irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ. Финальная программа ТХМ

  ОЖИВШИЕ ФРЕСКИ

28-й сезон Театр хоровой музыки  закрывал в  филармонии программой «Звучащие фрески».
А я бы назвала их ожившими. Потому что программа складывается не  только из  сочинений классиков вокальной музыки , из невероятно слитного , гармоничного, пронзающего токами узнавания и тихой радости звучания солистов и хора. Но  и из фресок , икон, расписных сводов православных и католических храмов,  максимально приближенных к нам  с экрана . Мы как будто находимся на  службе ( некоторые песнопения  и молитвы исполняются   там тоже ),и строгий трагичный  лик Русской Богородицы   иконы сменяется детски  не защищенными   глазами  Сикстинской Мадонны  с  картины, перед которой преклонялся Федор Достоевский.
Два ангела с нее украсили афишу концерта и стали  его основной заставкой.Да,  частота  использования в рекламе сделала их чуть  ли не кичевыми фигурами. Но   ведь рафаэлевские образы не стали от  этого  менее живописными.Как  ничего  не потеряла в своей вечной прелести   Мона Лиза, старательно превращенная   поп-артом в какого-то гермафродита с усами. И "
не пытайся  для себя хранить/ Тебе дарованное небесами:/Осуждены – и это знаем сами –/Мы расточать, а не копить"…
Хоровые коллективы часто исполняют этих композиторов - Г. Свиридов и П.Чайковский, Д. Бортнянский и  П. Чесноков, Ю. Фалик. Но разве   утратилась   хоть  на йоту  наша свежесть восприятия   пения прекрасного Театра хоровой музыки? И мерно  рокотали басы, и улетали ввысь , как под куполом храма, высокие женские  голоса..  Менее известен зрителям Эрик Витакр, чье произведение «Lux Aurumque»  волшебно  звучало темноте сцены. Витакр– американский композитор и дирижер, создатель проекта Виртуальный хор. Музыканты со всего мира приняли участие в проекте, все партии свели  в единую запись. Затем у композитора возникла новая идея:  записать партию фортепиано и ролик, где он дирижирует. «Это ощущение космической музыки, Музыки сердца и Вселенной. Поразительное звучание»,- говорит автор. Появился  виртуальный мировой хор 58 стран,  потом  -   73 –х .  И мы  ощутили  от исполнения Lux Театром  Людмилы  Лицовой - замечательного дирижера и художественного руководителя – близость Космоса  и Высших сил. Солировала Диана Жукова - обладательница сильного,   очень энергетичного сопрано.
Концерт опять блестяще провела Екатерина Нестерова, которая умеет не только выстроить грамотный, эмоционально насыщенный, просвещающий текст,  но  преподнести его просто  и изящно. Вечер был большой, полновесный ,и после антракта мы снова услышали недавнюю премьеру ТХМ и струнной группы АСО (Академического симфонического оркестра).Солировал на аккордеоне ( который ближе всего к любимому бандонеону  Астора Пьяццолы) виртуоз игры на  этом инструменте Борис Арон. Партия фортепиано  - Ольга Ушакова. Дирижер – Тимур Абсалутинов.
Это  большое вокально-симфоническое произведение Мартина Палмера («Месса из Буэнос-Айреса» ) посвящено памяти Пьяццолы. Католическая месса   неуклонно ускоряет темп , но  вдруг  прерывистые звуки танговой музыки замедляются до проникновенного разговора- молитвы . И опять - нарастание звуков и скоростей, ритм, ритм, ритм... Такой подход  не снижает планку настроя молящихся , зато  он  показывает сложность   и противоречивость земного человека, в которого намешано  всего: и высокого, полетного, и  низшего, чувственного.
В сезоне мы услышали немало ярких, сильных программ ТХМ, посвященных Александру  Солженицыну, перекличке имен Пушкина и Лермонтова,  Лицейской Осени, новой  опере «Сказка о рыбаке и рыбке»..  И  еще больше полюбили (если  это вообще возможно)  уникальный коллектив, которому все по плечу.
                                                                                                                                   Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments