irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СТАРЫЙ ТЮЗ на Вольской: "Незнайка" Алексея Чернышева



                              ГОСПОДИН СПРУТС  ПРОТИВ
Умеет режиссер  Алексей Чернышев ошеломить. И с каждой постановкой все сильнее.
Носовские  коротышки  у него сидят в какой-то гигантской траве (каждая травинка им  как дерево).Парят в невесомости, пролетают туда-сюда  на ракете  «в поднебесье» Старого  тюза, надевают  космические шлемы со светящимся «нимбом» ( смешной отсыл к теории  богов и пришельцев!). Высоченные, устрашающего вида полицейские Пнигль и Вригль  рычат чудищами, бормочут угрозы, кувыркаются  от «секретного оружия» землян. Лунатики  являют собой коллекцию «головастиков» , неправильной, самой  причудливой формы.А какие  пробегают тут дракончики тире собаченции с горящими красными глазами! Со смешанным чувством восторга и ужаса смотрят  происходящее дети…
При всей сверхэнергии  и таланте режиссера  в одиночку ему  такую техничную, эффектную, громкую ( звуки несутся буквально  отовсюду, не оставляя ни уголка  тишины) постановку не осилить. Спектакль детской студии им. Табакова при Саратовском тюзе Киселева «Приключения Незнайки  на Луне» по  знаменитой книге Николая Носова ставила целая команда профессионалов. Инсценировка завлита тюза, известной  своими произведениями  по классической  прозе, Анастасии Колесниковой.  Изобретательное художественное оформление Юлии Михеевой ( Москва) ,стильные, фантазийные костюмы  Софьи Марковой. Композитор Андрей Зверев тоже из Москвы, хореограф Мария Качалкова из Костромы. Видеохудожник Андрей Лапшин, педагог по вокалу Ирина Левина , кукольник Роман Сопко –  все люди известные в своей профессии. Помогали постановке   аэроклуб им. Гагарина,  бокинг-клуб «Земля –Воздух» ( откуда  джамперы у путешественников и летающие модели).
Выразительные  кукольные сцены ( что так естественно  для коротышек),  интересная анимация,  чудеса сценической техники, танцы землян и лунатиков  (целая  группа славящейся модерном хореографической школы «Антре»),  эстрадные шлягеры  и  песенки, написанные для спектакля… Хоры капиталистов, журналистов, присяжных и  правда, - поют.Маленькие  артисты, поющие соло, скорее, обозначают  вокал. Со сцендвижением у них тоже пока... пробелы.Песенок  многовато,  а  уровень иных напоминает времена советских кино и театральных сказок, когда и разбойники,и стражники, «и жучки, и паучки» то и дело что-нибудь исполняли.
Шоу получилось яркое,зрелищное, ошеломляюще современное. Есть временной перебор в  демонстрации всех  этих лунных монстров и  чудиков. Почти три часа  для детского спектакля с  возрастным цензом  «6+» много. Временами его  тема  - полет коротышек  на Луну и скитания   в чужом   им мире -  лишь угадывается  за сверканием неоновых огней и ревом великанов Пнигля и Вригля.(К тому же родители в зале  подхлопывают каждому движению  своего  ребенка по сцене, превращая спектакль в некое ревю).
Носов – писатель моего послевоенного детства. Перечитывала  с восторгом опасные приключения «Буратино»,  когда папа  принес  новинку – «Незнайку» с изумительными иллюстрациями Алексея Лаптева… Легко  включилась в его веселый,энергичный слог.Самой сильной книгой в трилогии считается  первая. Во второй уже есть длинноты в описаниях «идеального  города будущего», третья неоправданно толстая и  порой в своих  подробностях скучная, к тому же   явно   политизированная , вплоть до устройства Знайкой «со  товарищами» социальной революции на Луне.
Ничего  этого нет в умной инсценировке Насти Колесниковым. С Алексеем они делают  уже  четвертый  спектакль, и  тандем   сей удачный.Хотя  техническая начинка кое-где сюжет «задавливает». Есть  и логические нестыковки (Незнайка произносит слово «полый», имея ввиду  травинку,а  через какое-то время спрашивает, что  значит  это слово; Дурацкий остров возникает в разговоре, как само собой разумеющееся, хотя   маленький зритель понятия не имеет,что  это такое…).
Как и в мультсериале  по роману-сказке, на сцене    появляется малышка – единственный друг  неугомонного выдумщика Незнайки . Только здесь это  Синеглазка   из первой книги трилогии. Коротышек ,за редким исключением (артисты театра Никита Матризаев, Роман Мартынчев,Александр Андрюшенко,Евгений Шикин,Алена Омельчук, Дарья Сосновская,Наталья Горячева, Марина Полозова), играют студийцы.Очень живой и  обаятельный  получился Незнайка. Ему все интересно,  буквально до всего  дело  – оттого и  многие  его беды. Хорош в исполнении юного актера и леноватый, хитроватый Пончик. Находит  он почему-то  на берегу бутылку  с соленой водой, а не залежи   поваренной соли, которой по сюжету  набил карманы,  обогатившись на время.
Жаль, что из-за  неизбежных сокращений выпали многие невероятно смешные и поучительные сцены из книжки. Как, например,  ночь в дешевой гостинице, где  Незнайке и Пончику   постоянно приходится  выкладывать фертинги за исчезающие свет, воду и тепло. И -  чтобы выбраться наружу из гостиницы-ловушки. Или  эпизод с доктором Шприцем,  тот в телестудии  слушает космонавта  через скафандр, не забывая  ни  на минуту  о саморекламе: «Уважаемые зрители! Вы слышите глухие удары сердца! Это бьется сердце космонавта, прибывшего  на нашу планету. Внимание, внимание! Говорит доктор Шприц. Мой адрес Холерная улица, дом пятнадцать. Прием  больных ежедневно с девяти утра  до шести вечера…». А  тройная   полоса защиты у Клопса? Не  только   собаки, но и капканы ,  и ружья. Частная собственность священна,  пусть  это  даже пять крохотных ягодок!
Войну  олигархов с   непрошенными гостями-землянами  господин Спрутс, главный буржуин , ведет всерьез, ведь семена гигантских огурцов и арбузов  таят угрозу эксплуатации вообще. Кто  ж станет гнуть спину  на богатея, если сможет  вырастить у себя великанский огурец  или  тыкву ?  Похоже, капитал победит. «В коммунизм» мы уже с вами наигрались .
Писал-писал Носов пародию на Америку 60-х, а  вышло  невеселое  зеркало «дикого» капитализма, в котором мы пребываем с 90-х годов. Литературоведы  отмечали, что «эта сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в 1991 году проснулись словно на Луне».  Нужно было выживать , мгновенно  попав с «бессобытийной улицы Колокольчиков»  в неприютные кварталы лунного Давилона.  Допустив один раз оплошку, мистер Спрутс  больше не промахнется!..
Мне всегда казалось, что заключительная часть трилогии детского классика скорее для взрослых. Чернышев с командой сумели увлечь ею и ребенка XXI века. Как? Все дальше уходя  от театра переживаний? Есть  и такой путь.                        Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments