irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТР.АКАДЕМДРАМА.ДИПЛОМНЫЙ "МАЙСКАЯ НОЧЬ" .

                                                                           Премьера

                         ЭТА БЕЗУМНАЯ МАЙСКАЯ НОЧЬ

Когда неистово поют соловьи, и звезды величиной с кулак высыпают на черном полотне ночи,а «необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятней», а «с середины неба глядит месяц».

Божественная, очаровательная украинская ночь, как называл ее Николай Васильевич. Хорош и ранний рассвет, когда закраснелся лишь самый краешек неба. Мирные поселяне еще нежатся в теплых хатках, и квакает в ставке лягушачий род, и частит за рощей кукушка-гадалка, но уже проснулись первые утренние звуки.Захрюкали поросята, закудахтали куры, пробует слабый тенорок Петя-петушок.Встрепенулись, заливисто разнесли по селу песню дня окрестные собаки.

Мы не только увидели весеннюю ночь на хуторе близь Диканьки и ее утреннее преображение - мы ее услышали в исполнении выпускного курса народного артиста России Григория Аредакова . «Майскую ночь» по произведениям Гоголя поставила педагог курса заслуженная артистка России Эльвира Данилина.

Выпускники театрального института, усевшись рядком на Малой сцене академдрамы, а затем – образовав строгую конфигурацию ( будто сдавая экзамен за все годы сразу),показали, чему их научили.Этюды на животных и упражнения по ритмике, сцендвижение и вокал, декламация и драматические отрывки. ..Разгул песенно-танцевальной стихии на сцене лишь неопытному глазу казался стихией.Железная рука постановщика ( она же - сценариста) соединила обрывки сцен, диалогов, куплетов,танцевальных движений в стройное и логичное действо с живописным малоросским колоритом.

Эльвира Игоревна Данилина, добавив диалоги из «Сорочинской ярмарки», «Ночи перед Рождеством» и «Старосветских помещиков», сделала акцент на любовной линии писателя .У мистического, сатирического, какого еще угодно Гоголя, в этой книге, тем не менее, «пять пудов любви», как у чеховской «Чайки». Влюблен еще не старый, крепкий Голова (Роман Рощин) в прелестную, грациозную Ганну (Яна Капцова) . А та любит удалого парубка Левко (Александр Гайдаржи), а он - ее.И самый славный монолог героя, когда он сначала осыпает девушку ласковыми словами («сердце мое, рыбка моя, ожерелье»), а потом , не дождавшись от нее ответа,скоро переходит к попрекам («Нет, ты не спишь, гордая дивчина!...»). Характерец, однако.

Майская ночь, дипломный 034Вздыхает по любви и полногрудая Хивря из «Сорочинской ярмарки», ласково приглашая до хаты «трусливо лепившегося около забора поповича». И хотя поповский сын (Игорь Юшкин) жаждет от нее «кушанья послаще всех пампушечек и галушечек», уминает  с удовольствием и дары щедрой украинской кухни . Эта сладкая парочка присвоила себе классический диалог из «Ночи перед Рождеством», где разомлевший в тепле Дьяк лукаво спрашивает: «А что это у вас, великолепная Солоха?» - «Как что, рука,Осип Никифорович!" отвечает та.

Попович в «Майской ночи» робок не менее Дьяка, и тоже сразу прячется при подозрительном шуме за дверью. «Несравненную Хавронью Никифоровну» ( она же Солоха и Свояченица) превосходно играет Вероника Виноградова,доказывая, что талантливой дочери Евгения Виноградова равно по плечу как трагикомические,так и характерные роли.
Любовь, любовь …О ней поют, все убыстряя темп,в трогательно-лирических малоросских песнях дивчины и хлопцы, которых Гоголь называет козаками. Вот оживает, играет новыми красками в эстрадных ритмах полузабытая уже «Черемшина».Гопак быстро переходит в брейк на полу , фольклорный речататив - в рэп («Эй, голова, давай…» ).

Перебор, перехлест? Студенты слишком молоды, слишком азартны, полны расцветающей силы.Они как бы забывают,что это Гоголь, классика,мистическая история, заигрываются – и с трудом входят в «рамки».Динамика и пластика спектакля потрясающи (неслыханно –четыре педагога по пластике , по вокалу -три!), художественное решение у него тоже подвижное и текучее (постановщик Юрий Наместников). Какие-то соломенные загородки легко превращаются в любое сооружение – в хатку,в садок,в плетень.Костюмы кажутся поначалу странно  монохромными для Украины. Но цвета и солнца здесь и так   полным-полно - в музыке, в  речи, в характерах персонажей.И Юрий Наместников великолепно все предвидит.

Майская ночь, дипломный 039

Интрига тоже развивается стремительно.Все время кто-то оказывается в мешке, который таскают десятские,и все  это опять «злоумышленники»  в вывороченных тулупах. Как второй раз попадает туда Хивря? Кто ж ее знает. «Тiльки ж куди чорт уплетецця», так оно и пойдет.Артисты в «Майской ночи» словно бы иллюстрируют слова дюжего повесы из повести: «Что за роскошь! Что за воля!..Любо, вольно на сердце; а душа как будто в раю. Гей,хлопцы! Гей, гуляй!..»

Майская ночь, дипломный 054

«Козацкую вольницу» празднует и подвыпивший Каленик,который всю ночь ищет свою хату и тоже попадает в «заколдованный»мешок. Тактично, не переигрывая, ведет эту роль Александр Степанов.

Согласно Гоголю, не достается  любви только ясной панночке- Утопленнице.Она у Елены Земсковой так светла, нежна , нереально прекрасна.Щирой цветущей украинской красоткой выглядит на ее фоне Ведьма Валерии Малининой. Вроде, и не страшная совсем.Но сцена ночного хоровода утопленниц с закрытыми покрывалом лицами- как из самых страшных сказок.Или снов. Назовешь ведьму ведьмой– а она  еще за тобой погонится, настигнет и сварит в котле или изжарит на костре...

Но и самые страшные сказки порой хорошо заканчиваются. Веселым пирком - да за свадебку! Всеобщий гопак под восторженные крики зрителей завершает эту стремительную фантасмагорию.

                                                                                                                                                             Ирина Крайнова,фото автора

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments