irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. В филиалах. Послевоенные художники у Кузнецова. Возвращение Мусатова в усадьбу



                        НАМ, рожденным в СССР. 24 и 24
Выставку  собрали из работ тех, кто родился в стране, которой уже нет  на карте.
Страна  эта СССР. Более  того,  авторы  - полные мои ровесники, потому что пришли в жизнь в ту же первую послевоенную семилетку, что   и я. Это Евгений Яли с его картинами, напоминающими туманные дали «первомира» фильмов Тарковского  .На противоположной от  солнечной стороны  -  трепетные тени  и  зыбкие видения Владимира Мошникова. Узнаваемые, лаконичные, равно впечатляющие пейзажи Павла Маскаева. Наполненные соками жизни  картины Вячеслава Цая. Играющая нюасировками цвета Елена Мальцева. Юрий Сурин с его неожиданной  и свободной подачей темы. Много, очень много Романа Мерцлина, его  город, все более фактурный,  с характерной ломаной линией.Некая  суховатость и точность кисти  городских пейзажей  Виктора Ситникова, незабвенная Мила Горожанина... Совершенно чуждая тому времени  беспредметная живопись Орлова и Михайлова, сильное эмоциональное высказывание  Хахановой, сполохи и переливы цвета Гуляева, сложная вязь графики Любови Горячевой, обычно всегда   верные натуре   скульптуры  Николая Бунина.
Вроде, все запрещено, кроме соцреализма, все под спудом. Но ведь  каких разных и талантливых художников подарила первая семилетка  без войны. Очень  хорошо написано о том  в пресс-релизе Дома-музея Кузнецова,  где она    открылась. Цитирую:
«Существует гипотеза, что личные и творческие качества человека формируются в детстве. И с возрастом почти не меняются, а лишь становятся ярче. Доминирующая черта художников этого поколения (они - дети победителей) — интуитивная вера в то, что если нет войны, – мир прекрасен. И поэтому поводом для вдохновения им служит старинный дворик в роджном городе и широкий разлив Волги, сообщение об освоении космоса и едущий по улице троллейбус, цветущая в «Липках» сирень и высокое крылечко деревянного дома. Но с годами на смену этой детской безмятежности приходит осознание, что ожидания отцов не сбылись ни в сороковые, ни в шестидесятые…»
Да, мы были детьми победителей. Нас очень  любили наши родители, хотели защитить от всех бед. Самой большой бедой  они считали войну. Они ее еще слишком помнили. Из тех лет пришло присловье,  которое вышучивали потом все, кому  не лень. «Лишь  бы  не было войны» , - а я до сих пор  так думаю, хотя сейчас к этой страшной беде  мира прибавились  новые и не менее опасные.
Художник пишет свою картину, не думая о каких-то важных целях. Он  просто не может жить без своего внутреннего мира и  выражает его  по -своему. Мы увидели в маленьких комнатах Дома порядка 60 картин, рисунков, скульптур из коллекции саратовского Третьякова Игоря Аскасева.И его самого, вальяжно  разместившегося  на большом панно, раблезиански
написанном,  в компании  художников. 24   самобытных  автора. Это очень  достойная экспозиция.

Любопытно, что в тот же день в другом доме художника – музее Борисова –Мусатова  - тоже открылась выставка, где фигурирует цифра 24. Но это число картин одного Мастера, Виктора Эпильдифоровича, которые обычно переезжают  из Радищевского музея в музей-усадьбу   Мусатова на летнее хранение.Подлинники живописи и графики великого художника пробудут в родных стенах  до 6 октября.
Прошлым  летом здесь выставлялось 26 картин, но две из них сейчас  уехали на большую выставку «Сады серебряного века» в царицынском музее. Директор музея-усадьбы Элеонора Белонович побывала  на вернисаже в Подмосковье,а теперь открыла  экспозицию в усадьбе художника «В гостях у Виктора Борисова-Мусатова».
Ходишь  по комнатам музея и  будто здороваешься со старыми друзьями.  Вот великолепно написанная  «Голова Лаокоона», выполненная художником   в студии живописи и рисования при Обществе любителей изящных искусств Саратова.  Вот мощный  «Бюст Каракаллы», это уже  его задание от   Академии художеств  Петербурга, так называмый  «гипсоголовной» класс .
Натюрморт «Череп и книга» тоже учебный, но умелый, он был предметом  гордости  художника и всей его семьи , которая снялась почти  в полном составе (мама и  сестры) на фоне картины сына и брата.
Как пишет Элеонора Белонович,  «свежестью, простотой и живописной убедительностью наполнены  мусатовские «Весенний этюд», «Ручеёк», «В лодке», «Капуста», «Цветы на палитре» .Живым чувством красоты и радости бытия веет  от его крымско-кавказских  этюдов. Я запомнила небольшой, с набегающей волной,  в Сочинской картинной галереи. Наверное,  он написан  одновременно с этими, в 1895  году.
С удовольствием вижу  снова «на месте» портрет сестры,  постоянной  модели художника . Набросок с натуры  угольным карандашом, где уже  угадывается загадочный тип мусатовских девушек. Эту, по словам искусствоведов, жемчужину  коллекции Радищевского вдова Мусатова Елена Александрова подарила  музею еще в 1910  году вместе с великолепным «Осенним мотивом» (давно и прочно  разместился в основной экспозиции).
Приятно увидеть в усадьбе  и два этюда мастера пейзажа Василия Поленова- учителя Мусатова  по Москве, и работы тонкого лирика  Петра Уткина – друга и соратника по Саратову.
Теперь каждую субботу в четыре часа в усадьбе будут проходить экскурсии для желающих ближе узнать  жизнь и творчество великого мастера русского модерна.По четвергам  музей работает до 8 часов.  Еще одно новшество: вечера-встречи третий четверг каждого месяца.Их проведут научные сотрудники музея-усадьбы Борисова –Мусатова. «В гостях»  у нашего знаменитого земляка всегда  интересно.
                                                                                                                                            Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments