irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. Театральные гены.Выставка



                ОТ СОЧИНИТЕЛЯ и БЫВШЕГО АКТЕРА
«…перед выходом на сцену к вам вернется голос, и вы прекрасно споете спектакль. Ваша болезнь называется рамповой лихорадкой. Огни сцены, синие рампы, таящие за собой загадку зрителя, - у меня до сих пор замирает душа, когда я жду своего выхода. А впрочем, может быть, мне уже пора потерять в себя веру? Идите спать. Спать!
Я послушался и с удивившим меня внезапным легкомыслием повернул домой. Все мои страхи сменились одним, что я не засну; но едва я улегся, на меня надвинулось, точно чугунный каток, забытье, и я очнулся всего за четверть часа до начала спектакля. Я был так испуган, что даже не попробовал голоса, и со всех ног полетел в театр. Мой выход был в начале первого акта, а мне предстояло замысловатое переодеванье и кропотливый грим.
Гардеробье, насупленный и отечески ворчливый, не вынимая из зубов вечных булавок, похожих на нижний ярус седой щетины усов, наскоро вдел меня в огромный тряпичный живот, и я стал похож на паука. Пока завязывались на спине шнурки жилета, на коленях - банты шелковых панталон, пока застегивались золоченые пряжки туфель, надевался и кое-где подкалывался шитый блестками и стеклярусом кафтан, я отдышался, откашлялся и в страхе попробовал голос».
Начав читать, оторваться уже не смогла. А если послушать еще отрывок из   миниромана Константина Федина «Я был актером» в чтении  его правнука,  артиста театра и кино Ильи Роговина ( однажды  на Фединских чтениях в музее  такая возможность  саратовцам представилась)…Сейчас Илья -  актер известного подмосковного  Ведогонь-театра, выпускник Щепки, (очень  похожий на  прадеда прозрачно светлыми, большими, открытыми миру глазами) - сделал уже целый моноспектакль по фединскому произведению,  соединив  с  отрывками из Достоевского,  Гоголя. Везет   его на Международный театральный фестиваль… И  бабушка  Ильи Нина,  и дедушка были актерами. Закончив ГИТИС, Нина  Константиновна уехала с курсом в чеховский город , где  сыграла старшую Ольгу в «Трех сестрах»
Значит, не случайно попал когда-то  на сцену и сам Константин Александрович-   в Германии на положении пленного в годы Первой мировой войны.  Родовой театральный ген уже сидел в нем. Поспорил тогда Костя  с соотечественником на две  бутылки шампанского, что будет принят в местный театр.  В театре шли и оперы, и драматические спектакли – с тем же  составом  . У Федина оказался комический бас, ему стали давать  партии, пока  прямо  на сцене  он внезапно не  заболел испанкой, косившей в начале века людей тысячами. «В сцене состязания певцов, в бреду я пропел вместо одного - два раза свои неотвязные четыре такта: «Что он поет?/Что с ним,что с ним?/Кто тут поймет?»И уже начал петь в третий раз, но актеры вывели меня со сцены под руки».
Затемв группе пленных его  меняют  на немцев.  И, пообещав своей театральной подружке Лисси  «прислать икры-малосоль», когда закончится  наша революция, Федин  возвращается в Россию.
Тут уже начинается биография писателя, но с театром связи  он не порывает. Об  этом говорит  и выставка «Я был актером: театр в жизни и творчестве К.А. Федина», открывшаяся в музее писателя в Год театра.Никогда  еще не экспонировались эти  рукописи инсценировок фединских романов , его рабочие записи, письма из ведущих театров с просьбой  написать для них пьесы, фотографии артистов - круг общения Константина Федина. Представлена творческая история постановок по романам «Первые радости» и «Необыкновенное лето» в прославленном  театре Вахтангова. Главную роль сыграл  тогдашний  его премьер Юрий Любимов. Через несколько лет  он возглавит легендарную Таганку и навсегда откажется от карьеры актера.Вахтанговцы любили нашего земляка и   поднесли ему книгу  к юбилею театра с автографами всех ведущих актеров.В Саратовской драме шла  фединская пьеса «Испытание чувств» с участием Риммы Беляковой. На выставке она на фотографии.    Редкое издание книги «Я был актером» (1937 год ) с дарственной надписью «от сочинителя и бывшего актера», снимки  писателя с  труппой  театра Циттау в Германии… Экскурсию  увлекательно ведет научный сотрудник музея Ирина Ткачева. Ирина Владимировна обратила наше внимание на  такие раритеты, как письма Таирова и Алисы Коонен, Мейерхольда и Зинаиды Райх. Хотели инсценировать  романы «Города и годы», «Братья». Приглашали  на свои спектакли ,просили новые пьесы  для театра. Читать их в подлинниках – ни с чем  несравнимое  удовольствие. «Дорогой приятель , Константин Александрович, - пишет Райх в сентябре 1934 года . -Приятель потому, что Вы в «друзья»  не очень-то стремитесь. Очень  хочу, чтобы Вы с Вашей женой  побывали  на «Даме»… «Дама» идет в консерватории,  это вам  не страшно, вроде «Нарвских далей», не правда ли? Играю я 18, 19, 20…».
Узнав, что дочь  Нина собралась в актрисы, Константин Александрович устраивал проверку ее актерских данных у театральных знакомых, продолжал ее «курировать» во всех ролях, делал полный  их разбор  в письмах в Таганрог (тоже экспонаты  этой замечательной выставки). Немало нового  узнаешь  о хорошо знакомом имени.

                                                                                                                                                             Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments