irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА. Возвращение художника- Милашевский



                        МИЛАШЕВСКИЙ  у МУСАТОВА
«Мечта сбылась», -   первые слова, которые  мы услышали  от заведующей сектором Радищевского музея Ангелины Ступиной на открытии выставки Милашевского  в музее- усадьбе  Борисова-Мусатова.
Выставка «Цвет времени» продолжает проект «Мастера ХХ века», чьи  имена были связаны с Саратовом.
 Исполнилось 125-лет художнику Владимиру Милашевскому ,мастеру станковой графики , блистательному  книжному  иллюстратору и  мемуаристу  («Вчера, позавчера» - книга   о художественной жизни России первой трети прошлого столетия).
Милашевский жил в детстве в Саратове, занимался в Боголюбовском рисовальном училище у известного  художника Коновалова.  Потом учился  в Харькове и  в Петрограде , и  влияние  на него уже  оказывали  такие  художники серебряного века, как Лансере и  Добужинский .С 1924 года в Москве.
 1960-х годах  начинается переписка художника с сотрудниками  нашего музея. Начало   его коллекции  в Радищевском музее  положил сам автор, передав несколько литографий.  Сейчас у нас три его  картины , около восьмидесяти гравюр, акварелей,  рисунков, включая детские.
Уникальный  художник, который  открыл метод «быстрого рисования» и  усердно   говорил о «темпе» изображения. «Рисунок должен ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки, чтобы не потерять свежую мысль, свежую эмоцию, и лист должен быть заполнен сразу». Никаких «дописываний»и  исправлений!
Более пятидесяти графических работ, письма, открытки, редкие  книги с репродукциями  и рисунками из  фондов музея и научной библиотеки СГУ можно увидеть  на выставке в усадьбе . Самые известные  -  к произведениям Диккенса,
 Салтыкова-Щедрина, Ершова
, русским народным сказкам, сказкам Пушкина. А также  его изящные  виды окрестностей  Москвы  и волжских городов  «с реки» (  с борта теплохода).Только недавно  начали говорить  о Милашевском как о живописце, а  не только книжном графике. Готовится каталог в Третьяковке, монография о нем  в Москве.

Ангелина провела  замечательно эмоциональную и информативную экскурсию  по залам музея. «Легкие, летящие работы, такой же  легкий, орнаментальный и его почерк, он очень  любил красивые автографы. В архиве музея – витиевато написанные письма к замдиректору музея… создал объединение «13»… участвовал  во многих выставках»,в том числе международных, но к нему относились, как к иллюстратору».
Когда в 60-х годах начали проходить персональные выставки Милашевского ,
художник   подарил нескольким музеям свои работы. В  том числе -  литографии к «Господам Головлевым». Редкое издание  этой книги 1937  года  - тоже в витрине экспозиции. Первые персональные выставки  Милашевского состоялись в Пушкино, Кусково, Воронеже  (там большое собрание),  в Перми и -  в Саратове.
На выставке есть открытка, которой автор  поздравляет музей и город с  вернисажем «замечательного саратовца». Видимо, речь шла о выставке Павла Кузнецова. На экспозиции  - летние этюдные зарисовки  Сердобска (тогда – Саратовской губернии), куда  он приехал с другом -художником Николаем Кузьминым, будущим известным иллюстратором Пушкина. «Ему хотелось поймать движения девушек, которые  ловили сено, укладывали  на  подводы… угнаться  за ними, передать их непосредственную прелесть. Он  ловил ускользающий момент»,  -лирично  повествует Геля.
Считается, что с сердобского лета  1926  года начинается становление творческого почерка Милашевского. «Карандашу было  не угнаться  за полетом мысли…Поэтому я взял спичку, обмакнул ее в тушь  и стал рисовать», -  это уже  он сам -  и словом владел отлично. Носил пачку бумаги и безжалостно выбрасывал листы, которые  не получались. Считал, что рисунок  должен быть «свежим», «выразительным». Никаких «потертостей», сразу, набело, безо всяких исправлений -  основной принцип…
«Утонченным наслаждением современного интеллекта» художник называл иллюстрацию «без натуралистических подробностей». Создавал  рисунки и в виде «неких импровизаций, запечатления первых зрительных образов, пробуждаемых в сознании при чтении текста».
На этой чудесной выставке мы  увидели «летящую спичку» Мастера и  в пейзажных узорах  берегов, и в отточенных жестах  книжных героев , и в милых  чертах сказочного быта.  Милашевский медленно, но верно  выходит на свет  из тени великих имен. Не только благодаря грандиозной зимней выставке в ГМИИ Пушкина, но и благодаря Саратову, его искусствоведам. Не пропустите!
                                                                                                                                                         Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments