irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ ОПЕРЕТТА. Сезон закрылся "Собакой"



        И СНОВА С НАМИ ДИВНАЯ ДИАНА…
Кто  не помнит эту восхитительную, бодрящую, как глоток хорошего вина, песню про дивную Графиню де Бельфлор (другое название пьесы), спетую  одним  из ее преданных поклонников.
С присущим ему веселым неистовством  исполнил  ее в  телеверсии «Собака на сене» Николай Караченцов. А какие    аристократичные и ироничные были   там,  Терехова и Боярский!.. Не буду врать, что  не вспоминала фильм  на   спектакле   в завершение сезона Саратовской оперетты.Но, замахнувшись  на любимое ,художественный руководитель  театра Александр Прасолов пошел своим путем. Путь   был нелегкий, ведь  режиссер  нисколько не облегчил сюжет,  не сослался    на название театра  - оперетта. Нет, Александр Юрьевич поставил полновесный драматический спектакль.
Лопе де Вега – бесспорный рекордсмен  среди драматургов. По  некоторым источникам,   написал чуть  ли  не две тысячи  пьес, почти пятьсот  до  нас дошли! Но  даже  в таком ожерелье ярких, темпераментных «возрожденческих» комедий о свободной любви свободных людей    крупным бриллиантом сияет «Собака  на сене» - одна из лучших пьес  великого испанца. Берется к постановке     подобный материал, когда есть актеры  на  такие острые,   по  настоящему  драматические роли, как Диана и Теодоро.
В нашей  оперетте  -   неожиданное распределение ролей. Влюбленного  Секретаря   Дианы играет, конечно же,  блестящий Артур Мухаметдинов. Мы  уже  видели артиста   в самых разных ипостасях:  сурового старшины Васкова,  романтичного капитана Грея,  «столичного франта» Онегина. А вот роль  неприступной гордячки  Дианы исполняет    артистка, за которой закрепилось острохарактерное амплуа.
«Здесь все дело в темпераменте,  -объясняет свой выбор Александр Юрьевич.-А он у  Лены Комиссаровой есть. У них с Артуром   одиннадцать совместных сцен, всех драматических  оттенков, от  ненависти  до  любви -  поединок слов, дуэль взглядов. Герои  так  увлеклись  своей любовью-ненавистью,  что они  уже  не могут  друг  без друга. Пожалуй, это лучший сюжет  среди  почти пятисот пьес Лопе де Вега.  И четыреста лет   его  уже играют!»
Да , и  больше века - у нас в стране.  Впервые в России «Собаку на сене»  поставил в 1891 году
Александринский театр (бенефис  знаменитой Марии Савиной). Через два года   пьесу сыграл Малый театр. Театроведы выделяют  постановку Ленинградского театра комедии в 1936 году известного Николая Акимова и Московского театра революции 1937 года  с Марией Бабановой. Сейчас   комедия великого испанца идет в театре Вахтангова ,  в нескольких провинциальных театрах.    Часто ее не ставят,  ведь такие  блестящие словесно-любовные баталии  по плечу далеко не всем  актерам. Ну и  легендарный фильм , который все еще слишком  помнят…
Кстати, в Московской оперетте   сюжет де Вега  положен  на музыку Клевицким. Александр Прасолов взял к постановке менее известный мюзикл Геннадия Гладкова . Композитор, создавший культовые песни  для телефильма, дописал   несколько вокальных партий.Это  упростило  артистам задачу : все как один  - хиты! И -  усложнило. Попробуй ,«перепой» Караченцова, Боярского, Джигарханяна, которые к вокальным  данным  прибавили  свой темперамент и  недюжинное актерское  обаяние!
В том актерском составе, что видела я, Артур Мухаметдинов Андрей Каленюк, Дмитрий Гудков не соревнуются с  легендами, а по-своему доносят нешуточные страсти «Собаки»( за что  ее  порой  называют  не комедией, а драмой). Елена Комиссарова здесь пышно, «ренессансно», избыточно  красива, к тому ж  очень  неглупа и остра  на язык. Как не увлечься умному,  амбициозному секретарю.  Нет,не только дуэль  слов и взглядов –  это поединок  гордецов. Казалось, два честолюбца зашли в своих баталиях  слишком далеко. «Нельзя сеньора, в самом деле, лежать собакою  на сене», - не выдержит  Теодор, графиня в ответ надает  ему пощечин.
«Любовь всегда вколачивает с кровью науку ревности», -  сеет тут и там   афоризмы  автор. Графиня откупается. «Собака укусила больно, зато и ластится теперь», - констатирует Теодоро, глаза его  становятся как  угли, в них отчаяние и ненависть.Но и страсть, о ней ария на  самой вершине  (плоская крыша европейского  юга,  балкон  ли  - декорации  подвижны, изменчивы, легки и цветны – художник Елена Немчанинова). И будто отражая  пугающую глубину растущих чувств двух  честолюбцев, вращается на заднике шар, где бегут облака, возникают тучи. А то  там появитя застывшая черно-белая мишень -  в тон  нарядам  этой парочки ( изысканны одеяния от художницы Ольги Колесниковой). «Любовь, зачем ты мучаешь меня?» - лейтмотивом проходит   через  спектакль завораживающе красивая  мелодия.
«Дивная Диана» может быть   и очень нежной. Она словно случайно  дотрагивается до руки Теодоро,   он, не удержавшись,  схватывает ее  изящную ручку…Но сколько еще тонкого яда насмешек вдохнут  они друга в друга  до счастливого финала!..
 Есть  и другие превосходные актерские работы. Конечно, это Тристан Андрея Каленюка, верный слуга Теодоро, вытаскивающий его из всех переделок. Именно Тристану влюбленные обязаны, что им удалось, наконец, «уравняться» в положении. Актер, уходя от грубоватого образа, созданного Джигарханяном, находит свои краски  Тут он , скорей, товарищ незадачливому секретарю. Маркиз Рикардо (Дмитрий Гудков) в больших усищах  грозен и забавен на  своей  чисто сценической лошадке. Величественно комичен граф-«отец
» (Равиль Улямаев) .Марсела Марины Фроловой – юная прелестная блондинка – достойная соперница ревнивой госпожи.В ней просыпается  истинная женщина . Понятно, почему  Теодоро к ней все время тянется.
Театру очень повезло, что  они получили не только  знающего музыкального руководителя ( ученика самого Бориса Покровского), но  и  по-настоящему сильного режиссера .Все  продумано от начала и до конца. Еще в прологе появляется  солирующая пара танцоров, обжигающая медлительной  и  ласкающей испанской мелодией. Отодвигается прозрачный полог,  мы видим кордебалет в броских крупных горохах мелькающих  юбок.Даже в сцене ночного свидания и погони со словами «тихо, тихо» слуги продолжают   слегка подтанцовывать : танцевальные гены неистребимы в испанцах. Так  они разговаривают, так  ссорятся, любят  - живут.
Мизансцены  пластически разработаны до мелочей. Теодоро милуется с Марселой и  машет  слуге: поди, мол, прочь.  Тут ему  по спине стучит   веером разгневанная Диана, а он все отмахивается и отмахивается…  Подобных эпизодов много. Они пьяняще  легки, дивны, истинно  театральны.
Конечно, такой цельный и удачный спектакль никак   не создать без хорошей команды. И  она у Прасолова есть. Две талантливые художницы, которых я называла.Дирижер- постановщик Валерий Брятко, балетмейстер Владимир Ломакин,хормейстер Владимир Терещенко. Балет, хор, солисты. Вся актерская труппа саратовской оперетты.Богатое световое решение. Закрытие получилось мощным.
                                                                                                                                                           
Ирина Крайнова, театральный критик, фото с сайта

Приведу выдержки  из обсуждения «Собаки», поставленной  в рамках проекта  «Культура малых  городов».
Елена. Всегда трудно смотреть, когда вещь знакомая.Но  ничуть не была разочарована. Костюмы, игра актеров – мурашки, слезы, переживания, счастье… все было.
Культурный работник. У оперетты были разные периоды. Но сейчас – полные залы, прекрасные костюмы,    новые технологии  на сцене, экраны. Был  настоящий праздник.
Нина Евгеньевна. Да, фильм  был перед глазами. Но  не вспомнила   потом о  нем  ни разу. Немного боялась за  Лену в  этой роли… но есть  ли предел ее таланту?! Артур, Андрей Каленюк – они  просто великолепны.Танцоры выходят  на сцену  - и вы уже в Испании. Это бриллиант, лучшее из всего  , что было в нашем  театре.
Светлана Николаевна. Я 46-й  год  бываю в  этом театре .Большое спасибо, Александр Прасолов, что вы с нами. Все высококлассно. Это  действительно Лопе  де Вега. Отдельное спасибо балетмейстеру  за «испанские» руки  и ноги. Если сначала моя соседка по залу сказала: «Чего тут смотреть?»,   последняя ее реплика была: «Обалдеть!»
Председатель клуба любителей оперетты. Отметим наш замечательный балет.  Артур -  наша яркая звезда. Каленюк , мастер  эпизода, здесь  он превзошел сам себя.Вообще все  на месте. Великолепная лошадка –  просто жемчужина. Согласна, что  это лучшее, что было у нас. Прасолов – прекрасный режиссер.
Наталья Викторовна, музработник.Это  большой успех. На сцене царила гармония. Вы дышите вместе. Вы -   единая команда.Я  наблюдала, как Лена нервничала сначала, но  она сумела подняться еще  на одну ступеньку.Честь и хвала режиссеру, который поверил в нее. Огромное ему спасибо,  и балетмейстеру, и художникам, и дирижеру, и  оркестру. Мечтаю дожить, когда у вас  будет  достойный зал.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments