irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКИЙ ФИЛИАЛ ЦЕНТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА,ГОРПАРК. Акции, инсталляции

Пустота 0.jpg             ВОСКРЕСЕНЬЕ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

И в большом, не в  самом зеленом и ухоженном городе можно провести выходной на воздухе, с  увлечением  и пользой.
На складах Рейнеке, где развернулся теперь Центр современного искусства  (а точнее,  Саратовский филиал Государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО» при поддержке Фонда развития современного искусства) открылся летний сезон.Самый близкий  теперь музей, лишь  спуститься немного по Горького до Второй горбольницы.
Создатели  новой экспозиции пишут, что  это «своего рода квест, где на несколько часов вам предстоит перевоплотиться в знаменитого сыщика и ,применив его дедуктивный метод, по мелким деталям, осколкам, фрагментам восстановить картину во всей её полноте… граффити, перформанс, инсталляции и ,возможно, что-то ещё неведомое, новые языки, только начинающие свое славное бытование».Участвуют : Группа Репа, Данила Данилов, Игорь Петров, Андрей Голубцов, Александр Ермилов, Екатерина Левина, Катя Брянцева, Эльдар Фрис.
Фиговый зеленый листок прикрывал погоревшую покосившуюся руину, немного ее облагораживая ( но не спасая) . Это уже инсталляция. В голубом безоблачном небе на высоких шестах реяли похожие на  перевернутые летающие  тарелки прозрачные объекты. Рядом  с «окровавленной» электропилой возлежал хладный труп. И хотя он был всего  лишь симпатичной  «готкой», охотно позирующей на телефоны, воспринимался очень  остро (в связи со свежим убийством разъяренными фуриями в магазине).
Фактура   потемневших бревен Рейнеке, идеально сочетающаяся с красной кирпичной кладкой,  удачно дополнилась свежими деревянными конструкциями: решетчатые стенды, они же беседки и скамейки. Внутри одного из блоков будто оживают артобъекты , рифмующиеся с темой  романа Пелевина: «Чапаев   и  Пустота».Правда, Пустота здесь  не  поэт с поисками смыслов, а Чапаев  -  не его  буддийский учитель.  И  «путь к просветлению» вряд ли возможен у этих пустоголовых безликих чудищ в ушанках и тулупчиках а, среди гуталиновых гор,  ловко обыгранных персонажем Эдуарда Успенского. Даже потеряв лицо, эти  тени прошлого   не теряют орудий убийства в руках. А куча хлама пугающе оборачивается  пушкой, направленной в негонее,в каждого из нас.И кажется уже, что высохшие скелеты сталинской охранки зловеще усмехаются в этом темном, грязном, захламленном пространстве.Плакаты  на стенах отсылают вообще к временам Антанты - седая старина! Впечатляет? Еще как впечатляет!..
Сильно  хочется на свежий воздух.И вообще, свежий ветер перемен просится и в  эти «мрачные затворы»: отмыть , отчистить хотя бы один корпус (где легко  сейчас можно заработать «пылевую» аллергию) и начать , наконец, преобразовывать его в музейное пространство  нашего, XXI века. Пока же все любопытно, но как-то предсказуемо.  Лучшим ,непревзойденным  арт-объектом было и осталось   зимнее творение Алина Белоусовой и Анастасии Колесниковой – гигантский костыль, подпирающий ветшающее здание склада. Такую подпорку бы  - да  на Советскую, к дому с гибнущими женскими кариатидами. Да и все саратовские памятники архитектуры  не мешало бы подпереть  подобными костыльками – может, тогда, на них обратит  внимание невесть что охраняющее общество охраны памятников истории и культуры?..
Лекция «Направления дизайна» сильно  вскользь знакомила с  его применением в разных сферах. Тут мои любезные Ароны добыли на свой телефон приложение, позволяющее увидеть в черных «лабиринтах» штрих-кодов   на столбах «дополненную реальность» художников,  пригласив меня в  сие увлекательное путешествие.
«Плотность пустоты» в  графике и  живописи, векторной графике  и  цифровой живописи, анимации и трёхмерной графике 11-ти  художников из России, Белоруссии, Франции и США действительно  затягивала. Открывалась дверь и выкатывался мячик,  следом тянулась хищная морда крокодила.Человек после некоторых манипуляций растворялся под фонарем и появлялся снова.Одно за другим открывались окошки дома, где колебалась занавеска и происходили  всякие тонкие материи. Чего стоит один только  «сериал» про Кролика, который  то задумчиво сидит в углу,  то путешествует  пешком и на велике,  притом  чужие ноги  и деревянные стойки тоже попадают в объектив и служат ему живописной рамой. Не знаю, как это  компьютерные технологии оживляют  картины и рисунки. Для меня  это такое же чудо, как созданные из тысяч и тысяч  иллюстраций  рисованные мультики.
Поев странную, но вкусную чешскую штуку с сахаром, семечками и шоколадным соусом, по виду  -полый цилиндрик, сходивший  с  крутящегося деревянного валика ,  и купив для  подарка пряники  на ножках со съедобной аппликацией,  я заразилась энергией Юлии Арон и отправилась вслед за этой дружной четой в городской парк.  С большим удовольствием посмотрела в Летнем кинотеатре «Формулу любви»– наиболее забытый мной захаровский фильм. А  потом   был пруд , его   горящие бумажные фонарики. С позапрошлого лета  количество и размеры их возросли. Большие прямоугольные  формы выглядели куда внушительней крутящихся на месте  алых и зеленых лотосов. Зато  те светились мягче и загадочней  в темноте позднего вечера.
Большие фонарики, в основном, прибило к  пристани в Лукоморье.  Попросила семейство по соседству отправить в плаванье мой зеленый цветок с синим сердечком свечки по центру.Мы  это проделывали  в основном русле пруда,  и я, вооружившись прутом, оттолкнула свой лотос подальше  от берега.Дунул ветерок, и он поплыл, поплыл на середину!..
Тут уж я помогла и другим фонарикам- цветкам  оторваться от «пристани» -бетонной ограды. И вот они уже легкой стайкой  неслышно унеслись, оставляя в ночи  сияющий след. Не ухватить бегущие  огоньки , не затянуть в наши унылые технические  средства, лишь жалкая их  копия  оставляет  там свою тень…
В то же самое время  живые, небумажные лотосы  в другой, неосвещенной части  пруда  молча набухали розовыми бутонами среди  больших круглых  листьев, похожих на стол, сервированный к десерту.Лотос в Саратове становится   сказочной, но былью.
                                                                                                                                        Ирина Крайнова, фото "Пустоты "Юлии Арон

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments