
МЕРЗНЕТ ДУРАЧОК…
Молодые актеры театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» и студенты третьего курса театрального института показали премьеру (режиссер Дарья Захарова).
По рассказу Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Художник Кириллом Каширцев. Всегда интересно, когда молодежь пробует свои силы .Спектакль получился синтетическим, что в духе театра, каким он был во времена своего «золотого века», Пластика, элементы марионеточного и теневого театра, световая игра .
Чиркает спичка, одна, другая - свечное пламя выхватывает из тьмы лица актеров. Приходят ассоциации с другим текстом – «Девочка со спичками».Самый пронзительный у Андерсена.
/«Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка»./
Точно найдена метафора стужи и метели – две фигуры в темноте быстро вращают фонарики. Данил Шувалов как и Даша, выпускник кукольного отделения народной артистки России Татьяны Кондратьевой. В спектакле он водит куклу - Мальчика с тонким, удлиненным лицом. Марионетка - самый сложный в управлении вид кукол ( никогда до конца неясно, кто кем управляет).
Ребенок заглядывает в чужие горящие окна, где тепло, сыто, весело - елка! -повторяя без интонации –«Мама, мама, мама…». Босой , приглядываетсяк сапогам - тоже метафора нищеты. А за окнами разные тени, которым и дела нет до голодного замерзающего малыша.(Тени можно сделать и поинтереснее: традиции теневого театра в Саратове давние , ажурные декорации и фигурки вырезал для своего семейного театра художник Василий Черевков).
…Возникает Женщина с набеленным лицом, ровными одинаковыми движениями месит тесто: образ отрешенно-странный, словно из средневековых мистерий. Вечное смирение и автоматизм в ее жесте, что перекликается с песней Егора Летова "Про дурачка". «Ходит дурачок по лесу/Ищет дурачок гл
(Сильно мешает лирическому настрою «перешаржированный» образ Безголового, точно взятый напрокат из другой пьесы. Достаточно его присутствия с газетой в руках рядом с безмолвной Женщиной А он еще говорит, и говорит много, глупо. Слишком жирный получился «мазок», не в стилистике спектакля).
Куда органичнее слоганы, летящие к нам из «ящика». Их творцы живут в другом мире, за толстыми стеклами столичной рекламы. Что и кому выкрикивать, им «перпендикулярно».
Точечная подача света , как нам объяснили, - режиссерская метафора обрывков воспоминаний умирающего ребенка.(Замысел хорош, но он еще не сложился в партитуру, и порой кажется, что темнота наступает по техническим причинам).
Мощно звучит под гитару песня про дурачка (Данил Шувалов). «Идёт Смерть по улице, несёт блины на блюдце.
Кому вынется — тому сбудется …/Ходит дур
Не простая эта песня. Близкая к фольклорной, она написана автором как Заклинание на смерть. Летов, лидер группы с названием «Гроб», умер рано, точная причина ухода неизвестна. Как говорится, «накликал».Тема смерти , тема одиночества в большом, сытом, равнодушном городе считывается и в рассказе , и на сцене .Только Достоевского здесь практически нет. У Мальчика нет прошлого, непонятно, почему и зачем он идет.Смазан финал.
Мне очень понравилась сама попытка эксперимента. Яркая по форме, во многом успешная (хотя пока еще сырая, потому столько «но»). Однако «Балаганчикъ» - театр литературный, он всегда относился к тексту с большим уважением. Это традиция. Два-три абзаца, прочитанных от автора , ввели бы зрителей в курс дела и создали атмосферу, без которой вообще нет истории.
/…Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам, такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко-дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются…
… Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика»./
Если в заглавии постановки звучат конкретное имя и название, они должны работать. Вон Михаил Юдин, актер того же театра, недавно сделал сильный фильм об одиночестве в большом городе, особо опасном для детей - со всеми реалиями ночной улицы.Но снимал он не по классике. Чем додумывать за великих, стоит получше в них вчитаться. Там все найдешь. Одна-единственная фраза: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика», - может вызвать у зрителей катарсис. И безо всякой модной актуализации.
Ирина Крайнова, театральный критик
