irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТЕАТР "ВЕРСИЯ". О войне и проблемах с исторической памятью



                         ЕЖЕДНЕВНЫМ БОРОДИНО
А Бородино у них и правда было каждый день. Потому что  право  на жизнь, на  небо  над  головой, на землю под ногами   нужно было еще  доказать в боях. Ожесточенных, изматывающих, не всегда успешных.  Это  Михаилу Кульчицкому , «гениальному мальчику» из тех, что написали великие стихи о войне и с нее  не вернулись,  принадлежат давно хрестоматийные строки  - и про Бородино ( «Не до ордена. Была бы Родина…»),и определение  войны,  как бы  ее код ( «Война ж - совсем не фейерверк,/А просто  трудная работа,/Когда, черна от пота, вверх/Скользит по пахоте пехота»). 
Мы услышим его в исполнении актеров муниципального  театра «Версия» . Прозвучит поэтический голос   другого «гениального мальчика» удивительного межвоенного поколения: «Мы были высоки, русоволосы,/Вы в книгах прочитаете, как миф,/О людях, что ушли не долюбив,/Не докурив последней папиросы». Это уже Николай Майоров.
Не все они были «высоки, русоволосы». Не зря  появилась  тут песня про маленького Трубача Сергея Никитина.Такой   щемящей ноткой, точно она вот-вот лопнет:/ Кругом война, а этот маленький…/Над ним смеялись все врачи -/Куда такой годится маленький,/Ну, разве только в трубачи?». / Да, не все они  были  атлеты. «Цыплячья шея»  и у героя повести Булата про Школяра, Таким  сыграл его Олег Даль.
И как бы  я ни спорила с режиссером спектакля  ( а это  Виктор Сергиенко, худрук «Версии»), к трем отличным чтецам и вокалистам ( всё  они делают очень грамотно – и Владимир Кабанов, и Евгения Смирнова,  а Татьяна Чупикова - еще  и невероятно трогательно, каким-то  детским чистым  голоском), он добавил актера молодого, с интонациями «не поставленными», стихотворным  ритмом  «не выявленным».Это выбор режиссера, его версия: Александр Демидов здесь не из  тех, с круглыми, крепкими затылками ( про   них он тоже прочтет  окуджавские стихи), а  из таких, как его Школяр, для которых война – пора   неожиданных открытий и  резкого взросления.
 В муниципальном  театре «Версия» -  премьера спектакля-концерта   «С победой в сердце». Стихи о войне,песни в две   гитары. И вроде, среди авторских песен (а еще ворвется в их  тесный круг неистовый хрип Высоцкого с одной из самых сильных  песен  о войне: «От границы мы землю вертели назад»),  среди запетых, но  все  еще  любимых  (« Журавли» ,«В лесу прифронтовом»,  «Нам нужна одна победа» и т. д.), так ностальгически все  узнаваемо. И  вдруг  - «Баллада о красках» с почти речитативом Татьяны /«Стали  волосы смертельной белизны. Видно, много  белой краски  у войны…»/ Эмоциональный удар, потом еще.
На экране умело подобранный видеоряд.Когда два женских голоса лирично запевают  такую знакомую песню про Алешу,  теперь навечно каменном – «Болгарии русском солдате», видишь на постаменте свастику и никак не можешь связать ее со страной, в которой всегда  жил дружественный нам народ.Потом рушат памятник  советским воинам- освободителям в бывшей нашей республике.Потом… это  уже вытерпеть невозможно.Мраморная доска фронтовику, Герою Союза, сорванная со стены, разбитая в  куски…Когда  люди теряет историческую память, они теряют человеческий облик, а потом… потом  вымирают как вид. Страшно?Но   молчать еще страшней. Праздничный спектакль «Версии» будоражит нашу память и  -  поднимает отнюдь  не парадные проблемы.
                                                                                                                                                                                                       Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments