irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ИЗ НЕДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОРОТЯСЬ. Бояре,купцы... треплевы

        ОТ ДОЛГОПРУДНОГО К МЕЩЕРСКОМУ

                            Часть 2, более разумная

О приключениях рассказала. Теперь можно   о более   серьезных вещах.
*Наша  «Маша» всех  краше
Выставка Репина в Третьяковке  действительно гигантская , всеохватная.  Почти 300 работ. 21 музей России, 7 зарубежных,  7 частных собраний их представляют. И хоть продлится она аж 5 месяцев, билеты продавали  только онлайн и  - на  три недели вперед. Это нам с Наташкой «свезло», что попали. Кстати, потом  экспозиция уедет в Париж и Хельсинки. Есть там вещи ,  вообще выставленные впервые,  как «Крестный ход в дубовом лесу» (галерея в Градец-Кралове, Чехия).
Конечно, всех  этих «Бурлаков» и «Запорожцев» видела десятки десятков раз в основной галерее. Но приятно встретить  и «монумент» в виде «Торжественного заседания  Государственного Совета» . Русский музей  сей колосс (4  на  9 метров)  покидал лишь  один раз. А уж как трогательно узнавание «родных» картин из Радищевского! Два  чудных французских пленэрных этюда ( ну не хотел Ефимыч писать ,как  импрессионисты, все  бы   ему«за державу» скорбеть!), блестящий, написанный за один сеанс портрет основателя нашего Алексея Боголюбова…А где же его Наденька, неужто  не взяли на выставку? Много портретов детей художника, мило и живописно написанных, но все они рядом с портретом Нади выглядят, как фрейлины в ожидании выхода принцессы. Но  вот   и она, в нежно-розовом, со всеми оттенками, еще на подушке,со склоненной головкой, но уже  с  открытыми  глазами, полными  легких сновидений…Крестница Боголюбова, получившего в подарок от отца  эту  жемчужину. Без нашей Нади не обошлись  в Москве.
Интересен Репин поздних лет. Очень неожиданный, экспрессивный «Гопак». А  вот полотно, где и море  написано  привольно, и фигуры молодых людей, не обращающих внимание на ветер, волны и  уже мокрые ноги: «Какой простор!». Кстати, охрана после  покушения на его и Куинджи   картины усилена   крайне. У  каждой картины   - персональная сигнализация и особо прочное стекло. И служительницы в немереном количестве  не спускали с нас  своих  цепких взглядов.
*Запрудная или Запрудня?
Наверное, и так, и так можно. Дети снимали  там дачу, и я жила среди  могучих хвойных лесов ,  как следует отдышавшись  от саратовской жары. В двухэтажном бревенчатом  доме на окраине коттеджного поселка, где все  дышит   природой   и тишиной. Поселок Запрудня получился от слияния села Гари, деревни Запрудня и деревни Хохловка. Первое упоминание о селе Гари содержится в «грамоте»   дмитровского князя Юрия Ивановича и игумена Троице-Сергиева монастыря, датированной 20 января 1506. Вот какие древности! А в первой половине XVII века Гари  - жалованная  вотчина  родовитым московским боярам Леонтьевым от  последнего Рюриковича  Василия Шуйского - «за осадное сидение»  при  нашествии поляков. Место  оставалось  все еще «медвежьим углом», пока  предприимчивый Фаддей Тимофеев в третьей четверти XIX века не  начал тут варить стекло в глиняном горшке.Производство росло,  разрасталось  - и стало фабричкой аптекарской посуды, а  прославилось  на всю Русь, когда   начали  тут  делать качественные стеклянные «мундиры»- колбы к  электрическим лампочкам. При Союзе завод был славен кинескопами к цветным ТВ. Все закончилось в 90-х. Тара для пивных бутылок – ныне удел уникального производства.
Название Запрудня относится к XVIII веку и  происходит, видимо, от небольшой запруды на  реке  Куновке. Она и образовала пруд, или озеро. Правда,  местные мне рассказывали, что было  на том месте  болотце,  его немножко подрыли,  тут вода  и поднялась.
Как бы  то  ни было, но озерко чудесное, чистое, с подземными  студеными ключами, их  очень чувствуешь, когда плывешь.И  хотя  погода не баловала теплом, заплывы я устраивала ежедневно , на радость окрестным зевакам. Грех  не заплыть, когда вода прозрачная, песок чистый, буйки  и спасатель  на своем месте. В Запрудне очень современный пляж, стадион, детский городок и аквапарк в открытом водоеме. Смешно было наблюдать, как мерзла в будке кассирша  в ожидании богатеньких клиентов.В жару они, наверное, случаются.
*Пришельцы в шариках
Выполнила наказ друзей-художников: два последних московских  дня ходила в музеи, где развернута  масштабная театральная выставка "Инновационный костюм XXI века: новое поколение".  Выставка молодых театральных  художников мира.Руководители  проекта рассмотрели  более 1300 заявок   и отобрали  250 участников из 45 стран: (Австралия и  Германия, Дании и Мексика, Франция и  Япония…)  с наиболее оригинальными  эскизами костюмов, коллажами, фотографиями,  уже готовыми работами для оперы, балета,  драмы , кино.
В зале Исторического музея нас  встретили фигуры в латексе , в  нарядах,  похожих на надутые шарики. Это работы  Саши Фроловой, художницы, знакомой нам  по «Большой опере». Был  такой день  на конкурсе, когда все участники  оделись в «шарики» Саши. Особенно эффектна смотрелась вокалистка в образе Царицы Ночи. В музее Бахрушина, куда помещена часть экспозиции, целый зальчик отведен артобъекту Фроловой, в ее стилистике накрыт стол с угощениями.
Работы многих художников называют революционными – они просто взрывают мозг  своим виденьем нового века, где у актеров нет  ни лиц, ни голов,а зачастую  -  и тел –  лишь трубки, провода, веревки, или один только силуэт,утекающий с помощью сияющей нити. Гуманоиды, существа  среднего рода, та самая «мировая душа» , чью изменчивую форму пытался передать неудачливый драматург  Костя Треплев , когда через 200 тысяч  лет на Земле  «уже ничего  не будет»?
Мне все  же ближе «цитаты» из галантного века. Высокий парик и  сложное сооружение в форме  шляпы из белой бумаги.  Та же тема, решенная изящно расшитым винтажным кружевом. А эти японские костюмы  как будто невесомы, они   несут  тишину, маня в царство  теней … Органический пластик, латекс, бифлекс, пенопласт, бумага, дерево –    это  далеко  не все материалы  от   театральных кутюрье.
В рамках проекта открылась  еще  маленькая выставка в Каретном сарае,  она проводит  параллели между театральным и  народным костюмом.Было любопытно увидеть  праздничное  платье крестьянки из саратовской деревни и сравнить его с нарядом крестьянки из Калуги -  моей прародины .  Вот рядом богатые  одеяния грузинской и армянской девушки. А это уже мотивы русского сарафана в костюмах участниц дягилевских сезонов в Париже. И щедро украшенные туфли  солидного  размера - в  них пел Федор Шаляпин…
Экспозиции  просто  фантастические , они  продолжают более ранние совместные  проекты  театрального костюма начала прошлого века.
Пышные парики, пусть и стилизованные , настроили  на эпоху. Вечером нас с Галей ( превосходно  провели мы  этот  день!) ждали театр Моссовета  и изящная  французская вещица «Опасные связи» (по известному роману Лакло – пьеса Кристофера Хэмптона). Только французы умеют касаться  темы адюльтера  без пошлости. И  передавать остроту эротических моментов  лишь рискованной игрой слов .Самый острый язык , несомненно, у Виконта, блистательно сыгранного Александром Яцко. Но   даже его  проницательному уму далеко  до расчетливой  точности Маркизы, показанной  Ольгой Кабо холодной стервой.
Декорации и костюмы   тандема  замечательных  художников Бориса Бланка - Виктории Севрюковой с  продуманной  режиссурой Павла Холмского отсылают  к   королевской Франции,  будто шагнувшей  на сцену со старинных  гобеленов.
*Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…
Охотился грозный царь Иван  не только в Сокольниках, но и здесь ,на  Мещере. А потом  Алексей Михайлович. Когда-то здесь шумел вековой лес.  Владели лесными угодьями Трубецкие, Долгоруковы, Третьяковы, Пушкины… В войну 1812 года корпус графа Остермана-Толстого и летучий отряд генерала Дорохова  располагались прямо в лесу , не давая житья французам.  Бонапарт на берегу  вон того пруда, отступая , сжег деревню.  Курганы в дальней  части парка, названные Наполеоновскими,  до сих пор хранят его  тайну. Говорят, там  часы останавливаются и приборы шалят. Мещерским лес стал, когда его угодьями владел князь Сергей Мещерский. В советское время  поблизости возникает знаменитое писательское Переделкино. В 41-м  именно здесь фашисты пытались последний раз прорваться к Москве.Не вышло...
Сейчас  это место великолепного лесопарка  более  чем  в 465 га. Вековые сосны, чистые пруды,  ухоженные тропинки и места для привалов. Говоря языком канцелярским, «дорожно-тропиночная сеть». И  как же хорошо сидеть вечером  на деревянном помосте пруда, окаймленном продольной    декорацией -   щеткой краснолесья, и глядеть  на   порядком усталое за  долгий день нежаркое  солнце… На каких дивных  улочках живут теперь здесь  мои дети: Тихая,Медовая... Как не вспомнить песню  про такие же  старые,  теплые названия: «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную /И на Тенистой улице я постою в тени./ Вишневые, Грушевые, Зеленые, Прохладные… Как будто в детство давнее ведут меня они»...Конечно, детство! Я выросла в Отраде, на берегу моря, куда вели улицы Ясная, Уютная, Отрадная...
                                                                                                                                                Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments