irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. 10 лет органному выпуску

Гольфарб.jpg           ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ,  не ДЮМА

А Наталья Гольфарб. Строгая красавица, которая вполне может быть   «лицом» нашей консерватории.
Лауреат Международных конкурсов, ведущая органистка Саратова, руководитель органного класса консерватории им. Л.В. Собинова. Профессиональное образование получила в Саратовской консерватории (фортепиано, класс профессора В.Ханецкого),  а в Казанской обучалась в органном классе у народного артиста России, профессора Р. Абдуллина.
 В  нашей консерватории работает 19 лет. Наталья   не только классная органистка, она отличный педагог,  вырастила немало  талантливых студентов, которые избрали  «короля инструментов» своей профессией, становятся лауреатами и дипломантами  национальных и международных конкурсов, концертируют  в России  и Европе.

Ровно десять лет назад состоялся первый  выпуск органного класса Саратовской консерватории. И теперь две ученицы Гольфарб -  из лучших!  - приехали в родной город, чтобы дать концерт. Это лауреаты Международных конкурсов Дина Ихина и Антонина Воронина.
Интересно, что  обе талантливые органистки замужем за   музыкантами,  тоже избравшими орган делом своей жизни. Смуглоликая  чаровница Дина  (Петербург-Печоры)приезжала к нам на  Первый Всероссийский молодежный органный фестиваль вместе  с мужем,  рыжебородым Денисом Маханьковым. Дина была членом жюри, играла на закрытии фестиваля, и Денис  очень  за нее болел. Эти молодые ребята проводят серьезный органный фестиваль в Печорах, где установлен немецкий орган, часто гастролируют в Эстонии и  других местах России и Европы.
Запомнила Дину  по ее прошлому выступлению. Яркая, эмоциональная манера игры, очень  высокая техника.Кажется, играют все части ее статной фигуры – подвижные, выразительные руки, весь корпус,   приходит в движение голова (даже нос). Ихина играла все первое отделение юбилейного концерта. Моцарта  (Фантазия фа минор), Фугу БахаПастораль Франка.
Я никогда  не задумывалась, но ведущая, музыковед  Елена Пономарева  обратила наше внимание  на  то, что каждому национальному  органу всегда  ближе музыка его страны. Значит, Бах-отец  более ограничен  и играющей в  своих Печорах на немецком инструменте Дине, и нашему многотрубному  творению фирмы Зауэр.  И  это было сильно. Но если б вы слышали, как Дина сыграла    венгра Листа, оплакивающего безвременно умершую дочь…Как  бурно  протестует  композитор  против ухода любимого существо, готовый вступить в поединок с безжалостной  судьбой, как постепенно стихает шторм в его душе и   переходит в соборную стройность  хорала, где чудятся ангельские поющие  голоса , приходит живительное  примирение …
Антонина Воронина и Арсений Ушков приехали в Йошкар –Олу как органисты оперного театра. Арсений вместе  с мастерами органа собрал там  по частям  три тысячи труб французского инструмента, не очень сначала понимая, что  из  этого выйдет. А вышел уникальный в России инструмент, на котором  они с женой теперь  много играют концерты. К тому же партию органа  вписана  уже в спектакли «Любовь к трем апельсинам» , «Ночь перед Рождеством», в балеты «Эсмеральда», «Ромео и Джульетта».
Антонину  на юбилейном вечере «Орган. Десять  лет спустя» показала несколько  иную манеру игры – по-мужски  сильную, точную. Тоже звучал Иоганн Себастьян  Бах - Пассакалия до минор и Хоральная фантазия. Это был  привычный нам орган, когда он  во всю свою мощь «реве та  стогне»,  и кажется,  от напряжения  сейчас лопнут сочленения труб,  камнепад звуков  обрушится  на  нас, завалит зал, рухнут  эти сводчатые потолки и  старые стены… а потом     вдруг совсем другой  - тихий, шепчущий, журчащий  укрощенным ручейком…Ведь кроме немецкой музыки органистка играла  и французскую   - родную  для уникального инструмента , установленного в театре  оперы и балета Республики Мари Эл. Французская музыка тоже разная.   Это был Луи  Вьерн и менее известный у нас Шарль Турнемир.
  Вьерн, ученик известного  Сезара Франка, 37 лет был титулярным  органистом  культового Собора Парижской богоматери,  за трагической судьбой которого мы недавно следили с такой тревогойЕго стиль менялся  со временем: романтизм и  импрессионизм, модернизм и абстракционизм,  даже  -  влияние джаза.Турнемир  тоже учился у Франка. Он жил загородном доме и  писал музыку «под шум морских бурь и рокот прибоя».  Мы услышали просто великолепный концерт в исполнении учениц Натальи Гольфарб.
«Я одинаково увлеченно относился и к фортепиано, и к органу. Но играть Баха, который в первую очередь органный композитор, именно на органе, а также безграничные возможности этого инструмента – все это захватило и увлекло меня», - говорит Денис Маханьков. Думаю, к его словам могли бы присоединиться  наши гостьи. Бах, орган, учеба у Мастера увлекли их.  Как  теперь  увлекают они нас, своих слушателей.
                                                                                                                                                                                                Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments