает учиться всю жизнь. Еще  один  его постулат: отношение к авторскому тексту, его самоценность.
Спектакль  не случайно называется «Дон Кихот. Булгаков». В пьесе Булгакова  Великая книга не только сильно урезана, что естественно, но  заметен крен в сторону  судьбы одинокого художника,  которого  не понимают и преследуют (перекличка с собственной судьбой).
Идальго не так безумен, как кажется.Его просто  очень увлекает  эта игра: надеть таз вместо  рыцарского шлема (причем  даже не медный , великоватый и для двухметрового гиганта, каков он в спектакле), захватить вешалку на ножке вместо копья и поскакать на воображаемой лошадке навстречу опасностям и приключениям. Из актеров Ивана Товмасяна и Федора Леонова очаровательная получилась пара: долговязый мрачный Кихано  и плотный обаятельный малыш Панса.  Чахлый  Росинант  не  требуется тому, кто может скакать  на своих двоих, как заправский всадник.
В спектакле играют все: хор девушек с христианскими песнопениями  ( не всегда   эмоционально точными для данной постановки) трансформируется то  в злых слуг, избивающих бедного идальго, то в жестоких погонщиков,  тут достается и его слуге.Они  же -  ветряные мельницы , стоит замахать им  красными флажками.   И не так уж ошибается благородный рыцарь, принимая мельницы  за «мерзкие создания… с длиннейшими костлявыми  руками».
Игра идет азартная, в нее включились  и Герцог с Герцогиней,  очень желая позабавиться ( Тамир Сикоев, Мария Веретенникова). Лишь очаровательная племянница  идальго Антония не вовлечена в этот карнавал (Кристина Введенская) , она всерьез опасается  за жизнь дядюшки.От опасных приключений спасет сеньора «таинственный» Рыцарь Белой Луны (Анзори Шагидзе), жених  племянницы.
Игра окончена:  Дон Кихот «прозрел», ему  больше не чудятся великаны «Боюсь, не вылечил  ли  он мою душу, а вылечив, вынул ее,  но другой  не вложил…»- , говорит  тот  верному оруженосцу. Жить   ему теперь  незачем.Так наши близкие, не уставая  печься о нашем здоровье,  порой лишают нас мечты, а значит, и цели жизни.
В  этом спектакле, после  всей беготни и бурных событий,  очень неспешный, тихий, драматичный  финал. Дон Кихот вырастает на наших глазах  в фигуру трагическую. Вот  тебе и театр представления!
Так кто  же  нынче «на дне»?
Три мастер-класса провел  на фестивале Александр Кузин. Замечательный режиссер, профессор Ярославского театрального института.Он  когда-то поставил у нас «Бешеные деньги» - один из лучших спектаклей в репертуаре драмы.  А теперь с третьекурсниками  Баголеев два дня читал и разбирал пьесу «На дне». Многие режиссеры  охотно  сбросили Горького с «корабля современности». А Кузин ставил его два раза очень  по-разному и думает    о третьей постановке, считая «На дне» очень сильным текстом - на все времена.
Вместе со студентами  нам удалось  выяснить, что ночлежка – действительно   итог жизни,    спившимся обитателям идти  из  нее  совершенно некуда. Как той стае собак, сбившейся в кучу  от  дождя,  которых  режиссер увидел однажды  под навесом на крыльце.
Но все ли обречены у Горького?  А слишком  прилично  одетый Пепел (иначе он просто  не сможет воровать у «чистой публики»)?  И любит  ли Василиса свою сестру и почему так мучает   ее ? Любит  ли   на самом деле  она Пепла?  А откуда  пришел Лука? Почему Актер не играет , был  ли он изначально  талантлив? Вопросы задавали  не режиссеру ,   он   спрашивал  студентов. Искали ответы все вместе,    порой не находили их вовсе.  Что имел в виду автор- социальную, духовную, философскую   подоплеку? Что  такое дно в наше время и есть  ли из него выход?
Мастер учил задавать себе и педагогу как можно  больше вопросов по тексту , чтобы  актер  знал  потом каждую минуту, что   он делает  на сцене.Нет ничего страшнее для неопытного актера, когда он  этого не знает.
Учил переписывать роли от руки, со всеми пояснениями и исправлениями. Театр - искусство    живое, несмотря  на все  новшества.  "Считай, у  тебя роль получилась, если  ночью ты помнишь все реакции партнера, как он это сыграл",  - наставлял Мастер.

«Я знаю, что я  ничего не знаю»,
 - вполне можно  было бы сказать  после урока Кузина. Но  «от осознания своего незнания я стал неизмеримо богаче. Я научился спрашивать и искать истину», -  и это  тоже правда.Александр   Сергеевич  также  провел с своим педагогом Надеждой Филипповой актерский тренинг –собственной разработки.
                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments